Совместная деятельность образовательного коллектива в охране здоровья леворуких детей

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, Работа с родителями, Школьная психологическая служба


В период модернизации общеобразовательной школы, когда начинается массовое обучение шестилетних детей, особую актуальность приобретает проблема обучения леворуких детей.

По данным Министерства здравоохранения, среди дошкольного и младшего школьного возраста леворукие дети составляют от 7 до 11 %.

Альтернатива решения леворукости такова: одни авторы считают необходимым переучивать леворуких детей, другие говорят о недопустимости этого. В практике начальной школы у учителей и родителей также имеются противоречивые взгляды по этому вопросу.

Решение проблемы леворукости возможно лишь на основе учета психолого-физиологических предпосылок этого явления у детей, т. е. их индивидуальных особенностей центральной нервной системы. Переучивать леворуких — значит “ломать” специфические качества их психики, что отрицательно влияет на психическое состояние ребенка, на эмоциональное его благополучие и здоровье.

Об этом свидетельствуют и многочисленные примеры из практики. Так, учительница по просьбе родителей стала учить первоклассника Пашу Р. писать правой рукой (до школы Паша все делал левой рукой). Учительница заметила, что ребенок стал отставать в выполнении письменных работ, проявлял желание писать левой рукой, часто раздражался и плакал, пугался, когда его называли по имени. Видя вредное влияние переучивания, учительница прекратила.

Мама шестилетнего Саши М. по просьбе сына начала учить его писать правой рукой. Ему хотелось писать как все. Но при выполнении заданий правая рука быстро уставала, начинала дрожать. Ребенок стал раздражительным, плохо спал, часто капризничал. У мальчика исчезло желание учиться, работа в тетради сопровождалась слезами. Переучивание пришлось отложить.

Методика обучения письму, ее организация рассчитаны на детей с ведущей правой рукой, поэтому у учителей возникают трудности в правильной организации работы с детьми, которые пишут левой рукой. Это касается таких вопросов, как положение тетради при письме, необходимость соблюдения наклона, неправильная посадка при письме (левая рука сильно занесена над строкой, письмо при этом происходит сверху вниз).

У таких детей вхождение в школьную жизнь происходит значительно медленнее и более болезненно, чем у большинства сверстников. Поэтому леворукие первоклассники требуют пристального внимания со стороны учителей, психологов, логопедов, а так же родителей.

Так, в нашей школе № 29 г.Норильска уделяется большое внимание здоровью детей, реализуется программа педлаборатории: “Охрана здоровья леворуких детей”. Программа направлена на реализацию комплексного подхода в обучении леворуких детей и предусматривает целенаправленную работу учителя, воспитателя группы продленного дня, психолога и логопеда. Собственно в этом и заключается эксперимент дать ребенку возможность развиваться так, как ему положено природой и помочь развить то, что природа недодала.

Правильное решение проблемы леворукости невозможно без участия семьи, поэтому педагог должен разъяснять родителям вред и опасность переучивания леворуких детей. В семье для них должны быть созданы благоприятные условия.

Проблема обучения письму леворуких детей разрешается традиционно — левонаклонным письмом. Однако учителя отмечают, что у леворуких детей при письме наблюдается сильный разворот тетради в левую сторону, достигающий иногда 90°, и прямое письмо. Проблема леворукости, в частности методика обучения леворуких детей остается на сегодняшний день не вполне решенной.Учителя и методисты нуждаются в четких, научно-обоснованных методических рекомендациях, в создании которых должны принять участие психологи, логопеды, педагоги, врачи.

В рамках педлаборатории планируется разработать методические рекомендации для родителей, учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дня, учителей русского языка и литературы, преподавателей физической культуры.

