Сценарий урока – мастерской ценностных ориентаций в 5-м классе по теме: "Нравственные истины и традиции эвенкийского народа в поэме З.Я. Яхнина "Легенда о Ховеко"

Разделы: Литература


Цели:

  • раскрыть идейное содержание поэмы “Легенда о Ховеко”, осмыслить философскую и эстетическую проблематику произведения;
  • развитие читательских интересов учащихся, умений обобщать, анализировать, синтезировать литературный материал;
  • формирование нравственной позиции учащихся, патриотизма, интереса к творчеству поэта З.Яхнина и его личности.

Виды учебной деятельности:

  • выразительное чтение “Легенды о Ховэко”;
  • эмоциональное восприятие текста поэмы;
  • аналитическая беседа;
  • решение в процессе общей беседы с классом проблемных вопросов нравственной направленности;
  • создание в групповом взаимодействии творческого продукта (обобщающей таблицы, иллюстраций, устных сочинений, культурологических исследований) и предъявление его всем участникам мастерской;
  • работа по составлению лингвистического словаря “Легенды о Ховеко”;
  • инсценирование и анализ эпизода поэмы “Легенда о Ховеко”;
  • работа над системой образов произведения “Легенда о Ховеко”;
  • сравнительная характеристика образов;
  • работа с компьютерной презентацией “Центр земли”;
  • работа с теоретико-литературными понятиями;
  • промежуточная и общая рефлексия.

Наглядность и оборудование:

  1. Портрет поэта З.Я.Яхнина.
  2. Компьютерная презентация “Центр Земли” (Приложение 1).
  3. Иллюстрации учащихся к поэме З.Яхнина “Легенда о Ховеко”.
  4. Изображение чума, костра.
  5. Костюмы учащихся, подготовивших инсценирование эпизодов поэмы “Легенда о Ховеко”.
  6. Коллекция ножей, привезенная З.Яхниным из экспедиции в Эвенкию.

Оформление доски:

Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.

Платон

ХОД УРОКА

Оргмомент

Учитель: Сегодня мы познакомимся с поэмой З.Я.Яхнина “Легенда о Ховеко”, увидим, какие традиции эвенкийского народа отражены в поэме, выясним, какими нравственными истинами живет этот народ и должен жить, по мнению автора, каждый человек, определим, как они соотносятся с общекультурными.
Сегодня на уроке мы будем выразительно читать текст поэмы, анализировать его, представим отдельные эпизоды, образы через инсценирование, поработаем со словом данного художественного произведения, проведем беседу по произведению.

Первая учебная ситуация

Слово учителя (работа с компьютерной презентацией “Центр Земли”)

– АН-2 летел над зимней Эвенкией к озеру Ессей. Это у самого полярного круга. Под нами заснеженная пустыня. Ни избушки, ни дымка, ни тропки. Только белая пустыня. И навстречу огромное красное солнце.
У меня ощущение, что забираюсь я куда-то на самый край земли и что самолет так никуда и не сядет. Некуда ему садиться и незачем. Людей здесь нет и вообще ничего нет. Край Земли.
И все-таки самолет пошел на снижение. Винт замер. Наступила оглушительная тишина. Мы сели прямо на озеро. На берегу я разглядел одинокий треугольник чума. А потом увидел бегущего к самолету человека и черную собаку рядом с человеком. Летчики быстро выгрузили на снег какие-то продукты и сразу же улетели дальше. Я с тоской посмотрел в сторону исчезнувшего самолета. И хотя собака прыгала вокруг меня, как будто мы давно с ней знакомы, а человек дружелюбно похлопывал меня по спине, ощущение заброшенности не проходило. В голове все время вертелись два слова: “Край Земли”.
В Эвенкию я прилетел по делам нашей краевой молодежной газеты, а уже сюда, на озеро Ессей, забрался по собственной инициативе. С Николаем Васильевичем Болуту – так звали моего нового знакомого – мы быстро нашли общий язык. Через час мы уже сидели в его чуме и попивали черный чай… Он расспрашивал меня о Москве, о Красноярске. В Москве он бывал однажды, приезжал туда на Выставку достижений народного хозяйства. И с радостью вернулся на свое озеро от многолюдья, шума и вынужденного безделья.
Потом мы вышли из чума на ослепительный снег. Ботулу поймал двух крупных оленей и начал запрягать их в санки. Оленья упряжь очень интересна и сложна. В ней десятки каких-то кожаных ремешков, отполированные косточки с дырками, узелки. И крепится она не так туго, как на лошадях. Она мягка и подвижна. Я тыкал пальцем то в ремешок, то в косточку и спрашивал:”А это как называется? А это что? А это для чего?”
Ботулу сначала мне все терпеливо объяснял, а потом вдруг неожиданно произнес:
– Живешь ты, парень, где-то на краю земли. Ничего, однако, не знаешь.
Я рот раскрыл от неожиданности. Как же так? Я, в прошлом москвич, а теперь красноярец, живу, значит, где-то на краю земли? А Ботулу? Он, значит, здесь, у озера Ессей, живет в центре земли?
С того дня прошло уже 20 лет. По писательским и журналистским делам объездил я почти весь наш Красноярский край. .. Встречался и разговаривал со многими людьми. И теперь мне стало ясно, что понятие – кто живет на краю земли, а кто не на краю – понятие это очень относительное. Я понял, что центр земли у каждого человека свой.
Там, где человеку хорошо, там, где он ощущает свою нужность , где его понимают и ценят, там для него центр земли. И еще для человека центр земли там, где он что-нибудь построил своими руками.
Мне хочется рассказать о таких людях, для которых центром земли стали эти места.
И главное, мне хочется повести с вами, ребята, разговор безо всяких скидок на возраст. Серьезный разговор…

