Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Разграничение приставок и предлогов" с использованием информационных технологий

Разделы: Информатика, Начальная школа


Программа: “Школа-2100”

Учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. “Русский язык” (М.: Баласс, 2006)

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Цели урока:

образовательные ?

  • учить различать приставки и предлоги;
  • учить писать приставки слитно, подбирать слова с другими приставками и находить в тексте слова с приставками;
  • учить писать предлоги раздельно, подставлять между предлогом и следующим словом вопрос или другое слово; находить предлоги в предложении;
  • учить писать заглавную букву в именах собственных;
  • учить детей видеть орфограмму в слове и выделять ее графически;

развивающие ?

  • развивать умение выполнять звуко-буквенный анализ слова;
  • развивать умение работать с текстом;
  • развитие умения находить связь слов в предложении, задавать вопросы от слова к слову;
  • развитие речи (обогащение словарного запаса в ходе работы с текстом, озаглавливание текста, соотнесение текста с предложенными иллюстрациями);
  • развитие связной устной речи;
  • развитие каллиграфического навыка (начертания букв, написания соединений), гигиенических навыков письма;
  • развитие умений работы с техническими средствами (SMART Board).

воспитательные ?

  • привитие интереса к предмету, языку;
  • воспитание аккуратности;
  • воспитание любви к книге, любви к природе.

Оборудование:

  • магнитная доска, схемы-орфограммы;
  • портреты М.М. Пришвина, М.Горького, К.Паустовского, В.Бианки;
  • цветные магниты (красный, синий, зеленый) для обозначения звуков;
  • индивидуальные пластиковые доски с маркером;
  • две сюжетные иллюстрации “Медведи весной”, “Купание медведей”;
  • распечатки с текстом (по В.Бианки) на каждого ученика;
  • распечатки с сравнительной таблицей “Предлог. Приставка” на каждого ученика;
  • технические средства: компьютер, мультимедийный проектор, SMART Board. (Презентация.10 слайдов)

Ход урока

1. Организационный момент. Устная работа.

Демонстрация слайда 1.

Задание. Разделить понятия на 2 группы.

имя прилагательное предлог
приставка корень
глагол окончание
суффикс имя существительное
местоимение междометие

2 ученика (самостоятельно) на SMART доске выбирают “Части речи” и “Части слова” (“перетаскивают” в нужный столбик).

У. – Наша речь состоит из…

Д. – предложений.

У.  – Предложения состоят из…

Д. – слов.

У.  –  Все слова нашей речи называются…

Д.  –  частями речи.

Проверка выполненного задания у доски.

У.  –  Назови части речи. Приведи примеры.

–  Что такое предлог? Как пишутся предлоги?

Д.  –  Предлог – часть речи. Предлоги нужны для связи слов в предложении, они помогают выражать мысли точно и связно (например, направление движения: по лесу, к лесу; место: за лесом, у леса). Предлоги пишутся раздельно.

У.  –  А на как ты назовешь 2-ю группу понятий?

Д. – Части слова. Это приставка, корень, суффикс, окончание.

У. – Дай определение приставки. Как пишутся приставки?

Д. – Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставки пишутся слитно.

2. Объявление темы и целей урока.

Демонстрация слайдов 2, 3.

У. – Тема урока: “Разграничение приставок и предлогов”. (Для детей пока остается тайной появление на доске изображения медведя).

У. – Почему про суффикс мы не говорим, что он пишется слитно со словом, а про приставку говорим?

Д. – Она пишется в начале слова. Ее можно спутать с предлогом, есть похожие предлоги и приставки.

У. – Да, мы в этом убедимся в следующем задании. Поэтому сегодня будем учиться находить приставки и предлоги в словах и предложениях, различать их и правильно писать. К концу урока составим сравнительную таблицу “Предлог. Приставка”. (Дети получают распечатку):

Предлог Приставка
Как доказать, что перед нами предлог?_____________

Часть ________

Самостоятельно не употребляется.

Служит для _____________

Пишется ___________

Как доказать, что перед нами приставка?_____________

Часть ___________

Самостоятельно не употребляется.

Служит для ______________

Пишется ____________

Демонстрация слайда 4.

У. – Как определить, где приставка, а где предлог?

Д. – Между предлогом и следующим словом можно поставить вопрос или другое слово.

Д. – Чтобы доказать, что в слове приставка, можно назвать родственные слова с другой приставкой или без нее; или можно назвать другие слова с такой же приставкой;

Задание. Показать приставки и предлоги (графически).

по плыл по реке

с катился с горы

у знал у друзей

до бежал до поворота

Ученики выходят к доске, выделяют предлоги и приставки, доказывают написание.

3. Чистописание.

Демонстрация слайда 5. Списывание.

м М

ем ом

Михаил Михайлович Пришвин

У. – Почему слова написаны с заглавной буквы? Назовите орфограмму.

Д. – Орфограмма – написание по правилу. “Заглавная буква в именах собственных”.

Задание: звуко-буквенный анализ слов.

Первые два слова ученики выполняют самостоятельно в тетрадях, а один ученик – на магнитной доске. 3-е слово – коллективно, выходят ученики к SMART доске, показывая цветными кружками звуки.

Проверка.

У. Рассказ о М.М. Пришвине. Демонстрация слайда 6.

4 февраля 2007 года исполнилось 134 года со дня рождения замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина. Он родился в имении Хрущеве Орловской губернии в купеческой семье.

