Внеклассное мероприятие по математике на тему: "Путешествие в мир математики". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным.

Б.Паскаль

Цели и задачи:

  • развивать математические способности, сообразительность, любознательность, логическое мышление, укреплять память учащихся;
  • развивать и укреплять интерес к математике;
  • развивать коммуникативные возможности учащихся в процессе подготовки к внеклассным мероприятиям по предмету;
  • познакомить учащихся с известными учеными математиками древности и нашего времени.

Место проведения: актовый зал, 4 кабинета математики.

Форма проведения: путешествие по станциям “Историческая”, “Блиц-вопрос”, “Умники и умницы”, “Творческая мастерская”.

Предварительная подготовка:

  • создание жюри и обеспечение его необходимыми материалами;
  • помощь учащимся в организации команд, выборе капитанов;
  • в наглядном оформлении и подготовке “Визитной карточки” команд;
  • подбор материала для конкурсов.

Оборудование: слова Б.Паскаля на доске, эмблемы команд, математические газеты, плакаты болельщиков, карточки с заданиями, макет из проволоки, портреты Великих математиков, маршрутный лист и оценочная карта для команд, призы.

Ход игры

Вступительное слово учителя:

С тех пор, как существует мирозданье,
Такого нет, чтоб не нуждался в знанье.
Какой мы не возьмем язык и век, -
Всегда стремился к знанью человек.

Из выше сказанных слов становится ясно, что в зале собрались именно те, кто “всегда стремился к знанью”.

Наше мероприятие посвящено самой точной, самой важной, самой нужной из наук - математике!

Математика – наука
Она – гимнастика ума.
Есть в ней точность и смекалка,
Цифры, буквы и …игра.
Тот, кто учит, понимает,
Что наука нам нужна
Так как в трудной жизни нашей
Без нее никак нельзя:
математика повсюду,
математика везде.
Тот, кто учит, понимает…
И порядок в голове.

Теперь познакомимся с командами. В нашей игре участвуют 4 команды по 8 человек. Целесообразно игру проводить между классами одной параллели, например 5а, 5б, 5в, 5г. Ребята представляют свою “Визитную карточку”. Это было домашним заданием. Жюри оценивает данный конкурс и выставляет баллы в оценочную карту.

Далее команды пройдут ряд испытаний. В четырех кабинетах размещены станции “Блиц-вопрос”, “Историческая”, “Умники и умницы”, “Творческая мастерская”.

Команды получают маршрутный лист и расходятся по станциям согласно этому листу (см. приложение). На каждой станции командам выставляют баллы по определенному критерию. На каждую станцию выделяется не более 5-ти минут.

Пока команды путешествуют, болельщикам дается задание сочинить сказку “Путешествие нолика в страну чисел”. После того как команды вернутся обратно, болельщики должны продемонстрировать, что они сочинили. Этот конкурс так же оценивается жюри, баллы заносятся в оценочную карту.

1 станция “Блиц-вопрос”.

На этой станции командам задают 10 вопросов. Они быстро должны дать ответ. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

1. На прямолинейном участке пути каждое колесо двухколесного велосипеда проехало 5 км.

Сколько километров проехал велосипед?

Ответ: (5 км.).

2. Доску длиной 4 м распилили на части по 1 м. Чтобы отпилить 1 м доски, нужно пять минут. За сколько времени можно распилить всю доску?

Ответ: (15 мин).

3. На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10-ти руках ?

Ответ: (50 пальцев).

4.

Подарил утятам ежик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят?

Ответ: (4 утенка).

5. Масса кирпича 1 кг и еще полкирпича. Сколько весит весь кирпич?

Ответ: (2 кг).

6. Шла старуха в Москву. Навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву?

Ответ: (Одна старуха).

7. Что легче: 1кг ваты или 1 кг железа?

Ответ: (Одинаково).

8. Какие цифры употребляют в десятичной системе?

Ответ: (Арабские).

9. Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько весит петух, стоя на двух ногах?

Ответ: (3 кг).

10. Сколько сейчас времени, если оставшаяся часть суток в два раза больше прошедшей?

Ответ: (8 часов).

2 станция “Умники и умницы”.

На этой станции командам дают более сложные задания. Каждое задание оценивается в 2 балла.

1. Определите, какой цифрой заканчивается результат каждого вычисления:

2+13+25+36+47+58+69= ? Ответ (0).
2*4*6*8*12*14*18*22= ? Ответ (2).
12*13+13*14+14*15+15*16+16*17+17*18+18*19= ? Ответ (8).

2. Восстановите пропавшие цифры

3. Запишите в строчку через одну клеточку подряд цифры 2,3,4,5,6. Не меняя порядка цифр, вставьте между ними знаки действий так, чтобы в результате получилась единица.

Ответ: (2*3-4+5-6=1).

3 Станция “Историческая”.

На данной станции учащимся предлагают портреты великих математиков . Учитель зачитывает автобиографию, а команда должна отгадать, о ком идет речь. Правильный ответ оценивается в один балл.

1. Его называли королем математиков. Его математическое дарование проявилось уже в детстве. Рассказывают, что в трехлетнем возрасте он удивил окружающих, поправив расчеты своего отца с каменщиками. Однажды в школе, учитель предложил классу сложить все числа от 1 до 100. Пока учитель диктовал задание, у него уже был готов ответ. Кто это?

Ответ: (Карл Гаусс).

2. Он решил много сложнейших задач, совершил не одно открытие в различных разделах современной математики. Радость своих математических открытий он познал рано. Он рассказал, что еще до поступления в гимназию, в возрасте 5-6 лет он любил придумывать задачи, подмечать интересные свойства чисел. Кто он?

Ответ: (Колмогоров А.Н.).

3. Метрическая система мер принята большинством стран мира. В России ее введение началось 1899 года. Большие заслуги во введении и распространении метрической системы мер в нашей стране принадлежат кому?

Ответ: (Менделеев Д.И.).

4 Станция “Творческая мастерская”

В творческой мастерской ребятам предлагают задания, развивающие пространственное воображение. Правильно выполненное задание оценивается в 2 балла.

1. Отгадайте ребус (рис.1):

Рис. 1

Ответ: (Знаменатель)

2. Сосчитайте, сколько прямоугольников в окне. (рис. 2)

 

Рис. 2

Ответ: (18)


3. Из проволоки сделаны два квадрата. Как нужно один из них наложить на другой, чтобы можно было получить восемь одинаковых треугольников и восьмиугольник? (Рис. 3)

Ответ:

 

Рис.3

Заключение игры.

После того, как команды пройдут все станции, они возвращаются в зал. Болельщики демонстрируют свои сказки.

Жюри подводит итоги. Подсчитывают баллы в оценочной карте и объявляют результаты. Награждение команд призами.

Окончена игра, но не грустите,
Хоть проиграли или выиграли сейчас –
Будут в вашей жизни успехи
И победы еще не раз.
Главное, не забывайте:
Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать.
Нужно прежде всего
Математику знать.