Из опыта работы по организации отряда юных пожарных

Разделы: Внеклассная работа


Эксперимент по организации дружины юных пожарных (ДЮП) начался в нашей гимназии три года назад. На базе 8 "А" класса, классным руководителем которого я являюсь, был создан отряд юных пожарных.

Цели ДЮП в высшей степени благородны, т.к. способствуют формированию умений и навыков безопасности, кроме того, это добровольное общество. Члены добровольного общества должны осознавать важность своей деятельности, гордиться ею.

Сама деятельность отряда, из которого затем выросла гимназическая дружина, многопланова. Она включает формирование множества полезных навыков и умений для самих членов общества: выносливость, хорошая реакция, умение вовремя выбрать верный алгоритм действий, умение работать в коллективе, брать на себя ответственность и т.п.

В то же время это творческая деятельность, связанная с пропагандой необходимых детям знаний в разной форме: в словесной, в форме демонстрации полученных знаний и усвоенных приемов тушения пожара.

Деятельность юных пожарников имеет большую практическую значимость: это совместная полезная работа для коллектива гимназии под девизом "Научился сам - научи другого!". Осознание важности порученного поднимает ребят в своих глазах, способствует росту самооценки. Растет также и творческая активность учащихся, членов ДЮП.

Работа строится на основе метода проектов с учетом склонностей ребят. Выделилась группа "малой прессы", отвечающая за выпуск стенгазет, молний, боевых листовок и участвующая в конкурсе рисунков и плакатов на соревнованиях.

Другая творческая группа отвечает за разработку сценариев мероприятий: конкурсов стихов, инсценировки старых сказок на "новый лад" по теме "Пожарная безопасность".

Есть также и лекторы, читающие небольшие лекции в классах о том, как быть бдительными и что делать в момент опасности.

Для ознакомления с инвентарем и правилами пользования им мы несколько раз организовывали экскурсии в местную пожарную часть. Проводились также и практические занятия по тушению пожара.

Несколько раз наш отряд участвовал в конкурсах районного и городского масштаба. Нам помогло разделение труда в отряде: наиболее физически подготовленные ребята проходили эстафету и занимались тушением пожара, редколлегия выпускала молнию, агитбригада делала инсценировки.

Работа юных пожарных дает простор саморазвитию: нужно тренироваться, нужно уметь убеждать и привлекать новых членов в общество, нужно рисовать, инсценировать и пр. Не удивительно, что члены ДЮП на старшем этапе обучения стали активными членами школьного самоуправления и подготовили несколько крупных мероприятий.

Прилагаю к статье перечень мероприятий из нашего банка технологий, несколько сценариев выступлений агитбригад (см. Приложение 1).

Тематическая развивающая программа работы дружины юных пожарных.

Цель программы - привитие основных знаний, умений и навыков по пожарной безопасности.

Микроцели:

  1. Пропаганда правил пожарной безопасности.
  2. Закрепление навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
  3. Формирование общественного мнения в поддержку юных пожарных и вовлечения в них возможно большего числа учащихся.
  4. Патриотическое воспитание подрастающего поколения.
  5. Профессиональное воспитание подрастающего поколения.
  6. Пропаганда среди детей физической культуры и здорового образа жизни.

Организация деятельности. Формы проведения занятий

Деятельность по реализации цели программы, ее создание предусмотрено через организацию и проведение учебных занятий, где наряду с теоретическими вопросами, связанными с основами занятий по пожарной безопасности большая часть отводится практическим занятиям по формированию знаний, умений и навыков поведений в чрезвычайных ситуациях.

Основные формы занятий: групповые и индивидуальные занятия, экскурсии в пожарную часть № 3.

Положение о ДЮП

Дружина юных пожарных - детское объединение, созданное на основе деятельности Центра развития личности "Радуга".

Юные пожарные - дети школьного возраста (10-17 лет).

Отряд юных пожарных - вид ДЮП.

Дружина юных пожарных создается в целях совершенствования системы обучения детей пожарной безопасности, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач, направленных на предупреждение пожаров и умений действовать при пожаре.

Основные задачи ДЮП

  1. Повышение образовательного уровня детей и участия их в обеспечении пожарной безопасности.
  2. Проведение противопожарной безопасности.
  3. Содействие в профессиональной ориентации детей.
  4. Организация выпуска тематической стенной печати.
  5. Участие в распространении наглядно-изобразительных тематических материалов.
  6. Участие в проведении тематических выставок, смотров, конкурсов и военно-спортивных игр.
  7. Приобретение навыков и умений обращаться с первичными средствами пожаротушения.
  8. Участие в соревнованиях по пожарно-прикладному спорту.
  9. Проведение тематических конкурсов, олимпиад, викторин.

Юные пожарные обязаны

  1. Соблюдать общепризнанные принципы и нормы поведения, требования пожарной безопасности.
  2. Активно участвовать в деятельности ДЮП.
  3. Совершенствовать свои знания по вопросам пожарной безопасности, уровень подготовки к занятиям пожарно-прикладным спортом.

Пояснительная записка.

