Развитие речемыслительной деятельности у детей младшего школьного возраста

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба


I. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

I часть предлагаемых развивающих занятий для детей направлена на формирование эмоциональности речи:

Биоэнергопластика

Это нетрадиционное проведение артикуляционных упражнений, что принципиально отличается от общепринятых.

Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ.

Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме (биоэнергопластика). Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей. Создает предпосылки к развитию координации, произвольности поведения, внимания, памяти и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.

После артикуляционных упражнений целесообразно проводить упражнения для развития речевого дыхания, которые дети могут выполнять сидя или стоя. В процессе выполнения данного задания закрепляются правильная артикуляция заданного звука, синхронизация произнесения звука с движениями пальцев рук и глаз, формирование зрительно-пространственной ориентации, способности к переключению. Дается “звуковая волна”, красного, синего, зеленого цветов, в зависимости от звука, на котором отрабатывается речевое дыхание.

<Приложение1>

Детям предлагается найти глазами верхнюю точку, мысленно в воздухе поставить на нее указательный палец правой руки и начать произносить, не прерываясь, звук А на одном дыхании, сопровождая его движением указательного пальца правой руки до нижней точки. Затем левой рукой, произнося У снизу – вверх.

Формирование выразительных средств мимики, жестов и движений

Упражнения по развитию выразительности мимики, жеста и движения снимают напряжение в речедвигательном аппарате, развивают речевую эмоциональность детей, способствуют развитию и совершенствованию основных психологических процессов: внимания, памяти, способности к переключению; воспитывают волевую саморегуляцию, создают благоприятный фон для занятий.

Упражнения по развитию выразительности мимики, жеста и движения начинаются с элементарных заданий, затем постепенно, по мере овладения контролем за мимическими мышцами, дети могут показать различные эмоции посредством мимики и жеста, движения.

На уроках это можно использовать как физминутки.

(Представьте себе, что мы с вами пришли в сад. Посмотрите, как много яблок на ветках, какие они красивые! Но они высоко висят. Попробуем сорвать яблоко. Потянулись, встали на носочки, руки подняли – не достали, огорчились.

А теперь подпрыгнем, потянемся – достали по яблоку. Откусили – кислое, сморщились. Опять потянулись, подпрыгнули – достали спелое красивое яблоко. Попробовали – сладкое, вкусное. Улыбнулись.)

Формирование речевого голоса и воспитание интонационной выразительности

Голос — важная черта человеческого облика, которая либо способствует активному общению, либо затрудняет его. Голос, как и взгляд, наиболее непосредственно, а именно — прямо и мгновенно, передает эмоциональное состояние человека, его отношение к окружающим.

Эти свойства голоса вместе с интонацией определяют характер звукового оформления речи и отрабатываются в специальных игровых заданиях и упражнениях. На занятии используются стихотворные тексты, скороговорки, пословицы.

Цель: учить детей на слух воспринимать стихотворный текст, развивать слуховое восприятие, внимание и память; совершенствовать умения и навыки выделять заданный звук, четко его артикулируя, пользоваться силой, высотой голоса, выделять ударный слог, изменять темп, тембр речи.

Данное задание можно использовать на уроках чтения и русского языка.

Мама спит, она устала,
Ну и я мешать не стала.

- Послушайте стишок.

- Какой звук я выделяю голосом?

- Произнесите этот звук (хором, по одному)

- В каких словах вы услышали звук А?

- Выделите ударный слог в слове МАМА

- Произнесите стишок, отхлопывая ритм.

- Произнесите громко (тихо, умеренно)

- Быстро, медленно, умеренно.

Итак, для того чтобы речь лилась свободно, легко и была разнообразной, необходимо владеть правильным, полным дыханием и хорошо отработанным, гибким, звучным голосом большого диапазона, поэтому все разделы I части занятия проходят в комплексе, в тесной связи, взаиморазвитии и взаимосовершенствовании.

II. ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Данная часть включает в себя несколько видов работ.

1. Работа с геометрическим материалом

Различные задания с геометрическим материалом, используемые во II части занятия, формируют важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, зрительную память, находчивость, сообразительность. В ходе выполнения заданий вырабатывается устойчивость внимания, развиваются конструктивные умения. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность.

В процессе и по следам выполненных действий организуются устные, по возможности, развернутые высказывания детей.

Данный вид работы можно использовать как оргмомент.