Учитель: Сегодня, ребята, мы познакомимся с поэмой З.Я.Яхнина “Легенда о Ховеко” (Приложение 3), выясним, как отражаются в произведении нравственные истины и традиции эвенкийского народа, по которым, по мнению автора, должен жить каждый человек, и в какой мере они соотносятся с общекультурными.
Также сегодня на уроке мы будем выразительно читать, анализировать текст поэмы “Легенда о Ховеко”, представим отдельные эпизоды данного произведения с помощью инсценирования, будем работать со словом, проведем беседы по проблематике текста.

Вторая учебная ситуация

Учитель: Давайте вслушаемся в текст произведения “Легенда о Ховеко”, как к нам обращается автор?

Инсценирование фрагмента поэмы “Легенда о Ховеко” (от слов: “Мне поведал однажды байку старый друг со шрамом у глаза…” до слов: “И пошла звериная драка. Люди гибли, как гибнут олени, в бою сцепившись рогами, из-за важенки тонконогой”).

Третья учебная ситуация

Аналитическая беседа по инсценированному эпизоду.

Учитель: Ребята, вам понравилось произведение “Легенда о Ховеко”? Что именно вам понравилось?
Как вы думаете, что заинтересовало автора? Что его поразило? Он приехал из цивилизации, а здесь – пустыня. Ему казалось, что он приехал на край земли, а оказалось…(Эвенкия – особый мир, автора поразили нравственные ценности и обычаи эвенкийского народа, культуру которого нужно уважать, знать, понимать.)

– О каких обычаях поведал нам З.Яхнин в своей поэме “Легенда о Ховеко”? (Культ предков, эвенки живут родом, олень – символ достатка эвенка, эвенкийский народ славится мирным нравом, каждый род эвенков имеет старейшину, эвенки “не убивают и мужчин, и женщин, стариков и малых детей”, муж в эвенкийской семье – воин-защитник, стрела с тряпицей – вызов на честный бой, эвенки – трудолюбивый народ...)

– Какие слова в произведении “Легенда о Ховеко” оказались трудными для понимания? Словарь эвенкийских слов составляла ваша одноклассница. Задавайте ей вопросы. (Приложение 2)

(Байка – сказка.
Чум – жилище кочевников конической формы.
Тутэкорно – сабля (эвенк.).
Пальма – тяжелый нож на древке (эвенк.).
Сохатый – лось.
Камус – шкура с ног оленя.
Бакари – эвенкийская меховая обувь.
Важенка – самка домашнего или дикого северного оленя.
Медведь-шатун – проснувшийся среди зимы медведь.
Кострище – место, где был костер.
Стойбище – место временного пребывания кочевников.
Лежебока – лентяй.
Эвенки – северный народ, жители Эвенкии).

Четвертая учебная ситуация

Анализ текста поэмы “Легенда о Ховеко” в единстве формы и содержания: сюжет, система образов.

Учитель: Итак, мы увидели, что эвенкийский народ имеет свои нравственные истины и традиции. Теперь обратимся к тексту поэмы “Легенда о Ховеко”. Жизнь преподнесла испытание древнему эвенкийскому роду Момоль, отличающемуся мирным нравом.

