Урок русского языка по теме: "Упражнение в написании слов с разделительными ъ и ь"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • научить детей распознавать функции мягкого и твердого знаков
  • совершенствовать умение писать слова с разделительным ъ и ь знаками;
  • развивать объем и распределение внимания;
  • воспитать творческую личность.

Оборудование:

  • опорная таблица;
  • схемы слов;
  • игра “Поезд”;
  • учебник А.В. Поляковой “Русский язык” 2 кл.

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

У. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Улыбка всегда располагает нас к приятному общению.

II. Минутка чистописания.

У. Прочитайте слова: печка, теплица, объезд, почка. Определите букву, которую мы будем писать на уроке. Она присутствует в одном из данных слов и не обозначает звука.

Д. Это буква ъ.

У. Твердый знак мы напишем с двумя другими буквами, которые вы определите самостоятельно. Первая из них имеется в корне каждого слова, в котором нет приставки.

Д. Это буква п.

У. Вторая буква как и ъ звука не обозначает.

Д. Это буква ь.

У. Напишите эти буквы в указанной последовательности.

ЪПЬ ПЬЪ ЬЪП

Не подсказала ли Вам минутка чистописания тему сегодняшнего урока?

Д. Наверное, новая тема урока будет связана с правописанием слов с ъ и ь знаками.

III. Словарно-орфографическая работа.

У. Уберите мысленно буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и Вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово?

ПФБКТХЕЩСРЧЁЩЗЦА

Д. Слово берёза.

У. Подберите родовое понятие к слову берёза.

Д. Берёза – это дерево.

У. Но ель, сосна – это тоже деревья. Чем они отличаются?

Д. Берёза – это лиственное дерево, а ель и сосна – хвойные.

У. Берёза на Руси – самое любимое дерево. От цвета коры получила своё название, которое означает “белый”. В древние времена на Руси Новый год начинался гулянием не вокруг ёлки, а у берёзы. Берёзовый Новый год существовал до 1343 года. Запишите это слово. Поставьте ударение. Подчеркните безударную гласную. Какая мысль моего рассказа о берёзе поможет Вам запомнить непроверяемую безударную гласную е?

Д. Слово берёза происходит от слова белый.

У. Составьте предложение со словами берёза, осина, малина таким образом, чтобы два из них были объединены по какому-либо признаку и объяснялась причина исключения третьего.

Д. У берёзы и осины нет съедобных плодов, а у малины есть. Береза и осина – деревья, а малина – кустарник.

IV. Закрепление.

Упражнение 1.

На доске написаны слова: серьги, перья, лить, съем, пьёт.

У. Распределите слова на две группы:

Д. серьги перья
лить пьёт
съем

У. Что общего между словами второго столбика?

Д. Разделительный мягкий и твёрдый знаки разделяют.

У.

Оба знака хороши

Достойны оба чести,

Когда стоят они в нужном месте.

Сформулируйте правило о правописании разделительного твёрдого и мягкого знаков, пользуясь планом.

Физкультминутка.

У. На доске слова: конь, вьюга, въехал, сухарь, скорость. Вьюн, память. Бровь, объехать, бьют. Я буду их показывать и произносить. Если назову слово с мягким знаком, вы сгибайте правую ногу в колене и поднимайте её, обхватывая обеими руками. Если произнесу слово с твёрдым знаком, Вы то же самое делайте с левым коленом.

Упражнение 2.

Прочитайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить (через две минуты учитель стирает первые слова словосочетаний). Ориентируясь на второе слово, напишите словосочетания полностью. Подчеркните орфограммы.

съедобный гриб
въезжать в лес
объяснил задачу
подъём флага

Упражнение 3.

Прочитайте слова. Составьте из них три цепочки в соответствии с изученными орфограммами о правописании ъ и ь знаков.

Извест…, пре…явить, маз…, об…единить, трост…, об…едки, в…юн, гост…, в…едливый, п…ёт, лошад…, мурав…и.

Упражнение 4.

Вместо вопросительного знака поставьте нужную цифру или букву. Ответ обоснуйте.

улов – 1 дочь – 3 въезд – е
посадка - ? вьюга – 5 съёмка - ?
приход – 3 съехал - ? изъян – я

Упражнение 5.

Прочитайте написанные на доске слова. Постарайтесь их запомнить (время предъявления слов 15-20 секунд, после чего запись закрывается).

Объявление, вьюга, объедки, жильё, подъехал, ручьи, подъёмный, вьёт.

Ответьте на вопросы и выполните задания.

  1. Сколько слов было написано?
  2. На какие группы можно разделить все слова?
  3. Напишите существительное с твёрдым знаком?
  4. Напишите глагол с твёрдым знаком?
  5. Напишите прилагательное с твёрдым знаком?
  6. Напишите все слова с мягким знаком?

V. Игра “Поезд”.

Присоедините к каждому поезду свои вагоны.

листья, поезд, пьют

веселье, вьюга, объявление

VI. Итог.

У. Чем мы занимались сегодня на уроке?

Научились ли Вы писать слова с разделительными ъ и ь знаками?

Нужно ли ещё поработать над данной темой?

На следующем уроке мы продолжим упражняться в написании слов с разделительными ъ и ь знаками.

В заключение урока послушайте басню и скажите какова её мораль?

Басня.

- Не чересчур ли ты добряк? –
Так знаку мягкому промолвил
Твёрдый знак. –
Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься,
Нет, в алфавит ты не годишься!
- Кто б говорил, но ты б уж промолчал! –
Знак мягкий твёрдому на это отвечал. –
Ты твёрд и груб,
Как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву ять,
Тебя из азбуки изъять…
- Друзья! Ваш разговор – никчёмные слова, -
Услышав этот спор, сказала буква А, -
Вы оба хороши, достойны оба чести,
Когда стоите в нужном месте.

Домашнее задание: упражнение 149 и 152.