Методическая разработка на тему: "Использование нестандартной формы организации досуга детей на примере русских посиделок" (в рамках занятий кружков отдела прикладного творчества)

Разделы: Внеклассная работа


Комната оформлена в виде русской горницы: на стене висит вы-шитый рушник, стол покрыт скатертью, на полках расставлены предметы домашнего обихода с хохломской, Городецкой, жостовской росписью, на полу расстелен, гжельской половик с национальным узором. Дети сидят группами, у каждого в руках рукоделие (работа).

Гостей встречает руководитель кружка кройки и шитья – Хозяйка избы.

– Проходите, гости дорогие! Гость на гость – хозяину радость. Просим в избу. Красному гостю – красное место. Проходите, садитесь, будьте как дома. Спасибо, что пришли к нам на посиделки.

Звучит русская мелодия. Гостей встречает руководитель кружка вязания.

Эх, полным-полна моя коробушка,
Есть и спицы, и клубки,
Разноцветные лоскутки.
И нитки, и меха,
И все, что нужно мастерицам (раздает товар детям).

Разрешите мне остаться на ваших посиделках, поглядеть на ваше мастерство.

Рады гостье дорогой, присаживайтесь.

Наши дети, наши гости, все вместе посидим, поработаем, поговорим, получше увидим, кто каким рукоделием занимается. Издавна на Руси долгие зимние вечера коротали девицы и женщины за рукоделием: и шили, и пряли, и вышивали, и вязали, и кружева плели. Эти работные вечера назывались девичьи посиделки. На них и песни пелись и, если уставали, то и в пляс пускались. Так незаметно, за делами и за разговорами проходили вечера. А о чём говорили? Да обо всём, в том числе и загадки загадывали и поговорки вспоминали. А много ли мы знаем?

– Да знаем!

  • Не игла шьет, а руки.
  • Встречают гостью по платью, а провожают по уму.
  • Длинная нитка – ленивая швея.
  • Какова пряха – такова на ней рубаха.
  • Шьёт, а нитки наружу выходят.
  • Где шито на живую нитку – там жди прорехи.
  • Акуля, что шьёшь не оттуля? – А я, матушка, ещё пороть буду.
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  • И готово, да бестолково.
  • Откладывай безделье, да не откладывай дела.
  • Штопай дырку, пока невелика.

Наш зверек с вершок,
А хвост с локоток. (Игла с нитью)

Шла свинья из болота, вся исколота. (Наперсток)

Отдыхают мужики, на них белы колпаки,
Ни шиты, не вязаны. (Деревья в снегу)

В круглом окне днем стекло разбито, а к вечеру вставлено. (Прорубь)

Беседуют дети:

– А мы на Рождество колядовали.

– А что это такое?

Мы ходили по домам и говорили добрые пожелания хозяевам дома. Нам за это давали гостинцы. Хотите, мы Вам покажем и расскажем?

Дети в русских костюмах выходят на середину комнаты и поют, обращаясь к бабе Коляде (руководитель кружка "Умелые руки").

– Коляда, коляда,
А бывает коляда накануне Рождества.
Коляда пришла, Рождество принесла.

– С новым годом, со всем родом,
Чтоб здоровенькими были, много лет жили.

– Сею, вею, посеваю, с новым годом поздравляю,
Чтоб здоровенькими были, много лет жили.

– Коляда, молода, уродилась коляда.
Кто подаст пирога – тому двор живота,

– Еще малой скотинки – числа бы Вам не знать.

– А кто не даст копейки – завалим лазейки.
Кто не даст лепешки – завалим окошки.
Кто не даст пирога – сведем корову за рога.
Кто не даст хлеба – уведем деда.
Кто не даст ветчины – тем расколем чугуны.

– Колядки, колядки, собрались ребятки.
По деревне пошли, Бабку Коляду нашли.
Наша бабка Коляда по дорожке шла да
топорик нашла. А топорик не простой,
А топорик золотой.
Села на снег Коляда да задумался!
Куда топорик девать?
А положу-ка я топорик в сундучок.

Открывает сундучок, а места там свободного нет, бабка Коляда удивляется и достает вещи и предлагает гостям рассмотреть их.

Девочки из кружка "Кройка и шитье" рассказывают о тех моделях, в которых девочки пришли

1-я девочка: Готовь сани летом, а телегу зимой", вот мы и готовимся к лету.

2-я девочка: Платье с завышенной линией талии книзу, укороченное. Рукав прямой, короткий, втачной.

3-я девочка: Костюм летний, из тканей-компаньонов. Юбка – полусолнце на пуговицах, блузочка – топ, завязывается узлом на груди, укороченная. Отделка пройм из ткани юбки.

4-я девочка: Халат, прилегающий, цельнокроенный с короткими рукавами, впереди на пуговицах.

5-я девочка: Сарафан летний, отрезной по линии талии, юбка – полусолнце, вырез горловины овальный.

Бабка Коляда спрашивает у гостей:

– Вы хотите знать, кто все это сделал?

Дети из кружков "Умелые руки" и "Мягкая игрушка" исполняют песню "Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши работы…"

Дети:

Ой, а что у нас за окном?
Махнула птица крылом,
Закрыла весь свет одним пером –
Ночь приближается.

Руководитель кружка "Мягкая игрушка" обращается к гостям:

Спасибо, гости дорогие,
За ласку вашу и тепло,
Вы нам теперь почти родные.
От вас и в горенке светло.

Живите дружно, не ругайтесь,
Не забывайте и о нас.
Трудитесь славно и старайтесь,
Пусть будет полон дом у вас!

А ваши руки золотые,
Сердца горячие, простые,
Уменье работать и дружить
Помогут вам счастливо жить.

Красавицы-девицы!
Юные мастерицы,
Дорогих гостей проводите,
Земной поклон подарите!

Дети кланяются. Гости уходят.

Выводы и итоги

Дети с удовольствием принимают правила игры, чувствуя себя сродни бабушкам и дедушкам, проводившим долгие зимние вечера за рукоделием. Каждому ребенку приятно увидеть плоды своего труда, поделиться своим умением, то есть – и других посмотреть, и себя показать.
Общая теплая, раскованная атмосфера помогает почувствовать себя членами одной большой семьи, имя которой – "Истоки". И мы, педагоги, тоже ощущаем себя близкими людьми, которых объединяет общее дело и общие интересы. А движет нами одно: любовь к детям, желание сделать их духовный мир богаче, а интересы – разнообразнее.