Открытое занятие швейного объединения театра моды "Шарм" по теме: "История маленькой пуговицы. Пуговица как декоративное украшение изделия"

Разделы: Технология


Тема: “История маленькой пуговицы. Пуговица как декоративное украшение изделия”

Цель: познакомить учащихся с историей маленькой пуговицы и научить изготовлять обтяжную пуговицу тканью.

Задачи:

  • Познакомить с различными видами пуговиц, показать, где применяются.
  • Научить изготовлять обтяжную пуговицу.
  • Развивать творческие способности, вырабатывать навыки, способствующие развитию аккуратности, чувство к красоте в изделие.
  • Прививать интерес к шитью, искусству, истории костюма разных времен и народов.

Наглядности: наглядно-демонстрационный материал, иллюстрации с изображением пуговиц, изделия из пуговиц, слайды.

Оборудование:

  • Пуговицы, иглы, наперстки, нитки, кусочки ткани, ножницы.
  • Слайдовая презентация, мультимедиа проектор.

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

II. Сообщение новой темы, цели и задачи

– Сегодня мы с вами познакомимся с историей пуговицы, какие пуговицы существуют и где применяются.

III. Информация об истории пуговицы

Учитель: Большинство из окружающих нас вещей придумано так давно, что теперь уже никто не может сказать точно, когда именно это произошло. Так случилось и с маленькой пуговицей, которая сопровождает нас всю жизнь.
Попытки разыскать предков пуговицы приводит нас в античный мир, где одежду не надевали, а драпировались в нее. Красиво драпировать одежду умел далеко не каждый, это было довольно – таки сложным искусством. Закончив драпировку, древние греки искусно закалывали на плече свои хитоны и хламиды застежкой-фибулой, которую еще нельзя назвать настоящей пуговицей. Она предназначалась скорее для украшения.

Одна из самых древних пуговиц найдена на территории Дании во время раскопок захоронения война. Подобные пуговицы из бронзы и кожи находили и в других местах.
В горах, на Кавказе, до сих пор находят исторические пуговицы.
Должно было пройти много веков, чтобы пуговица, наконец-то приняла привычный для нас вид. Это событие произошло в эпоху раннего Средневековья. Когда одежда сильно изменилась. Она уже не состояла из нескольких кусков задрапированной ткани, а кроилась и сшивалась. Туника-рубаха- основа костюма всех европейских народов того времени, надевалась через голову, а это было не совсем удобно, особенно при верховой езде. Да еще появилась мода на приталенное, облегающие платье. Появление европейской одежды стало необходимостью. И она появилась.
А произошло это так.

Ученица: Началась утомительная двухсотлетняя война с турками, получившая благородное название Священной Крестовой. Рыцари с удивлением обнаружили, что турки, одетые в такие же, как у них самих тоники-кафтаны, спереди застегивали их сверху донизу на пуговицы. Крестоносцев так поразили пуговицы, что они прихватили их в качестве военного трофея в Европу. С этого времени в Европе началась настоящая пуговичная эпидемия. У турок пуговицы были сделаны из узкой полоски ткани, завязанной в тугой узел, петли были навесные. Но европейцы усовершенствовали застежки, придумав прорезные петли, которые решили все проблемы, связанные с размещением большого количества пуговиц. Теперь их нашивали на одежду дюжинами.

Наконец-то, обратили внимание на новшество и прекрасные дамы, которые раньше для сужения одежды использовали крючки, незаметные в складках платья.

Ученица: В костюмах модников эпохи Ренессанса пуговицы были не просто застежкой, но и украшением, поэтому на одежду нашивалось множество пуговиц, гораздо больше, чем требовалось для застегивания.
У французского короля Франциска I страсть к пуговицам была так велика, что для украшения своих костюмов он как-то приобрел 13.600 золотых пуговиц.

Пуговицы были некрупными и застегивались на воздушные и прорезные петли. Делали их из металла, дерева, слоновой кости, драгоценных камней, золота и серебра. Многие из них были шедеврами ювелирного искусства и стоили чрезвычайно дорого. Только за пуговицы к жилету Людовик XIV заплатил 3.600 франков, они были украшены 816-ю самоцветами, 1824 алмазами и эмалью.

