Урок литературы в 9-м классе по теме: "Познание Родины в лирике А.Фета и Ф.Тютчева"

Разделы: Литература


В 9-м классе это первое знакомство с творчеством А.Фета и Ф.Тютчева. Поэтому важно донести до учащихся красоту и глубину их стихов, то, как происходит познание родины в лирике Тютчева и Фета; выяснить особенности напевного стиха А.Фета, философского стиха Ф.Тютчева; научиться понимать смысл поэтического текста. Это первый урок по лирике этих поэтов, поэтому разумно провести его, на наш взгляд, ярко, нестандартно, чтобы учащиеся увидели полноту восприятия мира и любви ко всему, что нас окружает в стихах этих замечательных поэтов.

До урока учащиеся получили задание познакомиться с биографией и творчеством А.Фета и Ф.Тютчева, прочитать и понять, в чем наблюдается сходство и различие в стихах поэтов: А.Фет “Я потрясен, когда кругом //Гудят леса, грохочет гром…”, “Как нежишь ты, серебряная ночь…”, “Шепот, робкое дыханье…”, “Долго снились мне вопли рыданий твоих…”, “Сияла ночь. Луной был полон сад…” и др.; Ф.Тютчев “Чему бы жизнь нас не учила…”, Сияет солнце, воды блещут…”, “Тени сизые смесились…”, “Молчание”, “О, как убийственно мы любим…” и др.

Оборудование урока:

  1. Портрет А.Фета
  2. Портрет Ф.Тютчева
  3. Грамзаписи романсов на стихи Ф.Тютчева и А.Фета.

Эпиграфы к уроку:

“Целый мир от красоты…” А.Фет

“ Все во мне и я во всем…” Ф.Тютчев

Начинается урок с исполнения романса на стихи А.Фета “На заре ты ее не буди” (романс можно прослушать в грамзаписи, на нашем уроке его исполняла ученица под аккомпанемент учителя музыки).

Слово учителя. Этот замечательный романс на стихи известного русского поэта А.Фета. Удивительные стихи, удивительная музыка…

Наш сегодняшний урок посвящается пленительным стихам двух самых удивительных поэтов 19 века – Ф.И.Тютчеву и А.А.Фету.

Это уже не первая встреча с ними, многое вы уже знаете о их судьбе и произведениях. Но сегодня мы прикоснемся к сложному миру их лирики, чтобы еще глубже понять, как эти поэты познают родину, Россию. На примере стихотворений Тютчева и Фета мы попытаемся увидеть, как, отображая окружающий мир в тончайших его переливах, поэты прикасаются к тайнам души человека, души природы, проявляя любовь к жизни, а значит, любовь к родине.

- Из чего, на ваш взгляд, складывается любовь к родине?

( Русская березка, весенняя гроза, “трусишка зайка серенький”, любимая женщина, встретившаяся на пути, -- и множество других важных и неважных проявлений. Любовь к родине – это любовь к жизни, а любовь к жизни – это сотворчество со всем живым. Любовь к женщине не может возникнуть без любви к ближнему. А любви к ближнему не бывает без сочувственного отклика на все проявления бытия: будь то гроза, солнце, трава, река, мышь-полевка – и мало ли что ещё.)

- Так значит, можно сказать, что “целый мир от красоты”? (Подготовленный ученик или сам учитель читает стихотворение А.Фета “Целый мир от красоты…”. Стихотворение это у каждого ученика есть на столе).

Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать его начало.

Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, – человечно –

- говорит в своем стихотворении А.Фет, строки из которого я и взяла эпиграфом к нашему уроку.

- Прочитайте еще раз стихотворение самостоятельно и скажите, как понимаете смысл его? Какую фразу можно считать ключевой? (“То, что вечно – человечно”). Как вы её объясните? Что имел в виду поэт под словом “вечно”? Какой художественный прием использует Фет в этом стихотворении? (Прием антитезы, используя антонимы).

- Но мы сегодня рассматриваем лирику двух поэтов, живших в одно время. А значит, нужен ещё один взгляд на красоту окружающего мира, взгляд Ф.Тютчева. Прослушайте его стихотворение “Тени сизые смесились…” (Стихотворение читает подготовленный ученик):

Тени сизые смесились,
Цвет поблёкнул, звук уснул –
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул…
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном…
Час тоски невыразимой!...
Все во мне – и я во всем!...

Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, темный, благовонный,
Всё залей и утиши.
Чувства – мглой самозабвенья
Переполни через край!..
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!

- Подумайте, о чем это стихотворение. Как можно его интерпретировать?

(Перед нами стихотворение о душе в сумерках и о душе сумерек).

- Какая строка из этого стихотворения отражает тему нашего урока, которую можно взять эпиграфом к уроку? (“Всё во мне – и я во всем”). Объясните её, связав с первым эпиграфом.

- Итак, “целый мир от красоты”…. Фет во всем видит красоту, особенно в природе. Он замечает едва уловимые движения света и воздуха, малейшие изменения цветовой гаммы пейзажа и, выбрав свои краски, изображает свои впечатления, превращая мгновенное в вечное. Не об этом ли стихотворение “Шепот, робкое дыханье…”, которое считают “визитной карточкой” поэта.

(Подготовленный ученик читает стихотворение А.Фета “Шепот, робкое дыханье…”).

