Методическая тема: "Деятельностный подход в обучении на основе личностно ориентированного обучения в условиях адаптивной школы"

Разделы: Биология


Из всех профессиональных компетенций современного учителя именно высокий уровень управленческих умений: анализировать, планировать, организовывать учебный процесс и оценивать результаты блока учебных занятий или одного урока как целостной системы — оснащает учителя “средствами навигации” в океане профессионально значимой информации.

И, несомненно, главное из этих средств — умение учителя ставить цели учебного занятия или учебного модуля, так как именно цели свяжут между

собой содержание, средства, методы в единый процесс, обеспечат учителю оптимальный выбор способов, форм их достижения и диагностики. Для ученика грамотно поставленные цели станут основой для самоформирования учебно-познавательной мотивации не только на результат, но и в первую очередь — на деятельность.

Обеспечить деятельностный подход в обучении требуют от нас новые государственные стандарты. Педагогически грамотно спроектированная цель ученика на учебную деятельность важна потому, что является для ученика опорой для развития организационных общеучебных навыков: умения планировать свою учебную деятельность, отслеживать результаты собственной деятельности. Именно поэтому цели и целой темы, и урока должны быть “открыты” для ученика и приняты им. Для этого можно и нужно не только представлять ученикам “готовые” цели, но и обсуждать их вместе с учениками, предлагая алгоритм решения, предоставляя возможность ученику планировать свою учебную деятельность. Это в полной мере обеспечивает моя педагогическая технология “Личностно-ориентированное обучение в условиях адаптивной школы”, где ребятам предлагаются варианты форм изучения материала, с предоставлением возможности для желающих предложить свой алгоритм изучения вопроса. И это позволяет значительно интенсифицировать урок, работать больше и на высоком уровне, отказаться от обязательных домашних заданий и давать творческие, выполнение которых хотя и не обязательно, но приводит к ещё большему самостоятельному развитию учащихся. Этому во многом способствует “Справочник старшеклассника”, составленный мною за годы применения данной технологии. (“Справочник ...” прилагается).

Главная задача учителя — дать возможность детям учиться самим, развивать свои способности самостоятельно, работая по заданиям программированных карт и решая задачи развивающего обучения, а также правильно контролировать и оценивать свои знания, то есть проводить рефлексию (см. “Оценочный лист”).

Без понимания способов своего учения, механизмов познания и мыслительной деятельности учащиеся не смогут овладеть знаниями. Рефлексия помогает ученикам сформулировать результаты, скорректировать цели дальнейшей работы, свой образовательный путь. Целью рефлексивной образовательной деятельности является: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности — её смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты.

Примерные этапы организации рефлексии:

1. Временная остановка предметной (до-рефлексивной) деятельности.

Если школьник решал задачу и встретился с непреодолимой трудностью, то решение приостанавливается, и всё внимание обращается к “разбору полётов” - к анализу алгоритма действий.

2. Восстановление последовательности выполненных действий.

Устно или письменно описывается всё, в том числе и то, что на первый взгляд ученику не кажется важным.

3. Изучение последовательности действий с точки зрения их эффективности, продуктивности, соответствия поставленной задаче и т. п.

Параметры для анализа рефлексивного материала предлагает учитель или определяет ученик на основе целей.

4. Формулирование результатов рефлексии, гипотеза о предстоящей деятельности.

5. Проверка гипотез на практике в последующей предметной деятельности.

Когда мы предложим детям такой подход к учёбе, то почувствуем и результат:

  • дети, получив больше времени заниматься в области их интересов, выбирают свои, присущие каждому формы и методы самостоятельной работы,
  • т.е. вырабатывают свою организацию труда, что позволяет им достичь неплохих
  • результатов, обеспечивается его доступность и результативность.

Моя практика показывает, что и качество образования выигрывает от того, что учитель становится управленцем в системе “учитель-ученик”.

Используя описанную технологию планирования и организации учебного процесса, предлагаю общеучебные умения и навыки по уровню обученности учащихся.

Уровни обученности

Минимальный

Базовый

Повышенный (творческий)

Знания

Ученик может воспроизвести рассказ учителя, текст учебника; знает определения, основные законы; знает применение изучаемого материала в быту, технике, окружающей среде.

Ученик может ответить на любой вопрос учителя или товарища, основываясь на знаниях, полученных на уроке или извлеченных из учебника, понимает сущность определений, законов, теорий, может связывать свой ответ со знаниями других тем изучаемого материала (внутрипредметные связи); хорошо знает применение изучаемого в окружающей среде.

Ученик основательно владеет содержанием изучаемого материала; может систематизировать не только внутрипредметную, но и межпредметную связь;

в ответе используют дополнительные данные, добытые самостоятельно из других учебников, журналов, газет, сообщений телевидения, т.д.; может хорошо иллюстрировать свой ответ схемами, графиками, рисунками, знает области применения знаний.

Умения и навыки.

Ученик умеет отвечать на вопросы параграфа, воспроизводит прочитанное, выполняет действия по предложенному учителем алгоритму.

Ученик заполняет опорные схемы, таблицы, умеет находить для них материал в учебнике, решает несложные задачи развивающего обучения, может правильно оценивать свой ответ и ответ товарища, строить логические цепочки.

Ученик может решать разнообразные задачи развивающего обучения, в том числе повышенной трудности, имеет большие дополнительные знания за пределами программы, использует их для логического решения вопросов теории и практики по предмету, сам осмысливает и предлагает алгоритмы изучения материала на основе НОТ и “Справочника старшеклассника”.

Отношение ученика к труду

Ученик не проявляет особой заинтересованности и самостоятельности в изучении предмета, но знает, что изучить его на таком уровне необходимо для общего развития; осознаёт, что изучение этого предмета на минимальном уровне позволяет ему больше изучать любимый предмет на другом уровне, имеет больше свободного времени для поддержания здоровья и интеллектуального развития.

Ученик проявляет достаточную заинтересованность и самостоятельность в изучении предмета; умеет применять на практике полученные знания, участвует в олимпиадах, при групповой работе может быть помощником учителя или даже возглавлять группу, интересуется сообщениями в научно-популярных журналах.

Ученик проявляет большую заинтересованность и самостоятельность в изучении предмета, широко использует дополнительную литературу, явно интересуется знаниями, является участником олимпиад, факультатива по предмету.

Приложение 1

Приложение-технологич. карта

План урока