Ученица: Часто пуговицы стоили дороже самого платья. Поэтому на протяжении многих веков они перешивались с одних царских одежд на другие. Не дешево стоили и простые пуговицы, вырезанные из дерева или кости, т.к. каждая делалась вручную.
Настоящего расцвета “пуговичное искусство” достигло в XVIII веке, когда во Франции появилась мода на дорогие пуговицы. В эту эпоху пуговицы, нашитые на костюм стоили уже целое состояние.

Перед Французской революцией костюмы стали скромнее. Пуговицы, количество которых сильно сократилось, были главным украшением.

В России XVIII века мужской и женский костюмы были необыкновенно красочные. Пуговицы чаще всего обтягивались парчой и бархатом, украшались миниатюрной вышивкой, включаясь в орнаментальную композицию костюма.
Костюм Петра I является уникальным экспонатом Кунсткамеры г. Санкт-Петербурга.

Ученица: В XIX веке сюртук и фрак вытесняют из мужского гардероба роскошные одежды предыдущих эпох. Меняются и пуговицы. В конце концов, люди научились делать дешевые красивые пуговицы, без которых просто невозможно представить себе современный костюм. Из-за капризов моды пуговиц требовалось все больше и больше. Во многих странах мира возникают пуговичные фабрики и заводы, выпускающие богатейший ассортимент. В ХХ веке одежда стала намного проще, удобнее, демократичнее. Ценилась функциональность, а не пышная декоративность. “Ангел-истребитель стиля XIX века” – Коко Шанель провозгласила: “Ни одной пуговицы без петлицы”.

Учитель: Каких только пуговиц не увидишь сейчас! Из металла, стекла, пластмассы, дерева, вязаные, кожаные, вышитые, филигранные, перламутровые… Пожалуй, они ни в чем не уступают своим предшественницам, “жившим” в эпоху Возрождения или во времена Людовика XIV. Правда, в ХХ веке у пуговиц появилось немало соперников: крючки, кнопки, молнии, липучки, пряжки… Но это еще ничего не значит. Ведь ни одна застежка не может сравниться с пуговицей по красоте и разнообразию. Потому, несмотря ни на что, маленькая пуговица по прежнему имеет очень большое значение в современной моде.

IV. Практическая часть урока

– Девочки, сегодня вы познакомились, какие виды пуговиц существуют, какие замечательные украшения могут быть. А теперь переходим к практической части. На прошлом занятии мы обтягивали пуговицы материалом. Вспомним, какой материал используется для пуговицы? (В тон изделию, для отделки изделия как декор украшение.)

– Какой формы пуговицы обтягивают тканью? (Используют выпуклые пуговицы.)

– Какой диаметр кружка вырезается для пуговицы? (Диаметр кружка должен быть равен двум диаметрам пуговицы.)

– Каким стежком выполняется обтяжка пуговицы?

– Прежде чем приступить к работе, повторим правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами.

  1. Шить наперстком, чтобы не уколоть палец.
  2. Не брать иглу в рот.
  3. Не вкалывать иглу в одежду.
  4. Не оставлять иглу в изделиях.
  5. Не шить ржавой иглой.
  6. Ножницы подавать кольцами вперед.
  7. Ножницы должны лежать с левой стороны от изделия.

– На предыдущем занятии мы приготовили пуговицы для декоративной обработки, а сейчас попытаемся украсить обтяжную пуговицу пиетками и бисером. Для этого требуется ваша фантазия и знание видов швов. Вспомним, какие основные швы существуют? (Шов “вперед иголку”, “вприкреп”, “назад иголку”, “петельный шов”, “потайной шов”.)

Девочки самостоятельно украшают пуговицу.

V. Итог занятия

Представление изделий: каким видом швов воспользовались, какой материал использовался для данного изделия.

VI. Домашнее задание: вы можете реализовать свои идеи или, вдохновившись ими, придумать что-то свое.