Урок речевого творчества

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка.

Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников.

Программа “Речевое творчество” составлена с учетом имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников.

Специфические принципы, на которые опирается содержание и структура программы “Речевое творчество”:

  • художественно-эстетический принцип;
  • принцип интеграции;
  • принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;
  • принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика.

Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции уроков русского языка и литературного чтения. Урок речевого творчества проводится как занятие по интересам.

Важнейшая задача учителя – создание условий для появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.

Все уроки речевого творчества входят как составная часть в изучение грамматико-орфографических тем. Формирование речевых умений в каждом классе строится по этапам. Содержание этапов определяется целью и задачами обучения, направленными на формирование творческих речевых умений, исходя из которых, выбираются виды упражнений в связной речи.

Комплекс творческих умений, формируемый у учащихся при обучении связной речи:

Интеллектуально-познавательные творческие умения:

1. Информационно-содержательные, включающие умение получить информацию для высказывания, интересно раскрыть тему и главную мысль в сочинении.

2. Структурно-композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать материал умение формулировать вводную и заключительные части.

3. Умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.

Образно-речевые творческие умения – умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующим целям высказывания, его типу и стилю.

Эмоционально-образные творческие умения – умения отразить чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому.

Результаты контрольных работ (олимпиады), проводимых в конце учебного года, позволяют оценить эффективность обучения.

ПРОГРАММА
(конкретная часть)

1-й класс

  • Развитие речевых умений и навыков (устная форма)
  • Развитие фонематического слуха в звуковых играх и речевых ситуациях. Упражнения (хоровые и индивидуальные) в произношении отдельных звуков в словах и предложений в определенном темпе с различной интонацией. Составление словосочетаний, предложений, текстов с помощью учителя.

2-й класс

  • Развитие речевых умений и навыков (устная форма)
  • Обогащение и активизация словаря. Составление тематических и орфографических словарей.
  • Развитие речевых умений и навыков (письменная форма).
  • Написание предложений и небольших текстов, сочинений-миниатюр. Сочинения по пословице, сочинение считалок, скороговорки, сказки по опорным словам. Развитие умения отражать свое настроение в письменных работах, чувствовать образность поэтического слова.

3-й класс

  • Развитие речевых умений и навыков (устная форма).
  • Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков “орфоэпически” правильного чтения: развитие четкой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата. Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков. Составление орфографического словаря, словаря антонимов, настроений.
  • Развитие речевых умений и навыков (письменная форма).
  • Сочинения по пословице; сочинение небылицы, считалки, потешки, скороговорки. Составление текстов поздравительной открытки, письма. Иллюстрирование текстов, пересказ. Сочинения-миниатюры на заданные темы. Воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости на тематику сочинений, на события, описываемые в сочинениях-миниатюрах.

4-й класс

  • Развитие речевых умений и навыков (устная форма).
  • Обучение правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении. Убыстрение и замедление темпа речи и чтения, увеличение и уменьшение силы голоса (от громкой речи и наоборот) в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания. Упражнения в решении речевых задач (выразить удивление, восхищение, сомнение) при чтении текста.
  • Развитие речевых умений и навыков (письменная форма).
  • Сочинение собственных стихов, сказок, загадок. Отзыв о любимых стихах. Знакомство с терминами, как сравнение, эпитеты, метафора, олицетворение. Сочинения с включением образных выражений, сочинение в рисунках, сочинения-миниатюры по заданным темам. Изменение позиции учащегося: роль автора, слушателя-критика. Создание своих мини-произведений на определенную тему с элементами художественного и научного описания. Умение эмоционально откликаться на прекрасное в жизни и произведениях искусства. Умение образно воспринимать внешний мир, изображать его в рисунках.

После написания сочинения-миниатюры систематически проводятся уроки редактирования.

В первом классе уроки речевого творчества – это подготовка учащихся к творческой деятельности. Учащиеся под руководством учителя составляют устные рассказы по готовому плану, по коллективно составленному плану, по опорным словам, по сюжетной картине, по серии сюжетных картинок, по наблюдениям.