Задание: На каждую часть “игрового поля” нужно наложить каждую из частей открытки с геометрической фигурой, одинаковой по форме и цвету. Если правильно наложить геометрические фигуры, то будет составлена разрезанная открытка.

Затем, не переворачивая частей открытки, дети отвечают на вопросы, воспроизводя по памяти место той или иной геометрической фигуры.

2. Работа по развитию умений и навыков осуществлять интеллектуальные операции установления последовательных взаимосвязей и упорядочивания различий (сериация)

Сериация — одна из важнейших и вместе с тем наиболее простых мыслительных операций. Выполнение этих заданий осуществляется в определенной последовательности, в порядке усложнения. В процессе выполнения таких заданий у детей развиваются и совершенствуются внимание, память, самоконтроль, а так же интерес к данному виду умственной деятельности.

Первые предлагаемые детям задачи простые и решаются, как правило, легко.

Задание: Определить и нарисовать пропущенную фигуру, рассказать о том, как он получен.

3. Формирование планомерного поиска закономерностей на материале “Найди отличия” и “Что перепутал художник”.

В данном виде работы дети учатся рассматривать рисунки в определенной последовательности, находить и запоминать имеющиеся в них отличия. У детей развиваются и закрепляются навыки произвольной деятельности, умственных действий сравнения, зрительное внимание, ориентировка в пространстве, самоконтроля.

Инструкция: Что “перепутал” художник?

4. Работа с геометрическим конструктором

В процессе этих заданий дети учатся анализировать расположение фигур на таблице, составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец, сравнивать различные фигуры, находить общее в них и различия.

По ходу работы с геометрическим конструктором у детей формируются наглядно-образное мышление, творческие способности, устойчивость и произвольность деятельности.

Данный вид работы можно использовать на уроках труда и математике.

Инструкция: рассмотрите фигуру-силуэт парохода, ориентируясь на образец, составьте ее. Расскажите, как вы ее составляли.

5. Работа со спичками

Является одним из видов работы, направленная на развитие приемов самостоятельного поиска решения задач, смекалку детей.

Поскольку в ходе выполнения различных заданий со спичками происходит трансфигурация — преобразование одних фигур в другие, ребенок включается в активную умственную деятельность творческого характера, требующую абстрактного мышления.

Этот вид работы можно использовать на математике.

Задание 1: Составьте 2 равных квадрата из 7 спичек. Расскажите о ходе действий.

Задание 2: Инструкция: - посмотрите на доску, сосчитайте, сколько вам понадобиться спичек, чтобы построить этот домик;

- сколько спичек нужно добавить или убрать из того количества, что у вас было на столе?

- расскажите, как вы делали свою работу, доказывая правильность выполнения задания.

Задание 3: Инструкция: - переложите две спички так, чтобы получил-ся флажок.

- объясните, как вы это сделали; научите товарища, если у него не получилось.

Задание 4: Посмотрите на доску, сосчитайте, сколько спичек нужно убрать или добавить из тех, которые перед вами на столе. Сделайте телевизор, сравните с образцом. Расскажите, как вы это делали.

Направленность специальных заданий на освоение всех трех блоков умений подводит детей к овладению такими важными комплексными навыками, как планирование предстоящей работы, выбор способов, средств ее осуществления, проверка результатов. А поскольку итогом выполнения детьми учебной работы (различной сложности заданий) является вербализация умственных действий, как отдельных, так и всего комплекса, то в процессе ее осуществляется и формирование речемыслительной деятельности.

Мои наблюдения показывают, что дети хотят быть в этой группе, в процессе выполнения различных заданий у них появляется интерес к данному виду умственной деятельности, меняется межличностное отношение, дети учатся слушать, понимать, помогать друг другу, что в свою очередь, способствует более успешной адаптации в классе. Работа с речемыслительным тренажером вызывает положительные эмоции у детей, что плодотворно влияет на их психическое здоровье.

Прежде чем начать работу с “Речемыслительным тренажером”, я провела семинары-практикумы для учителей начальных классов. Педагоги используют различные приемы и задания из данной методики на своих уроках, так как результат этой работы возможен только при неразрывной взаимосвязи учителя и логопеда.

Подобный интегративный психолого-педагогический подход оказался особенно продуктивным именно сейчас, когда стало более четким понимание всей структуры развития в широком смысле этого слова. Это “веление” сегодняшнего дня, и иначе строить свою работу в образовательном учреждении, я считаю, просто нельзя.

Воспитание и развитие ребенка – задача большой ответственной значимости, и серьезность ее должны осознавать все участники педагогического процесса.