Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

Разделы: История и обществознание


Тип урока: контрольно-обобщающий.

Форма урока: развлекательно-познавательная игра.

Цели:

  • проверить степень усвоения изученного материала;
  • пробудить интерес к истории и чтению дополнительной литературы по истории.

Правила игры: учитель зачитывает введение в игру и делит учеников на две команды, а внутри команды ученики самостоятельно делятся на три группы. Каждую группы в игре будет символизировать фигурка первобытного человека – охотника за огнем. На каждом этапе игры команды учеников получают по три дифференцированных задания, которые они самостоятельно распределяют между группами в зависимости от степени сложности вопроса и уровня подготовленности группы. Если группа неправильно выполняет задание, то фигурка их охотника “погибает”. Ученики этой группы могут остаться в команде и принимать участие в подготовке ответов на следующие задания. С потерей фигурки охотника количество вопросов для команды не уменьшается, по-прежнему, на каждом этапе необходимо отвечать на три вопроса.

Победившая команда получает отличные оценки. Команда, потерявшая своих “охотников” выбирает 2-3 наиболее результативных участников, которые также получают отличные оценки. Работу остальных учеников учитель оценивает по уровню их активности и количеству данных ими правильных ответов. Игру рекомендуется оформить в виде стенда или буклета.

Начало урока.

Учитель. Жизнь первобытных людей была очень суровой и непредсказуемой. Огонь был главным помощником человека в борьбе за существование в дикой природе. И горе было тому племени, которое его лишалось. Вам предстоит ощутить весь ужас, который охватил людей, потерявших огонь. Столкнуться с опасностями, которые возникнут на пути охотников за огнем. От ваших знаний будет зависеть, смогут ли охотники вернуть огонь своему племени. Урок пройдет в форме игры между командами, которые будут помогать охотникам, добывать огонь.

Учитель читает введение в игру.

Учитель. В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв!
Враг разрушил две клетки; в третьей же, уцелевшей во время бегства, огонь ослабевал, бледнел и постепенно уменьшался.
Фаум созерцал свое племя. Несчастье лежало на людях. Вождь воздел руки к небу с протяжным стенанием:
– Что же станется с уламрами без огня? Воскликнул он. – Как будут они жить в саванне и лесу, кто защитит их от мрака и ветров зимы? Им придется, есть сырое мясо и горькие овощи! Кто согреет их озябшие тела? Остриё рогатины останется мягким. Лев, зверь с раздирающими зубами, медведь, тигр, большая гиена пожрут их ночью! Кто завладеет снова огнем, тот станет братом Фаума, тот получит третью часть охоты, четвертую часть всей добычи; он получит Гаммлу – мою дочь – и после моей смерти станет вождем племени.
Тогда Нао, сын Леопарда, поднялся и сказал:
– Пусть дадут мне двух быстроногих воинов, и я пойду, завоюю огонь у сыновей мамонта или у пожирателей людей, которые охотятся на берегах Большой реки.
Тут же встал Аго, сын Зубра, самый волосатый из уламров, подошел полный вожделения:
– Аго хочет завоеватьогонь! Он пойдет со своими братьями, и будет подстерегать врагов по ту сторону реки. Он либо погибнет от ударов топора, копья, зубов тигра, когтей льва-великана, либо вернет уламрам огонь, без которого они слабы и беспомощны, как олень или сайга.

Учитель делит учеников на две команды, задача которых преодолеть все этапы игры.

1 этап. Охотники заночевали в пещере, на них напал медведь.

Учитель. Медведь пришел в ярость и забыл всякую осторожность. Его привлекало к себе отверстие, оставшееся свободным, оно казалось единственным удобным проходом в пещеру, и, обезумев от гнева, медведь бросился в него. Он двинулся на более опасного противника. Но не успел медведь пустить в дело свои лапы и зубы, уламр занес над ним палицу. Оружие опередило. Удар пришелся по челюсти медведя, задев его ноздри. От боли медведь заревел и сел на задние лапы; второй удар пришелся по несокрушимому черепу. Но огромное животное уже оправилось и бросилось вперед…

Ученики выполняют задания, записанные на карточках в течение 2–3 минут.

1. Назовите причины, по которым первобытный человек не мог прожить в одиночку.

2. В коллективах было по нескольку десятков человек, может быть два-три десятка; большее число людей не прокормилось бы в одной местности. Коллективы не были постоянными. Люди сходились и расходились, как сходятся в стада дикие животные. Коллектив древнейших людей называют человеческим стадом. Как назывался коллектив “людей разумных”? Чем он отличался от человеческого стада?