Тематика уроков:

2-й класс

1. Что такое творчество.
2. Я и мое настроение.
3. Автопортрет.
4. Моя дружная семья
5. Положительные и отрицательные эмоции. Составление словарика настроений.
6. Слово. Чувство. Образ.
7. Эмоции и творчество. Моя любимая игрушка. Составление словарика на тему “Игрушки”.
8. Игры со словом.
9. Родное слово в пословицах и поговорках. Слово – друг. Иллюстрирование знакомых пословиц.
10. Задачи.Загадки.Шутки.Составление словарика шуток.
11. Сочинение считалки.
12. Сочинение скороговорки.
13. Составление рассказа и рисование на тему “Я люблю…”
14. Эмоции. Мимика. Жесты.
15. Пересказ знакомой сказки. Иллюстрирование.
16. Сочинение сказки по опорным словам.
17. Настроение животных. Составление словарика на тему “Животные”.
18. Сочинение на тему “Мое любимое животное”.
19. Фантастическое животное. Рассказ и иллюстрирование.
20. Настроение цветов. Составление словарика на тему “Растения”.
21. Сочинение на тему “Мой любимый цветок”.
22. Сочинение на тему “Что такое хорошо , что такое плохо?”.
23. Сочинение на темы: “Моя парта”, “Глазами моей парты”.
24. Мой друг. Моя подруга. Сочинение и иллюстрирование.
25. Олимпиада.

3-й класс

1. Слово и образ или поговорим о словарях Составление словарей на разнообразную тематику.
2. Сочинение по пословице “Сентябрь холоден , да сыт”.
3. Настроение и его оттенки. Хвастливое и ворчливое настроение.
4. Капризное настроение. Капризная девочка.
5. Рисование диафильма по сказке К.И. Чуковского “Федорино горе”.Пересказ сказки.
6. Сочинение по пословице “Поспешишь – людей насмешишь”.
7. Рисование диафильма по сказке “Про снежинку”. Пересказ сказки.
8. Зимнее настроение. Сочинение-миниатюра на тему “Моя снежинка”.
9. Зимнее настроение. Сочинение-миниатюра на тему “Снег”.
10. Слова-друзья и враги. Работа со словарем настроений.
11. Составление словарика антонимов.
Какие слова меня больше всего обижают и радуют. Сочинение.
12. Типы текста: описание, повествование, рассуждение.
13. Тема текста, основная мысль, опорные слова.
14. Письмо-текст. Поздравительное письмо к Новому году.
15. Составление орфографического словарика.
16. Структура жанра “небылица”. Сочинение небылицы.
17. Сочинение считалки.
18. Знакомство с жанром “потешка”.
19. Сочинение скороговорки.
20. Знакомство с жанром “побасенка”.
21. Сочинение “Я превратился в рыбку, в птичку, тигра”.
22. Сочинение и рисование на тему “Моя мама”.
23. Текст. Поздравление к празднику 8 Марта.
24. Рисование диафильма. Пересказ сказки “Бабочка и грибок” по диафильму.
25. Олимпиада.

4-й класс

1. Осенний листок. Сочинение-миниатюра.
2. Сочинение в рисунках (пиктография).
3. Сочинение сказки. Цветная сказка. Черная сказка. Желтая сказка. Белая сказка. Зеленая сказка.
4. Раскрыть значение и выразительные возможности слов “смеяться”, “плакать”.
5. Как я понимаю красоту. Сочинение.
6. Сочинение стихов по заданной рифме.
7. Сочинение на тему “Моя мечта”.
8. Сочинение загадки наоборот.
9. Что я чувствую и представляю, когда слышу слово “доброта”.
10. Сочинение-миниатюра с использованием фразеологизмов на тему “В цирке”.
11. Сочинение диафильма по стихотворению, сказке, рассказу.
12. Сочинение на тему “Мой любимый певец”, “Моя любимая группа”, “Моя любимая музыка”.
13. Моя любимая игра. Сочинение-миниатюра.
14. Сочинение-описание на тему “Таинственный лес”.
15. Сочинение на тему “Я хочу быть…”
16. Сравнительное описание на тему “Кошка и собака”.
17. Сравнительное описание на тему “Ландыш и подснежник”.
18. Сравнительное описание на тему “Сорока и ворона”.
19. Что я чувствую и представляю, когда звучат слова “волна”, “камень”.
20. Моя любимая фотография.
21.Сочинение-миниатюра на тему “Этот замечательный день”.
22. Отзыв-сочинение по любимым стихам, рассказу.
23. Оформление классной газеты. Реклама. Заметка в газету.
24. Сочинение по пословице “На вкус и цвет товарищей нет”, “О вкусах не спорят”.
25. Олимпиада.

Мы считаем, что разбудить у учащихся интерес к изучению русского языка, создать положительную атмосферу в классе помогут уроки речевого творчества.

Литература:

1. Каландарова Н.Н.Уроки речевого творчества в 1–3 классах. Глазов, 2002.

2. Кудина Г.Н. Литература как предмет эстетического цикла. М., 1992.

3. Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь. М., 1980.

4. Синицын В.А. Путь к слову. М.,1996.