Урок русского языка по программе Л.В. Занкова по теме: "Имена собственные"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • продолжать работу по данной теме;
  • развивать орфографическую зоркость учащихся;
  • развивать мышление;
  • воспитывать любовь к своему городу.

Оборудование:

  • учебник: А.В. Полякова, 2 класс;
  • тетради;
  • индивидуальные карточки;
  • словарные слова.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент

II. Словарная работа

На доске – карточки со словарными словами:

б рёза в робей дев чка з дача гор д

– Какие буквы пропущены?

– Как они называются? (Орфограммы.)

– Что объединяет все эти слова? (Эти слова – словарные.)

– На какие две группы можно разделить эти слова? (Одушевленные – неодушевленные, ж.р. и м.р.)

– Запишите слова в два столбика.

ж.р.

берёза
девочка
задача

м.р.

воробей
город

Проверка с доски.

– Какие еще орфограммы встречаются в этих словах? (Сочетания чк, ча и парный согласный в конце слова – подбери проверочное.)

Все орфограммы подчеркиваются.

III. Работа по теме

– Придумайте предложение со словом “город”.

Мы живем в городе Астрахани.

– Подчеркните основу предложения. Вместо существительного записана другая часть речи. Может, кто-нибудь знает, как она называется?

– Какие еще орфограммы встречаются в этом предложении? (Жи, большая буква.)

– Почему в нашем предложении две большие буквы?

– Что вы знаете о нашем городе: в каком году он был основан? Почему его назвали Астрахань? Какие достопримечательности встречаются в нашем городе?

– Какие еще слова пишутся в большой буквы?

Хором: Имена, фамилии, клички, города – все с заглавной буквы пишутся всегда!

IV. Физминутка

– Если я называю имя собственное вы присаживаетесь. Если в слове есть сочетании жи-ши, ча-ща, чу-щу – наклоняетесь. Если называю словарное слово – стоите на месте.

Роща, Дарья, дежурные, щука, воробей, животное, Волга, комната, до свидания, дача, Наум, Пётр, чудо, шипы, карандаш.

V. Работа по учебнику

  • Упражнение 76.
  • Упражнение 78 (самостоятельно).

Устно.

– Назовите город, в котором живут:

  • новгородцы – …
  • москвичи – …
  • калининградцы – ...
  • астраханцы – ...

– Назовите наиболее часто встречающиеся профессии Астраханцев.

VI. Самостоятельная работа по карточкам

а) Спишите, раскрывая скобки.

Возвращаясь под вечер с (П, п)оля,
Потеряла (С, с)ерёжку (П, п)оля.
Ту (С, с)ерёжку нашёл (С, с)ерёжка.
Прибежал, постучал в окошко:
– Отыскалась твоя (С, с)ерёжка.

б). Подчеркните одной чертой двусложные слова.

VII. Итог урока

– Всё ли у вас получилось?

– Понравился ли вам урок?

– Какие трудности вы испытывали?

VIII. Домашнее задание

– Упражнение 80, выписать из 1-го столбика словаря (с. 220) существительные женского рода.