– Они что, слабые были? (Нет, их сила была в единении, в раздоре – только слабость.)

– Что случилось с людьми этого рода? На что они направили свою силу? Как автор об этом говорит? (“Появился недобрый обычай жирным мясом кормить старейшин… Разжирели старейшины рода, ели мозг – а мясо собакам. Захотелось им больше богатства..”; “А когда в Эвенкии мужчины истощили в сражениях силы…; “Разжирели”, “Захотелось, чтоб красные рыбы только им принадлежали” (жадность); “Повели они хитрые речи…” (хитрость); “перепутано-хитрые речи” (лживость); “Глаза старейшин блестели, ненасытным, завистливым блеском” (зависть); “И пошла звериная драка” (раздор, потеря человеческого облика) и “Истощили в сражениях силы!”)

– “К ним пришел из-за гор Путорана богатырь по имени Бамбин…” А почему Бамбин пришел? (Раздор внутри рода Момоль – слабость, а мы знаем из курса истории, если государство истощило свои силы в распрях да междуусобицах, враг мгновенно это чувствует и начинает осаждать страну, сила – в единстве!)

– Кто такой Бамбин, какие художественные приемы автор использует для создания этого образа? (“Злой, как зимний медведь-шатун” (сравнение, эпитет, злость); “Его стрелы напитаны ядом из трухлявых грибов поганых” (эпитеты); “Подползал незаметно Бамбин (хитрость, бесчестность), “Убивал и мужчин, и женщин, стариков и малых детей”, “Он высасывал мозг горячий из передней ноги сохатиной”, “Вытер жирные толстые пальцы о волосы женщин склоненных…”)

Работа по составлению таблицы “Сравнительная характеристика образов Бамбина и Ховеко”.

– “А потом он кивнул незаметно на девушку рода Момоль и велел, чтоб убрали ей косы… Вздрогнул, вперед рванулся…” Кто? (“Ховеко – самый юный воин, сестру свою заслонил он от узких заплывших глаз…”)

– Кто такой Ховеко, что и с помощью каких художественных приемов подчеркивает автор в личности Ховеко? (С помощью эпитетов “храбрый и ловкий”, “шел Ховеко осторожно к чуму Бамбина злого”, “мог Ховеко стрелою сердце ему пробить, но Ховеко был честен…”, поступков “не стал с великаном драться, это было бы безрассудно, но поклялся ему отомстить”. Ховеко понял, что силой победить нельзя, нужно учиться, да и один в поле не воин. “И пошел Ховеко к Кардакую…учиться стрелять из лука и кедры рубить пальмой”.)

Чтение наизусть фрагмента поэмы “Легенда о Ховеко” от слов: “Пошел Ховеко к Кардакую…” до слов: “и долго смотрела Либа на черную точку в снегах…” В этом сила Ховеко!”.

– Итак, обобщим все сказанное с опорой на таблицу “Сравнительная характеристика образов Бамбина и Ховеко”:

Образ Ховеко

Образ Бамбина

честный Хитрый, бесчестный
добрый Злой, как медведь-шатун
щедрый жадный
“Ховеко – самый юный воин, сестру свою заслонил он от узких заплывших глаз…” “Убивал и мужчин, и женщин, стариков и малых детей”

– Что нравится автору в Ховеко? (“И снова богатым и сильным стал род эвенкийский Момоль. И славао юноше храбром летела из края в край”.)

– Сказки на этом счастливом моменте обычно заканчиваются, но у нас не сказка, а легенда. Что такое легенда?

Доклад ученика “О легенде”.

– Но автор не закончил свое повествование, ведь жизнь не сказка, а легенда, и посылает новое испытание и нашему герою – Ховеко.

Пятая учебная ситуация

Учитель: А что дальше произошло?

Инсценирование эпизода произведения “Легенда о Ховеко” от слов: “Слишком прилипчива слава…” до слов: “Неразучился стыдиться, значит, не так он плох…”

 Шестая учебная ситуация

Анализ инсценированного эпизода поэмы З.Яхнина “Легенда о Ховеко”.

