Урок математики по теме: "Число и цифра 7"

Разделы: Начальная школа


Основная цель:

  1. Изучение числа 7 и состава числа 7. Написание цифры 7. Счет в пределах 7.
  2. Развитие мыслительных операций, речи, творческих способностей.
  3. Знакомство с русскими пословицами, поговорками и крылатыми выражениями. Воспитание любви к устному народному творчеству.

План урока.

1. Орг. момент.

2. Устный счет.

(Повторяем состав чисел 3,4,5,6)

(Работа с цветиками – семицветиками или с любыми другими сигнальными карточками)

Учитель:

  • Первое слагаемое 4, второе слагаемое неизвестно, сумма 6. Найдите второе слагаемое.
  • 4 меньше некоторого числа на 1. Найдите это число.
  • Уменьшаемое 6, вычитаемое 3. Найдите разность.
  • Я задумала число, прибавила к нему 2 и получила 6. Какое число я задумала?
  • Из какого числа надо вычесть 1, чтобы осталось 2?
  • На сколько каждое последующее число больше предыдущего?

А теперь задачки в стихах.

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой.

(О каком богатыре идет речь. Сосчитайте, чем он может угостить).

Белка сушит на веревке
Два гриба и три морковки.
Прибежал хорек, утащил грибок.
Съел зайчонок две морковки.
Что осталось на веревке?

К серой цапле на урок
Прилетело 6 сорок.
А из них лишь две сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей – сорок
Прилетело на урок?

Дружно муравьи живут,
И без дела не снуют,
Два несут травинку,
Два несут былинку,
Два несут иголки.
Сколько их под елкой?

Только я в лесок зашла –
Подосиновик нашла,
Две лисички, боровик
И зеленый моховик.
Сколько я нашла грибов?
У кого ответ готов?

Опустился тихий вечер
Над тропинкою лесной,
Белка цокнула при встрече –
Поздоровалась со мной.
Заглянула мне в корзинку,
Где лежали 6 опят,
- Подари-ка половинку!
Поделиться? Очень рад!

Учитель: Какое число потерялось?

1 2 3 4 5 7 8 9 (на доске)

Учащиеся: 6.

Учитель: Что вы знаете про число 6?

Учащиеся: 6 получили, прибавив к 5 один, оно четное, соседи 5 и 7, состоит из 1 и 5

2 и 4

3 и 3

Учитель: С одним соседом числа 6 уже очень хорошо знакомы – это 5, а вот с числом и цифрой 7 мы поближе познакомимся сегодня на уроке.

3. Изучение нового материала.

а) Получение числа 7

Учитель: Что перед вами на доске?

Учащиеся: Числовой отрезок

Учитель: Что такое отрезок?

Учащиеся: Прямая, ограниченная с двух сторон.

Учитель: Как получить следующее при счете число?

Учащиеся: К предыдущему прибавить 1.

Учитель: Покажите на числовом отрезке.

Работа в тетрадях

Учитель: Откройте тетради. Найдите числовой отрезок. Покажите, как получили число 7.

б) Письмо цифры 7

Учитель: Теперь посмотрим на цифру 7, на что она похожа?

Стихотворение.

Цифра 7, цифра 7
Цифра легкая совсем.
Я косу принесу
И срисую ту косу.

Письмо цифры 7 в тетрадях.

4. Волшебная цифра.

Учитель: Вы знаете, что число 7 на Руси издревле считалось волшебным. Русский народ очень любил это число. Где же мы можем встретить это число и сейчас?

Загадка.

Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний -
Появляется передний.

Учащиеся: Дни недели

Учитель: Загадка.

Приказало солнце: “Стой!
Семицветный мост крутой”.

Учащиеся: Радуга

Учитель: А в каких пословицах и поговорках есть число 7?

Учащиеся: “Семеро одного не ждут”;

“Семь раз отмерь, один – отрежь”.

Учитель: Теперь догадайтесь о каких “крылатых” выражениях я говорю?

Умный, талантливый, мудрый человек.

Учащиеся: “Семи пядей во лбу”.

Учитель: Очень дальний родственник.

Учащиеся: “Седьмая вода на киселе”.

Учитель: Работать, трудиться до изнеможения.

Учащиеся: “До седьмого пота”.

Учитель: Ну и, главное, вспомним сказки, в которых встречается это волшебное число.

Учащиеся: “Волк и семеро козлят”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”.

5. Состав числа.

Учитель: Продолжим знакомство с числом 7, и поможет нам в этом один лесной житель.

Сейчас отправимся в осенний лес и посмотрим, кто нас там встретит.

Решите примеры и разместите ответы в порядке возрастания (белочка).

Учитель: Осень - ответственная пора для всех животных. Надо к зиме готовиться. А как готовятся к зиме различные животные? (заслушиваются ответы детей)

Вот и белочке некогда на месте сидеть. Поскакала она с ветки на ветку и очутилась на полянке, а там две ее подружки грибы делят.

(на доске рисунки грибов: 3 маленькие лисички, 1 большой мухомор, 1 большой подосиновик, 2 маленьких подосиновика)

По каким признакам можно разделить эти грибы на две группы?

Учащиеся: Цвет, размер, съедобные / несъедобные.

Учитель: Запишите равенства.

1 + 6 (Съедобные - несъедобные)

4 + 3 (Цвет)

2 + 5 (Размер)

Учитель: Что общего во всех этих примерах?

Учащиеся: Целое равно 7.

6. Сравнение чисел.

Учитель: Подарили белочки своей подружке грибок, и понесла она его в свое дупло. Все деревья одела в лесу осень золотым нарядом – красивые стоят. Да вот беда: уж больно все похожие! Давайте поможем белочке от дерева к дереву добраться до своего дупла. На листочках записаны выражения. Вам нужно найти значения этих выражений, записать их в окошечки и сравнить. Что значит сравнить?

Учащиеся: Найти, какое число больше или меньше и поставить нужный знак.

Учитель: Какое значение выражения больше, в ту сторону белочке дальше и прыгать!

(На месте окошечек расположены различные осенние листья, на обратной стороне которых записаны числовые выражения. Дети читают выражения; значения записывают в пустые окошечки, ставят знак и > <).

Учитель: На каких деревьях побывала белочка?

Учащиеся: Дуб, берез, клен, осина.

7. Закрепление по тетради.

Учитель: Какие части числа 7 вы знаете?

(Отношение между целым и частями закрепляем по учебнику. № 3 стр. 13.

Первые три человека получают отметку за правильно выполненное задание).

8. Игра “Соберем урожай”.

Учитель: Вспомните, что белочка запасла на зиму и принесла в свое дупло?

Учащиеся: Грибы.

Учитель: А что еще заготавливают белочки на зиму?

Учащиеся: Орехи.

Учитель: Сейчас мы поможем собрать белочкам урожай орехов. Перед вами четыре белочки. У каждой белочки свое дупло, у каждого дупла – свой номер, а у каждого из вас по одному ореху. Решив выражение на орехе, вы узнаете, в какое дупло его отнести.

Посмотрите на номер каждого дупла. Что вы можете сказать о них?

Учащиеся: Нечетные числа.

Учитель: По моей команде начинаем сбор урожая.

Учитель: В каком дупле больше всего орехов?

Учащиеся: В седьмом.

Учитель: Сколько их там?

Учащиеся: 7.

Учитель: Что же нового и интересного вы узнали сегодня на уроке про число и цифру 7?

Ответы учащихся.

Учитель: На этом урок закончен.