Сегодня эти рекомендации сводятся к следующему: перед началом занятий в школе необходимо побеседовать с родителями ребенка, с воспитателями детского учреждения (если ребенок его посещал) о том, какой руке ребенок отдает предпочтение в процессе деятельности. Для получения более полной картины учитель может задать ребенку такие вопросы: какой рукой тебе удобнее рисовать? Какой рукой стираешь ластиком? Какой рукой режешь ножницами? Какой рукой складываешь башню из кубиков? Какой рукой держишь ложку во время еды? Вопросы сопровождаются просьбой продемонстрировать то или иное действие. Беседу целесообразно проводить индивидуально, корректно, чтобы не обидеть ребенка. Следует объяснить ему, что в его леворукости нет ничего особенного. Даже наоборот, мало кто из людей может так хорошо действовать левой рукой. Это создаст у ребенка спокойное состояние, снимет стыдливость и излишнюю озабоченность. Учитель должен воспитывать у сверстников и окружающих взрослых внимательность и тактичность к таким детям, разъяснять бестактность и несправедливость обидных кличек и насмешек.

Проявление внимательного отношения к леворуким детям включает в себя и организацию учебной деятельности в классе. Леворукий ребенок должен сидеть один или со сверстником, который тоже пишет левой рукой, чтобы перед его глазами не было примера праворукости, последнее может быть причиной задержки процесса овладения письмом. При обучении леворукого ребенка письму учитель должен знать, что такого ребенка не надо принуждать к наклонному письму, так как это отрицательно влияет на формирование у него навыка письма. При письме левый верхний угол тетради следует повернуть вверх. Это даст возможность леворукому ученику постоянно видеть слово, которое он пишет, и вести руку по строке снизу, как это делают праворукие дети.

Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку левой рукой и ориентироваться в тетради нужно начинать уже в подготовительный период. В этот период внимание ребенка легче переключить на эти правила, чем тогда, когда начинается непосредственно письмо — новая и трудная для ребенка деятельность. У леворуких шестилетних детей, как и у праворуких, не развиты мелкие мышцы кисти руки, слабо развита координация движений пальцев кисти, предплечья и плечевой части пишущей руки. Детей затрудняет чаще всего не само написание элементов букв, а неподготовленность их к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период важно ввести ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку шестилетнего ребенка к письму. Эти упражнения необходимы также и для праворуких детей.

В подготовительном периоде различаются такие упражнения: штриховка в разных направлениях (слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, т. е. в направлении, которое необходимо при письме букв); обведение контура предмета по точкам; дополнение рисунков без опорных точек; письмо элементов букв.

Упражнения целесообразно проводить в такт, по команде их начинать и заканчивать. Это создает строгий ритм в движении руки по строке и готовит детей к красивому письму. Учитель должен следить за выполнением детьми заданного упражнения и помогать исправлять недостатки в них (редкая штриховка, выходящая за контур предмета, несоблюдение контура при обведении его “по точкам и т. п.). После того как дети выполнят упражнение, учитель учит их анализировать свои ошибки и дает им возможность исправить ошибки в следующем упражнении. Такой подход способствует развитию у ребенка навыков самоконтроля, учит его критически оценивать свою работу.

Учитель обращает внимание детей на правильную посадку при работе, на положение тетради и продвижение ее по мере заполнения страницы, на умение держать ручку.

Главное – понять (10 советов педагогам и родителям леворукого ребенка)

Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребенку негативное отношение к леворукости.

Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребенком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребенку всегда осложняют ситуацию.

Необходимо научиться внимательно наблюдать за своим ребенком, видеть и различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать.

Помните, что леворукость — индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка.

Не рекомендуется “пробовать” научить ребенка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.

Определить ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года и не менять ее, даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас.

Научите леворукого ребенка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа.

При обучении письму используйте “Прописи для леворуких детей”. Помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей.

Не заставляйте леворукого ребенка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами — эта работа облегчит ребенку распознавание букв и процесс обучения чтению.

Ваш ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим. От вашего понимания, любви, терпения, умения вовремя помочь зависят успехи вашего малыша.

Все это способствует “мягкому вхождению” в школьную жизнь, закладывает необходимые условия для успешного обучения и сохранения здоровья школьников.

Дорогие педагоги и родители! Эта статья - очень неполная попытка осветить проблемы леворуких детей, главная ее цель - привлечь внимание родителей, педагогов к особенностям детей, чьи необычные, с праворукой точки зрения, способности все еще ждут своего раскрытия, а не активного подавления. Как часто мамы и папы расстраиваются, что их малыш не такой, как все, и не задумываются, что именно своей неповторимой индивидуальностью он обогащает окружающий нас мир.