Смотр знаний по теме: "Природные зоны". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


В курсе природоведения в 4 классе почти две четверти отводится на изучение природных зон: школьники знакомятся с климатическими условиями, растениями, животным миром, явлениями, характерными для определенной зоны.

Как и на каждом уроке, нет возможности опросить каждого ученика, а вот подвести итог изучения всей темы, заинтересовать детей, я думаю, можно.

Сразу, на старте изучения тем, сообщаю детям, что у каждого есть возможность стать участником игры “Звездный час” (на игру будут приглашены родители), а также быть занесенным в книгу рекордов класса (ее заводят с первого класса, и отличившихся в той или иной деятельности, проводимой в классе, записывают в книгу, которая ведется до выпуска из школы). Ребята, зная, что их ожидает впереди, будут с особым интересом готовиться к каждому уроку.

И вот этот день наступил!

На партах у каждого 9 карточек с цифрами (от 1 до 9), авторучка, листочек для подсчета баллов. Ко всему этому, на таком нетрадиционном уроке – смотре знаний дети также получают оценки, прибавляя за каждый правильный ответ по баллу. Подглядывания исключаются, карточка с ответом поднимается после звоночка, данного учителем.

После прохождения 6-ти туров дети считают баллы, обращая внимание на критерии оценок на доске:

35 – 39 баллов – оценка “5”

29 – 34 балла – оценка “4”

24 – 28 баллов – оценка “3”

Таким образом, ребята дают себе самооценку, что является важным моментом урока.

У родителей есть возможность посмотреть как на своего ребенка, так и на его одноклассников.

Описание игры

I тур

На доске:

  1. 8
  2. 7
  3. 10
  4. 9
  5. 13
  6. 5
  7. 1

Вопрос I тура: Сколько природных зон вы изучили? (7 зон, карточка с цифрой 2)

II тур

На доске:

  1. Тундра
  2. Степь
  3. Крайний Север
  4. Пустыня
  5. Лесная полоса
  6. Южный берег Крыма
  7. Черноморское побережье Кавказа

Вопросы II тура:

  1. Только для этой зоны характерно природное явление - Полярное сияние (Крайний Север)
  2. На больших пространствах этой зоны растет замечательное дерево – кедр, орешки которого так любят дети и взрослые. Назовите эту зону. (лесная полоса)
  3. В этой природной зоне короткое прохладное лето, многолетняя мерзлота, длинная морозная зима, температура нередко опускается ниже 60 градусов. (тундра)
  4. Эта зона берет начало у берегов Балтийского моря и простирается до берегов Тихого океана. (лесная полоса)
  5. Ценные породы овец, которых разводят в этой зоне, дают тонкую нежную шерсть – знаменитый на весь мир каракуль. Какая это зона? (пустыня)
  6. Почвы в этой зоне поразительно плодородны. Буквально не по дням, а по часам растет здесь трава, на глазах ввысь тянутся деревья. Где это? (Черноморское побережье Кавказа)
  7. Только в этой зоне растет дерево, плоды которого бывают слаще меда, а варенье из них – просто объеденье, и даже зерна косточек тоже можно кушать. (Южный берег Крыма)
  8. В этой природной зоне вода дороже алмаза. “Вода – это жизнь” - считают жители этой зоны. (пустыня)

III тур

На доске:

  1. Белый медведь
  2. Верблюд
  3. Антилопа – джейран
  4. Бурый медведь
  5. Олень
  6. Соболь
  7. Бобер

Вопросы III тура:

  1. Это животное дает от 5 до 15 литров густого жирного молока ежедневно. (верблюд)
  2. Широкие копыта этого животного позволяют ему бегать по снегу и болотам, не проваливаясь. Ими же оно разгребает снег, чтобы достать корм. (олень)
  3. Шкура этого животного представляет собой большую ценность, из нее изготавливают прочную кожу для обуви. Только от одного этого животного можно получить до 250 кг мяса, 8 – 10 кг сала. Каждый год снимают с него около 12 кг тончайшей длинной шерсти. (верблюд)
  4. Это животное называют грациозным. Бег его стремительно быстрый, редкий хищник догонит его. Оно может пробежать до водопоя 50 – 60 км. (антилопа-джейран)
  5. Толстый слой подкожного жира у этих животных защищает их от холода, когда они находятся в воде или выползают на лед. (белый медведь)
  6. “Я питаюсь и животной, и растительной пищей. Очень люблю корни растений, насекомых и их личинок, но больше всего мне нравятся ягоды”. (бурый медведь)
  7. Это животное своими мощными резцами подгрызает стволы деревьев, валит их на землю, затем объедает их. Эти звери строят плотины, длина которых достигает нескольких десятков метров. (бобер)
  8. Шкура этого животного высоко ценится из-за превосходного меха. О ком идет речь? (соболь)

