Час общения "Прикоснись к истории своей"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Воспитывать чувство уважения, любви, преданности к Тобольску, к его историческому прошлому, бережное отношение к настоящему, своей малой родине, к её народу.
  • Развивать в детях творческое начало, любознательность, артистизм, стремление к сотрудничеству

Оборудование:

  • Карта России
  • Портреты Менделеева, Алябьева, Перова
  • Фотографии
  • Стоика для опыта (сухое горючее, норсульфазол)
  • Видеокассета (о Тобольске)
  • Аудиокассета
  • Книги о Тобольске
  • Перо, чернильница, цилиндр

План

1. Приветствие детей, гостей классного час (Классный руководитель)

2. Беседа о Тюменской области

А) Незнайка опрашивает детей адрес класса

Б) Слушают “Сердце России” (макет Тюменской области)

В) Учитель делает вывод (приглашает Незнайку за стол)

3. Вступительное слово родителей об исследовательской деятельности

(по группам)

1 группа - сообщение о городе

2 группа - сообщение о Д.И. Менделееве

3 группа - сообщение о П.П. Ершове

4 группа - сообщение об А. А. Алябьеве

4. Вводное слово о городе Тобольске (учитель)

А) выступление детей (сообщение) - 1 группа

Б) чтение стихотворений о Тобольском Кремле С.Ю. Ремезова

В) Обобщение

Г) Вывод

5. Слово 2 группе о Д.И. Менделееве

А) Сообщение детей

Б) Показ портретов

В) Показ опыта

Г) Вывод

6. Вводная беседа Конька-Горбунка с учащимися о П.П. Ершове (3 группа)

А) Сообщение детей

Б) Театрализованное выступление (Один день из жизни П.П. Ершова)

В) Чтение отрывка “Сузге”- поэмы (на татарском языке с переводом)

Г) Вывод

7. Сообщение 4 группы об А.А. Алябьеве

А) Сообщение детей

Б) Прослушивание отрывка композиции Соловей

В) Классический танец (девочки)

8. Вывод по всей теме классного часа

9. Заключительное чтение стихов о Тобольске в сопровождении видеоклипа “Юности моей колокола”.

10. Жюри и детям преподнести “Хлеб и соль”.

/Звучит музыка из мульт-ма “Незнайка на Луне”. Незнайка заходит, отряхивается от пыли, смотрит по сторанам./

Незнайка: - Великаны, какие-то.

- Ой, куда это я попал? /дети отвечают: во 2Б класс/

- А, где находится, ваш класс? /в школе № 9./

- А, школа, где находится? В каком городе? /в городе Тобольске./

- А, я незнаю такого города. Я знаю только “Солнечный город” /ну где коротышки живут./

- А, где, находится ваш город? /в Тюменской области./

- А, Тюменская область, где находится?

Учитель: Вот Незнайка, посмотри на карту. Она находится в Сибири, в центре России.

Велика Сибирь с её бескрайними просторами. Сколько раз здесь уместилась бы Америка - никто не считал!? А уж, инные государства и вовсе потерялись бы на просторах тайги. Незнайка: - Как интересно!

- А вы знаете, что-то напоминает мне Ваша Тюменская область?

Учитель: - Ребята, помогите Незнайке, определить: на что она похожа?

/ребята думают, фантазуруют: На сердце! /

Незнайка: - Как здорово! Точно на сердце!

Учитель: И по праву Тюменскую область называют сердцем всей России.

Коли это сердце, оно должно работать. Давайте послушаем, работает ли оно?

/Дети прикладывают макет области к груди и слушают /

И пока стучит это “Сердце". Россия будет развиваться и процветать. Незнайка: А можно мне остаться в вашем классе? Послушать: о чём вы будете говорить?

Учитель: Конечно, оставайся, Незнайка, потому что у нас сегодня необычный классный час.

Мы подводим итоги исследовательской работы. - Что Вы исследовали?

1 группа /Лариса Анатольевна./

2 группа /Марина Анатольевна./

3 группа /Екатерина Валериевна./

4 группа /Ольга Борисовна./

Родители: - Мы исследовали много книг и хотим рассказать, как наш город Тобольск стал городом.

/1 группа./ - На протяжении нашей исследовательской деятельности, мы тоже прочитали много книг о нашем городе и людях живших в нём. И остановились на истории жизни Д.И.Менделеева и хотим вам о ней рассказать. /2 группа./

Наша группа немало усилий приложила в этой работе, и мы расскажем вам о жизни и творчестве П.П.Ершова. /3 группа./

Наша группа предоставит вам музыкальное исследование о творчестве А.А.Алябьева. /4 группа./

Незнайка: О, я понял: вы будете говорить о своём городе!

Учитель: Не только о городе, но и о людях нашего города, известных всему миру.

/Звучит мелодичная музыка /

Есть в Сибири маленький городок. Это город Тобольск - древняя столица Сибири.

Мы живём в необыкновенном городе. Он очень скромен, по своим размерам, но необычно знаменит по своим историческим заслугам.

Ни один город Сибири не может сравниться своей исторической славой с Тобольском.

А знаем ли мы историю своего города, его заслуг перед государством, судьбы людей?

Сегодня попробуем ответить на эти вопросы.

В городе четырёх веков причудливо переплелось далёкое прошлое и современность.

/Сообщение детей 1 группы. Приложение № 1./

Вы всё правильно сказали о нашем городе. И мне тоже хочется сказать, что отовсюду в любую погоду просматривается величавый, особенно красивый на синем фоне неба, белый Тобольский Кремль, напоминающий изящную птицу с расправленными крыльями. /Молодцы, ребята./

Тобольск дал России великого Менделеева и одного этого уже достаточно, чтобы вся Россия была ему бесконечно признательна и благодарна.