- Именно это стихотворение вызвало большое количество споров и насмешек в критике. Одни доказывали, что, переставляя строки, его можно читать с начала и до конца, с середины и даже с конца, но все равно не добраться до смысла. Вы тоже считаете, что в этом стихотворении нет смысла? В чем его особенность? (В стихотворении нет центрального образа. Какие-то смутные очертания да неясные звуки. Поэт передает неповторимость происходящего. Все стихотворение – одно большое сложное предложение, состоящее из цепочки назывных. Стихотворение, в котором нет ни одного глагола. По словам великого Л.Толстого, “каждое выражение – картина”. Постепенно из звуков, дыхания ночи, отблесков ручья возникает “милое лицо” в его “волшебных волнениях-изменениях”).

- Это стихотворение исполнено трепета жизни, движения, несмотря на то, что в нем, действительно, нет ни одного глагола. Движение в нем не бурное, резкое, порывистое, а затаенное, едва приметное. Существительные и прилагательные в этом стихотворении силой искусства обретают художественные качества глаголов.

- Это стихотворение, как и многие другие стихотворения А.Фета, написано в импрессионистской манере. Что такое импрессионизм?

(Сообщение учашегося: Имрпессионизм как художественное направление происходит от французского слова, означающего “впечатление”. Предметы рисуются не в полном объеме и конкретности, а в неожиданном освещении, с какой-то неожиданной стороны, как они представляются художнику).

(Запись в тетрадях: Импрессионизм в поэзии – изображение предметов не в их целостности, а словно бы в мгновенных и случайных снимках памяти. Предмет не столько изображается, сколько фиксируется. Перед нами проходят отдельные обрывки явлений, но эти “обрывки”, взятые вместе, образуют цельную и психологически очень достоверную картину).

(Звучит романс в грамзаписи на стихи А.Фета “Весенние воды”).

- “Целый мир от красоты…” Можно ли назвать поэзию Ф.Тютчева импрессионистской? (Нет, она более философична, чем изобразительна. Главное в его лирике – это осмысление жизни, природы, красоты. Думы о человеке, о смысле бытия, сосредоточенность личности на себе, трагические страницы жизни и одновременно оптимизм её восприятия).

- Очень характерно в этом отношении стихотворение “Силентиум”. (Чтение стихотворения подготовленным учеником). Объясните смысл стихотворения. ( Все стихотворение представляет собой обращение ко всем нам, к каждому в отдельности. Поэт говорит о живущей в “тебе”, т.е. нас, “душевной глубине”, где содержится “целый мир”. Этот мир таинственен и неповторим, и его действительно невозможно полностью, во всем его многообразии ни “высказать”, ни “понять” другому. Но каждый из нас может и должен знать о существовании этого мира в каждой душе. Тютчев говорит: “Я знаю, что в твоей душевной глубине есть такой “таинственно-волшебный” мир, который нельзя высказать, но я дорожу им – как и миром своей души”. Поэтому и звучит рефреном слово “молчи” в конце каждой строфы. Ведь ценности, красота, если они не могут быть всецело поняты, не доступны черствым душам, жестоким сердцам).

- Действительно, красота не доступна жестоким, не умеющим любить и чувствовать сердцам.

- Какая тема, на ваш взгляд, является основной в творчестве обоих поэтов? (Тема любви).

- Да, любовь – это источник обогащения души, способ связи человека с миром, со всем живым. “Всё во мне – и во всем…”. Есть любовь – значит, есть ощущение родины. На это накладывается особое ощущение красоты. Можно ли понять красоту, любовь, уложить их в какие-то рамки? (Нет, это можно только чувствовать и восхищаться, дивиться и подниматься на крыльях вдохновения. Именно любовь вдохновляла Фета и Тютчева на стихи, равных которым мало найдется в русской лирике).

(Сообщение ученицы: Однажды Фет гостил у Толстого в Ясной Поляне. В один из вечеров им пела Татьяна Андреевна Кузминская, женщина живая, обаятельная, с хорошим голосом. Она была одним из реальных прототипов толстовской Натальи Ростовой. Фет очень высоко ценил её голос. Когда она пела, он говорил ей, что музыка действует на него так же сильно, как красивая природа. В память этого “эдемского вечера” Фет за ночь написал стихотворение и подарил его Кузминской. Уже позже на него написали музыку. Это стихотворение -- “Сияла ночь”.(Можно прослушать в грамзаписи этот романс, можно в чтении подготовленного ученика).

- Да, удивительное стихотворение. Увидели ли вы в нем некие параллели с другим шедевром русской поэзии? (Напоминает стихотворение А.С.Пушкина “Я помню чудное мгновенье…”). “Жизни блаженство в одной лишь любви…” -- скажет Тютчев в одном из своих стихотворений. Любовь для Тютчева – это счастье, несмотря на то, что часто в его произведениях любовь – это роковая страсть, которая может стать причиной гибели одного из любящих. (Подготовленный ученик читает стихотворение Ф.Тютчева “О, как убийственно мы любим…”).

- Говорят, о Тютчеве не спорят. Кто его не чувствует, тот не чувствует поэзии вообще. Некрасов писал: “Каждый стих его хватает за сердце, как хватают за сердце внезапно набегающие порывы ветра; их и слушать больно и переставать слушать жаль. Только талантам сильным и самобытным дано затрагивать такие струны в человеческом сердце”. И это действительно так, потому что “всё” в нем – и он “во всем”.

(Закончить урок можно прослушиванием грамзаписи любого романса на стихи Ф.Тютчева. Мы закончили урок романсом на стихи Ф.Тютчева, музыку к которому написал директор нашей школы С.К.Волошанин, который и исполнил его сам. Это было замечательно – услышать новый романс на стихи Тютчева, который еще никто никогда не исполнял)

В качестве домашнего задания предлагается выучить наизусть любое стихотворение А.Фета или Ф.Тютчева, а также написать мини-сочинение “Как раскрывается любовь к родине в творчестве Тютчева и Фета”.