IV тур

На доске:

  1. Полярный день
  2. Здравница
  3. Заповедник
  4. Полярная ночь
  5. Тайга
  6. Суховеи
  7. Барханы
  8. Оазисы

Вопросы IV тура:

  1. Как называются густые труднопроходимые леса? (тайга)
  2. Сильные ветры в степи – это? (суховеи)
  3. Большие холмы из мелкого песка – это? (барханы)
  4. Как называются бывшие участки пустыни, которые покрылись зеленью садов, полей, виноградников? (оазисы)
  5. Как называются отдельные участки леса, в которых запрещена охота на зверей? (заповедник)
  6. Солнце долго не показывается над линией горизонта. Когда это бывает? (полярная ночь)
  7. Как называются места, в которых теплая погода, яркое солнце, чистый морской воздух укрепляют здоровье отдыхающих там людей? (здравница)
  8. Явление, когда солнце светит круглые сутки, не заходя за линию горизонта, - это? (полярный день)

V тур

На доске:

  1. Чай
  2. Кедр
  3. Хлопчатник
  4. Лиственница
  5. Эвкалипт
  6. Ягель
  7. Апельсин
  8. Бамбук

Вопросы V тура:

  1. О каком растении говорят, что оно дитя солнца? Любит стоять ногами в воде, а головой быть на солнце. (хлопчатник)
  2. Дерево, растущее на Черноморском побережье Кавказа, за сутки вырастает на полметра. (бамбук)
  3. А это дерево за 10 лет поднимает свою крону на высоту семиэтажного дома. (эвкалипт)
  4. С этого фруктового дерева снимают урожай по 5 центнеров в год. Какое это дерево? (апельсин). 1 центнер – сколько кг?
  5. Поздней осенью деревья на Кавказе покрываются золотыми и оранжевыми плодами, а по склонам холмов растут ровными рядами кусты. Кусты какого растения я имею в виду? (кусты чая)
  6. Это растение – основной корм для оленей. (ягель)
  7. Это дерево хвойное, но не вечнозеленое. Каждую осень это дерево сбрасывает свои листья-хвоинки, а весной распускает новые. На востоке Сибири это дерево растет даже на многолетней мерзлоте, так как корни его залегают неглубоко от поверхности. (лиственница)
  8. Дерево это долговечное, растет несколько столетий и достигает высоты 40 метров. Плоды этого дерева вкусны и питательны, их особенно любят дети. (кедр)

VI тур

На доске:

  1. Куропатки
  2. Гуси
  3. Розовый скворец
  4. Белая сова
  5. Кайры
  6. Дрофа

Вопросы VI тура:

  1. Эта птица высотой в 1 метр с длинными ногами, тяжело летает, делая редкие взмахи крыльями. Эта редкая птица охраняется. (дрофа)
  2. Кто откладывает яйца на голых карнизах скал? (кайры)
  3. В степи, где обилие насекомых, обитает эта птица. Она поедает насекомых, опасных для полей и садов, в огромных количествах, принося тем самым пользу. (розовый скворец)
  4. Эта птица живет в очень холодных и суровых условиях, не улетает на зиму в теплые края, так как для нее и зимой находится пища. (белая сова)
  5. Оживает тундра только летом – зеленеет, оглашается птичьими голосами. Стая за стаей сюда прилетают…Какие птицы? (гуси)
  6. Эти птицы всегда летят за кочующими стадами оленей. (куропатки)

Идет подсчет очков для самовыставления оценки. При необходимости, по усмотрению учителя, можно выявить победителя методом, описанным выше.

  • Игра продолжается! Из букв на наборном полотне за 1 минуту нужно составить самое длинное слово в именительном падеже, в единственном числе. (в этом задании прослеживается связь с уроком русского языка). Буквы могут быть такие: о, р, е, д, н, а, п, о, и, р, в, д, е. Слова: природоведение, родина.
  • Дети, набравшие наибольшее количество баллов, приглашаются на дуэль. Если их несколько, можно выбрать двоих путем ответов на вопросы:
  1. Как называется верхний, рыхлый слой земли? (почва)
  2. Прибор для определения сторон горизонта. (компас)
  3. Маслянистая жидкость, легче воды, темного цвета, с резким запахом. (нефть)

И т.д.

Последние два этапа после выставления оценок, по усмотрению учителя, можно и не проводить. Но хочу заметить, что на все туры уходит 25 минут урока и остается еще 15 минут на изучение новой темы.

Используемая литература.

Учебник “Природоведение – 4 класс”