/Сообщение детей 2 группы. Приложение № 2. /

Менделеев очень любил по средам показывать своим друзьям опыты. Самый интересный опыт был такой “Волшебные змейки” /сухое горючее, таблетки “Нурсульфазол”/

Как это получается, вы узнаете, когда будете изучать очень интересную науку Химию в старших классах.

/Молодцы, ребята. Спасибо. /

/Настя читает отрывок из сказки “Конёк-Горбунок”/

Учитель: - Настя, что ты сейчас нам прочитала? /Сказку./

- А, что это за сказка? /Я вам загадку загадаю, а вы отгадайте. Загадывает загадку. Дети отвечают хором.

Звучит топот копыт, вбегает “Конёк-Горбунок”.

Конёк-Горбунок: - Здравствуйте, ребята!

- Я услышал, что у вас сегодня час общения об историческом прошлом города Тобольска, вот и прибежал послушать.

- Можно мне поучаствовать вместе с вами?

- Тогда я задам вам несколько вопросов.

- Кто автор сказки, откуда я прискакал? /П.П.Ершов./

- Как П.П.Ершов назвал свою сказку? / “Конёк-Горбунок”/

- Что больше всего запомнилось вам из этой сказки? /Дети отвечают/

- Сколько лет исполняется моей сказке т. е мне? /140 лет /

Учитель: - Всё тебе интересно “Конёк-Горбунок”. Тогда садись, будешь нашим гостем.

- Когда П.П.Ершов был в Средней Азии, он увидел верблюдов двугорбых животных и осликов.

Они ему так сильно понравились, что он придумал для своей сказки похожего на верблюда и ослика своего “Конька-Горбунка”. “На спине с двумя горбами, да с оршинными ушами...”

Конёк-Горбунок: - А, я всё думаю, на кого я так похож?!

/Сообщение детей 3 группы. Приложение № 3. (1, 2, 3 /начало /)

Учитель: - А вы знаете, что этой сказки и ещё других произведений могло бы и не быть?

Конёк-Горбунок: - Почему?

Учитель: - /Выключен свет, горит свеча. Дети играют сценку. Приложение № 4. /

/Сообщение детей 3 группы. Приложение № 3. (3, 4, 5, 6, 7, 8.) /

- Ещё одно произведение, которое относится к истории нашего города, это поэма “Сузге”.

Эту поэму П.П.Ершов пишет по мативам древних сибирских преданий.

- Луноликая красавица Сузге, так называли её в старину.

Красавица Сузге была любимой женой хана. Её красоте не было равных.

Хан приказал насыпать высокий холм и построить город-крепость, и назвать её именем.

В сегодняшние дни мы называем “Сузгунской горой”.

/Лиана читает отрывок из поэмы “Сузге” на татарском языке, затем звучит перевод./

Давайте посмотрим один день из жизни П.П.Ершов, когда он был ещё младенцем.

- Раньше, в Тобольске, был установлен памятник великому сказочнику, но к сажалению сейчас его нет, его украли, находился он в нижней части города.

Сохранилась могила П.П.Ершова на “Завальном кладбище". Вот памятник старый за церковью белой. В могиле здесь тот, чьи руки в порыве прекрасной, фантазии смелой дали нам Конька-Горбунка.

- Мы с вами должны сохранить память об этом поэте, как дань уважения и благодарности.

/Молодцы, ребята! Спасибо. /

- Какой город может быть без музыки, без артистов?

Тобольск не исключение. Традиции высокой культуры здесь давние. И по праву мы можем говорить, что любовь к музыке нам воспел ещё один из знаменитых людей нашего славного города. Это А.А.Алябьев.

/Сообщение детей 4 группы. Приложение № 5. (1, 2, 3 дети слушают фрагмент романса А.А.Алябьева “Соловей”.), (4, 5, 6 девочки танцуют фрагмент классического танца.) /

- Глубокий след этот композитор оставил в культурной жизни Тобольска. А.А.Алябьев – “Душа Музыки".

/Молодцы, ребята. Спасибо. /

Учитель: - Мы выслушали и увидели плодотворную работу каждой группы. Спасибо ребятам и родителям.

- История нашего города на этом не заканчивается. Ещё о многих замечательных людях и их событиях, памятниках архитектуры, и о современном городе мы будем говорить на следующих классных часах.

- И, может быть, вы когда-нибудь станете известными людьми: учёными, музыкантами, поэтами, художниками, просто хорошими людьми, прославите наш город, а будущее поколение детей будет изучать Ваше творчество, историю Вашей жизни.

Незнайка: - Ой, я забыл: скажите, что очень важное произошло в 1587 году? /Был основан город Тобольск. /

- Да, я вспомнил: мне нужно было встретиться со Шпунтиком. Теперь я всем расскажу о вашем городе.

Приезжайте к нам в “Солнечный город", летом. /Убегать за дверь. /

Конёк-Горбунок: - И я хочу задать вопрос, можно?

- Какое событие произошло 6 марта 1815 году. /Родился П.П.Ершов./

- И мне пора в мою сказку. Досвидания. /Убегает за дверь. /

Учитель: - Ребята, посмотрите на доску. Ещё одна дата осталась, мы о ней ничего не знаем. Вы не догадались, что произошло в 1997 году? /Дети думают. Да, это же мы родились в этом году. /

- Вот видите, 1997 год начало Вашей истории в городе.

- Завершая наш час общения, хочется сказать: “Морозы и метели только преобразили город. Вот, кажется, всё замерло вокруг. Но Тобольск живёт сердцами добрых людей и их славными делами”.

/Дети читают стихи о Тобольске, включена видеозапись с песней о городе” Юности моей колокола". Приложение № 6, дети угощают гостей и друг друга “Хлебом и солью". /