Учитель: А что это за девушка Либа, как она относилась к Ховеко? Какие художественные приемы автор использует для создания образа Либы? (“Всю зиму дочь Кардакуя, веселая нежная Либа, шила для юноши панцирь из костяных чешуек…” (трудолюбивая, автор для создания образа Либы использует эпитеты; “…А я жениха выбираю, – девушка гордо сказала…”; “...Стал юноша думать о Либе, о смелой и гордой Либе…”. Либа любила Ховеко: “Шила для юноши панцирь из костяных чешуек…”; “Уже ударилось солнце о краешек окоема, и долго смотрела Либа на черную точку в снегах…” – автор использует олицетворение, скрытое сравнение, эпитеты для того, чтобы передать чувство Либы к Ховеко.)

– А что случилось с Ховеко, каким вы его представляете в этом эпизоде? Какие художественные приемы позволяют увидеть образ Ховеко? (“И стал Ховеко заносчив, как сказку, себя полюбил…” (эгоизм, сравнение); “И стал Ховеко разборчив…” (жадность); “Много отцов обидел, смеясь над их дочерьми…” (жестокость, что противоречит традициям эвенков); “ Я-богатырь Ховеко” (хвастовство); “Однажды он одиноко бродил шатуном-медведем”; “Юноша замахнулся на девушку кулачищем..”)

– Давайте вернемся к нашей таблице “Сравнительная характеристика образов Бамбина и Ховеко”. На кого стал похож наш Ховеко? (Он превратился в Бамбина!)

– Кто остановил жестокого и надменного Ховеко? (“Эй, богатырь среди слабых, эй, победитель девок, имя свое не позорь!”; “Перед собой увидел он старого Кардакуя”.)

– Какое впечатление произвели слова старого Кардакуя на Ховеко? Как автор раскрывает это состояние Ховеко в тексте? (“Стыдно юноше стало. Пошел он, не видя дороги, ломая промерзшие елки, и скрылся в черной тайге”.)

– Но Бамбин тоже скрылся в тайге! Так чем же отличается Ховеко от Бамбина? (“Стыдно юноше стало”.)

– Но жизнь готовит Ховеко новое испытание. Какое?

Седьмая учебная ситуация

Инсценирование эпизода из поэмы “Легенда о Ховеко” со слов: “Пошел Ховеко тайгою прямо к стойбищу Либы…” до слов: “Лук заскрипел, изогнулся, словно спина у рыжейрыси, готовой к прыжку” и его анализ.

Учитель: Как сражаются Дягдавуль и Ховеко? (“Тебе разрешаю первым пустить в меня три стрелы” – честный бой.)

– Кто остановил Ховеко в поединке с Дягдавулем? (“Но вдруг Ховеко услышал издали голос Либы, она из тайги бежала, чтобы бой прекратить. Он поднял стрелу к вершине высокого стройного кедра, спустил тетиву – и рябчик упал к ногам Ховеко. Голову низко склонил он и, не сказав ни слова, ушел Ховеко в тайгу”.)

– Итак, подведем итоги. Какие две победы одержал Ховеко? (Победу над Бамбином и над самим собой.)

Учитель обращает внимание учащихся на таблицу “Сравнительная характеристика образов Бамбина и Ховеко” – Ховеко стал таким, каким был прежде!

Восьмая учебная ситуация

Чтение наизусть фрагмента поэмы “Легенда о Ховеко” со слов: “Сто раз облезали белки…” до слов: “Каких никогда не видали эвенки в своей тайге”, аналитическая беседа.

Учитель: О чем поведал нам автор в своем произведении “Легенда о Ховеко?” (О величии человеческого духа, о нравственных истинах и традициях эвенкийского народа.)

– Какие нравственные истины и традиции эвенкийского народа передал нам автор поэмы, какие из них стали общечеловеческими? (Сила – в единстве; доброе дело само себя хвалит; стараясь о счастье других, мы находим свое собственное…)

Девятая учебная ситуация

Лексическая работа, работа с иллюстрациями учащихся к поэме “Легенда о Ховеко”.

Учитель: Как еще автор может выразить свое отношение к героям и событиям своего произведения? (Использует выражения поучительного характера – “слишком прилипчива слава”, “…раз Ховеко не разучился стыдиться, значит, не так он плох”, “мы курили пахучую трубку, трубку – одну на двоих”…)

– Давайте посмотрим, как вы, читатели, выразили свое отношение к произведению З.Яхнина “Легенда о Ховеко” с помощью иллюстраций. (Учащиеся рассказывают, какие эпизоды произведения проиллюстрировали, используют в своих ответах цитацию.)

Домашнее задание: письменно прокомментировать одно из выражений поучительного характера из произведения “Легенда о Ховеко”, свое размышление стройте на литературном материале текста поэмы.