В 1900-1902 годах Пришвин учился на агрономическом отделении Лейпцигского университета, по его окончании работал агрономом, опубликовав ряд статей и книг по специальности.

Константин Паустовский писал о нем: "Биография Пришвина резко делится надвое. Начало жизни шло по проторенной дороге... Казалось бы, что все идет в житейском смысле гладко и закономерно. И вдруг - резкий перелом. Пришвин бросает службу и уходит пешком на север, в Карелию, с котомкой, охотничьим ружьем и записной книжкой. Жизнь поставлена на карту. Что будет с ним дальше, Пришвин не знает. Он повинуется только голосу сердца, непобедимому влечению быть среди народа и с народом, слушать удивительный его язык, записывать сказки..." По существу жизнь Пришвина так резко изменилась из-за его любви к русскому языку. Он вышел на поиски сокровищ этого языка. Пришвин исходил и изъездил всю Среднюю Россию, Север, Казахстан и Дальний Восток. После каждой поездки появлялись то новый рассказ, то повесть, то просто короткая запись в дневнике. Но все эти работы Пришвина были значительны и своеобразны.

Из письма М.Горького Пришвину. “Ни у одного из русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармоничного сочетания любви к Земле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас... Отлично знаете Вы леса и болота, рыбу и птицу, травы и зверей, собак и насекомых, удивительно богат и широк мир, познанный Вами”.

У. – А какое произведение М. Пришвина мы читали в 1-м классе?

Д. – “Медведь”. Рассказ о том, как медведь спрятался в лесу от автора и невдалеке незаметно наблюдал за ним.

У. – Вот почему в начале урока на доске появилось изображение медведя! С медведями, этими удивительными животными, мы сегодня еще встретимся.

Словарная работа.

Демонстрация слайда 7.

Задания.

Вставить нужную букву в слова 1-го столбика.

Соединить линиями подходящие по смыслу слова, чтобы получились словосочетания.

Записать получившиеся словосочетания в тетрадь, отмечая орфограмму “Заглавная буква в имени собственном”.

Один ученик работает маркером на индивидуальной пластиковой доске, остальные – в тетрадях.

ул…ца Минск
гор…д Воронежская
д…ревушка Потапыч
м…двежонок Беседы

У. – Чем похожи слова 2-го столбика?

Д. – Имена собственные.

5. Физминутка (пальчиковая гимнастика).

6. Работа по обобщению и систематизации знаний.

Демонстрация слайда 8.

Задание. Прочитайте предложение. Исправьте ошибки.

Вы валилась наберег большая медведица.

У. – Какие орфограммы встретились?

Д. – “Правописание предлога со словом”. “Правописание приставки со словом”.

У. – Спишите. Выделите грамматическую основу. Какими частями речи выражены главные члены предложения?

У. – Это предложение – начало рассказа (по В. Бианки).

Дети получают распечатки текста. Демонстрация слайда 9.

Вывалилась на берег большая медведица. За ней выскочили два веселых медвежонка. Медведица взяла одного медвежонка зубами за шиворот. Она окунула его в воду. Медвежонок визжал и барахтался.

Другой медвежонок испугался холодной ванны. Он пустился удирать в лес. Мать догнала его и – в воду.

У. – Какая из представленных иллюстраций (на доске) подходит к рассказу? Почему?

– Как медведица купала первого медвежонка?

– Как отнесся к купанию второй медвежонок?

– Какие слова понадобились автору, чтобы показать, насколько быстро убежал медвежонок?

– Почему о медведице сказано, что она вывалилась на берег, а о медвежатах, что они выскочили?

– Как бы вы озаглавили рассказ?

Д. – “Купание медвежат”.

У. – Именно под таким названием есть рассказ у В. Бианки!

Задание. Найдите слова с приставками и предлоги. Отметьте орфограммы “Правописание предлога со словом”. “Правописание приставки со словом”.

Дети работают “по цепочке” с комментированием.

7. Физминутка (глазная гимнастика).

8. Работа по обобщению и систематизации знаний (продолжение).

У. – Почему приставка пишется слитно?

Д. – Часть слова.

У.– Почему предлог пишется раздельно?

Д. – Отдельное слово, часть речи.

Задание. Учебник: упражнение 139.

4 ученика устно объясняют написание предлогов и приставок.

Самостоятельная работа: списывание предложений, обозначение орфограмм.

9. Подведение итогов урока.

У. – Какие орфограммы повторяли?

У. – Почему нужно отличать друг от друга приставки и предлоги?

Д. – Есть похожие предлоги и приставки.

Обобщенные знания заносятся в таблицу. Дети работают самостоятельно.

Предлог Приставка
  1. Как доказать, что перед нами предлог?
  2. Между предлогом и следующим словом можно поставить вопрос или другое слово.
  3. Часть речи.
  4. Самостоятельно не употребляется.
  5. Служит для связи слов в предложении.
  6. Пишется раздельно.
  1. Как доказать, что перед нами приставка?
    Можно назвать родственные слова с другой приставкой или без нее; или можно назвать другие слова с такой же приставкой.
  2. Часть слова.
  3. Самостоятельно не употребляется.
  4. Служит для образования новых слов.
  5. Пишется слитно.

Проверка. Демонстрация слайда 10.

10. Объяснение домашнего задания.