Достижение современного прогресса, с одной стороны, создали множество благ и условий комфортного существования, а с другой стороны, породили новые факторы риска в жизнедеятельности людей. Возрастает уровень технической оснащенности современного жилья, для отделки и производства мебели используются синтетические материалы, выделяющие высокотоксичные газы при горении и тлении, предметы бытовой химии и парфюмерии изготовляются в аэрозольных упаковках, которые при неумелом обращении представляют взрыво и пожароопасность, угрозу быстрого распространения огня и воздействия на человека опасных факторов пожара. Часто виновниками несчастных случаев и их жертвами становятся дети. Огонь в их руках способен стать причиной гибели людей. Многие дети сегодня не обладают достаточным багажом знаний и навыков для обеспечения безопасности при обращении с огнем и огнеопасными материалами, не способны предусмотреть опасные последствия своих действий. Поэтому правилам поведения в экстремальных ситуациях, навыкам борьбы за собственную жизнь следует обучать с раннего возраста.

Ежегодно в Российской Федерации происходит свыше 250 тысяч пожаров, во время которых погибает более 14 тысяч человек, в том числе 800 детей. Причина каждого десятого пожара в стране - шалость детей с огнем.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что работа по противопожарной пропаганде среди детей и подростков требует постоянного внимания и улучшения. Ведь именно в детском возрасте закладываются основы будущего мировоззрения и поведенческие нормы человека.

Данная программа нацелена на развитие культуры безопасности и навыков безопасного поведения, изучение элементарных правил при пожаре.

Программа на 1 год обучения.

? Тема Теория Практика Индивидуальная работа
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Правила поведения при пожаре

Причины возникновения пожара

Оказание медицинской помощи пострадавшим при пожаре

Виды противогазов и их применение

Подготовка к конкурсу юных пожарных

Изучение истории пожарного дела

Работа по выпуску боевых листков, стенгазет, подбор материала к уголку юного пожарного

Изучение закона РФ "О пожарной безопасности"

Средства пожаротушения

Виды пожаров и их следствия

Участие в общегимназических викторинах, конкурсах

30ч

--

--

--

30ч

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

Перечень внеклассных мероприятий:

  1. Кл. час "О правилах кошке расскажем немножко".
  2. Загадки, стихи, поговорки по пожарной безопасности.
  3. Внеклассное мероприятие "Случай в лесу".
  4. "Сказка о ленивом Емеле".
  5. "Как дочки царство подпалили".
  6. "Как Иван был пожарным".
  7. "Именины по-королевски".
  8. "Сказка о красном петушке".
  9. Материал выступления агитбригады "Нет огню!" (2005г.)
  10. Материал выступления агитбригады "Огонек" на районном конкурсе. (2006г.)
  11. Визитная карточка ДЮП на районном конкурсе. (2006г.)

Материал выступления агитбригады "Нет огню!"

Танец огонечков. (Пожарный с огнетушителем)

Агитбригада: "Нет огню!"

Наш девиз:

Будь осторожен с огнем -
Предупреждаем всех вас строго.
Пускай все реже с каждым днем
Звучит пожарная тревога.

Первый чтец:

У меня растут года,
Скоро мне - 17.
Кем работать мне тогда,
Чем заниматься?

Второй чтец:

Бизнесмен - хорошо,
А пожарный - лучше.
Я б в пожарные пошел,
Пусть меня научат.

Третий чтец:

С огнем бороться нелегко,
Трудно и опасно.
Профессия пожарного
Почетна и прекрасна.

Четвертый чтец:

Огонь силен - он может сжечь квартиру, дачу.
Он беспощаден, зол, напорист, груб.
Он сожжет столетние деревья,
Быстрей чем умелый лесоруб.

Пятый чтец:

И там, где он проходит,
Сгорает все дотла.
Недаром поговорка есть в народе:
"Бояться, как огня".

Шестой чтец:

Но лишь пожарные узнали,
Где горит, в каком квартале,
Командир сигнал дает.
И сейчас же - в миг единый
Вырываются машины
Из распахнутых ворот.

Седьмой чтец:

Вдаль несутся с гулким звоном,
Им в пути помехи нет.
И сменяется зеленым
Перед ними красный свет.

Восьмой чтец:

Но пожарный не боится,
Надевает рукавицы,
Смело лезет по стене,
Каска светится в огне.

Девятый чтец:

Пожарные к земле огонь
Прибьют, потушат.
В горящий дом бесстрашные войдут.
За жизнь других они, не сомневаясь,
Свои жизни отдадут.
Таких людей, ведущих бой с огнем,
Мы нашими пожарными зовем.

Агитбригада исполняет частушки:

I.

Он, она и мы, и я
Пропоем для вас, друзья,
И коснемся между тем
Противопожарных тем.

II.

Ростом спичка невеличка.
Не смотрите, что мала.
Эта маленькая спичка
Может сделать много зла.
Возле леса и сарая

III.

Разжигать костер не смей.
Может быть беда большая
Для построек и людей.

IV.

У Матрены нашей дома
Отличился сын Ерема.
Он со спичками шалил
И квартиру подпалил.

V.

Зина печку раз включила,
Ну а выключить забыла,
Чтоб пожара не навлечь,
Выключай электропечь.

VI.

Смастерил Сергей пугач,
Пострелял немного.
А теперь Сережу врач
Лечит от ожога.

VII.

Говорю я: "Тетя Маша,
Осторожнее с огнем.
Загорится борщ и каша,
А потом сгорит весь дом".

VIII.

Как-то раз прилег Иван
С сигареткой на диван.
В результате утром рано -
Ни дивана, ни Ивана.

IX.

Эх, облить бы их разок
Этих нарушителей
С головы до самых ног
Из огнетушителя.

X.

При пожаре, при пожаре,
Знает каждый гражданин,
При пожаре, при пожаре
Набирают 01.

Приложение