Урок литературного чтения в 3-м классе: "В.Л. Дуров. "Наша Жучка"

Разделы: Начальная школа


Предмет: литературное чтение.

Тема: В.Л.Дуров “Наша Жучка”.

Тип урока: творческий урок в форме устного журнала.

Цель: познакомить учащихся с произведением В.Л.Дуров “Наша Жучка”.

Задачи.

Обучающая – учить выделять логические части текста и озаглавливать их, способствовать совершенствованию техники чтения, развивать устную речь, обогащать кругозор и словарный запас.

Воспитательная – прививать духовно-нравственные ценности, эмоциональную отзывчивость, любовь и бережное отношение к животным.

Развивающая – развитие логического мышления, памяти, творческого воображения.

Основные дидактические методы.

на этапе объяснения учебной задачи

  • объяснительно-побуждающий
  • инструктивно-практический.

на этапе самостоятельной работы учащихся

  • частично-поисковый
  • продуктивно-практический.

Дидактические средства.

Портрет В.Л.Дурова, индивидуальные листы для учащихся, фонограмма “В мире животных”, фото А.Анжакова, П.Носова, В.Романовсого “В мире животных”, изд. “Планета”, Москва, 1980 г., демонстрационный материал для устного журнала.

Методическая литература.

  1. Большая энциклопедия животного мира, Москва, изд. “Росмен”, 2001 г.;
  2. Искусство клоунады, изд. “Искусство”, Москва, 1969 г.;
  3. В.Дуров “Мои звери”, Москва., изд “Детская литература”, 1992 г.

План урока.

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Актуализация знаний.
  4. Открытие новой темы.
  5. Знакомство с содержанием текста.
  6. Физкультминутка.
  7. Работа над содержанием нового материала.
  8. Итог.
  9. Домашнее задание.

Вступительное слово учителя

- Сегодня на уроке чтения мы продолжим наше путешествие по разделу “Люби живое”. Урок наш будет проходить в форме устного журнала. Эпиграф: “Остановись” присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе сродни…”

2. Проверка домашнего задания

- Совсем недавно вы познакомились с замечательным рассказом Бориса Степановича Житкова “Про обезьянку”. Дома вы выполнили рисунок этого забавного животного и подготовили словесный портрет к нему. Сейчас нам было бы интересно посмотреть и послушать, что у вас получилось.

(дети выходят, показывают рисунки и дают краткое описание).

- Я заметила, что вы очень умело и талантливо умеете передать свое отношение к прочитанному тексту через рисунок и грамотно даете словесное описание своего рисунка.

3. Актуализация знаний. Подведение учащихся к восприятию новой темы “В мире животных” (музыка)

- Рядом с нами живет своей неповторимой и таинственной жизнью особый мир – мир животных. И чтобы жить с этим миром в согласии, нужно многое знать о тех животных, которые нас окружают.

Вот смотрите:

  • Европейская рысь и собака породы пудель.
  • Австралийское динго, ягуар, бурый медвежонок и собака.
  • Серебристо-черная лисица и собака породы боксер.
  • Лев и собачка.

Оказывается такие разные животные могут жить дружно!

- А что общего на этих снимках?

(везде есть собака)

- А что вы знаете о собаках?

(ответы детей 3-5 человек).

4. Знакомтсво с Владимиром Леонидовичем Дуровым

В.Л.Дуров – знаменитый дрессировщик.

- С самых ранних лет, когда Володя Дуров был еще мальчиком, его тянуло к зверям и птицам. В детстве он возился с голубями, собаками и другими животными. Когда Володя немного подрос, то он начал работать у известного циркача Ринальдо.

И вот юноша Дуров начал работать в цирке. Он там завел козла Василия Васильевича, гуся Сократа, собаку Бишку. Он первый в истории цирка стал применять новый способ дрессировки: не побоями и палкой, а лаской, хорошим обращением, лакомством, поощрением. Он зверей не мучил, а терпеливо приучал к себе. Но любил зверей, и звери привязывались к нему и слушались.

- А как вы думаете, каким человеком был В.Л.Дуров? (любил животных, добрый, ласковый, доброжелательный, заботливый, терпеливый).

5. Физкультминутка

6. Знакомство с новым материалом

а) прогнозирование содержание текста;

б) знакомство с содержанием текста (первое чтение).

- Сегодня мы познакомились с рассказом В.Л.Дурова “Наша Жучка”.

- прогнозирование /на доске рисунок/.

- Посмотрите на рисунок и сделайте свое предложение: О ком или о чем этот рассказ? (предположение детей)

- если дети говорят по содержанию, то вызывать фантазию.

- А если фантазировать, то о чем еще может быть рассказ?

7. Знакомство с содержанием текста

Сейчас мы узнаем, о чем и о ком этот рассказ и правильно ли вы подумали о человеческих качествах автора!

- Сейчас я буду читать рассказ, а вы откроете учебники и следите за мной. Если встретиться слово незнакомое или непонятное вам по смыслу, то мы разберем его после прочтения текста.

- Итак, готовы? Слушайте и следите!

Учитель читает 1 часть.

- Какие слова вам непонятны по смыслу?

- Скажите, пожалуйста, как можно озаглавить эту часть?

1. Жучка – любимица ребят.

- Слушаем и следим дальше!

- Какие слова вам непонятны по смыслу?

- Скажите, пожалуйста, как можно озаглавить эту часть?

2. Злой поступок “дядьки”.

3. Страшный приговор.

4. Исполнение приговора.

5. Бессонная ночь.

6. Счастливая встреча.

Вопросы:

- Почему автор назвал свой рассказ “Наша Жучка”?

- Что заставило ребят вынести такой жестокий приговор:

- А заслужила ли такой приговор Жучка надзирателя? Почему?

- Значит, каждый из вас, ребята, должен хорошо усвоить для себя и определенно точно понять, что прежде чем совершить какой-либо поступок, надо хорошо подумать и взвесить. Нельзя поддаваться временным обидам и слабости своего характера.

8. Итог

- Чем полезен для вас был этот урок?

- Что нового вы узнали?

- Какой момент урока вам особенно понравился?

9. Домашнее задание

Подготовить пересказ по плану, нарисовать рисунок.