3. Найдите ошибки:

"Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад… Вот движется стадо похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды – небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от стада, увлеченно о чем-то разговаривая. “Хватит болтать!” – кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса – к пещере приближался страшный хищник: огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте."

Команды по очереди отвечают на вопросы заданий. Учитель анализирует ответы и, после правильных ответов команд, рассказывает о победе в поединке с медведем.

Учитель. Уламр едва успел спрятаться за выступ скалы, медведь с размаху ударился о камень. Воспользовавшись оплошностью зверя, уламр выскочил из засады и с воинственным криком ударил дубиной по длинному позвоночнику медведя, позвоночник треснул, зверь, уже ослабевший от ушиба о скалу, покачнулся и упал.

Учитель перемещает фигурки охотников на второй этап.

2 этап. Встреча охотников с людьми с синими волосами.

Учитель. Затрещали ветки, и на поляну выскочило из серо-зеленого мрака сильное и гибкое существо. Лицо у него было огромное, челюсти, как у гиены, глаза круглые, блестящие, череп приплюснутый, грудь мощная, как у льва, но более широкая, на конечностях передних и задних – длинные пальцы; густая шерсть с синим отливом покрывала все тело. Люди с синими волосами рассыпались по поляне. Уламр побежал вдоль поляны. За ним бросились двое самцов. Спасаясь от них, уламр споткнулся и упал. Огромные руки схватили его и подняли в воздух. Он очутился в объятиях великана, не успев даже поднять оружие. Чудовищная тяжесть давила на его плечи, парализуя движения, он почувствовал себя таким же слабым и беззащитным, как сайга в лапах тигра. Человек с синими волосами держал тело юноши на весу, скрежеща зубами, он раскачивал его, примериваясь раздробить ему голову о ствол дерева…

Ученики выполняют задания, записанные на карточках в течение 2–3 минут.

1. Археологи нашли кости людей, живших более 2 миллионов лет назад. Где они были найдены? Почему именно в этом месте, а, например, не на территории России?

2. Как назывались первые орудия труда человека? Нарисуйте их и напишите, где ими могли воспользоваться древние люди?

3. Что общего между людьми с синими волосами и животными? Автор подробно описал их внешний вид, но упустил очень важный факт, который окончательно подтверждает, что существа с синими волосами это действительно люди, а не животные. Назовите этот факт.

Команды по очереди отвечают на вопросы заданий. Учитель анализирует ответы и, после правильных ответов команд, рассказывает о результате встречи с синими людьми.

Учитель. Вдруг он остановился, взглянул на безжизненное тело, лежавшее в его руках, и его свирепое лицо растянулось в улыбке, какая-то мягкость скользнула в хищных глазах; он положил уламра на землю.

Учитель перемещает фигурки охотников на третий этап.

3 этап. Сражение с враждебным племенем карликов.

Учитель. Вдруг уламр замер на месте, широко раскрыв глаза. Сердце его забилось от тревоги и странного восторга. Прямо перед ним в густой зеленой траве чернела плешь с полуобгорелыми ветвями и кучкой золы; ветер еще не успел развеять белого пепла.
Уламр живо представил себе вечерний привал, яркое пламя костра, запах жареного мяса, языки Огня… Но тут же радужные видения рассеяла тревожная мысль о том, что у этого костра недавно грелись враги…
Уламры с криками покинули свое убежище. Их встретили дротиками, но воины быстро добежали до укреплений противника. Там они нашли человек десять-двенадцать карликов, вооруженных рогатинами. Уламр метнул в гущу копье и дротик и взмахнул палицей. Трое карликов упали замертво. Воцарился полнейший беспорядок. Часть карликов пустилась бежать, но остальные по приказанию вождя сгрудились в кучу, ощетинившись рогатинами. Наступило нечто вроде передышки…

Ученики выполняют задания, записанные на карточках в течение 2–3 минут.

1. Предположите, из-за чего могли возникать конфликты между коллективами первобытных людей?

2. Перечислите оружие, которым пользовались противники друг против друга. О каком оружии автор не упоминает? Нарисуйте это оружие и объясните его преимущество над тем, которое использовали уламры и карлики.

3. Как вы думаете, брали ли первобытные люди в плен побежденных противников, а если брали, как они с ними поступали?

Команды по очереди отвечают на вопросы заданий. Учитель анализирует ответы и, после правильных ответов команд, рассказывает о результате сражения с рыжими карликами.

Учитель. Пятнадцать воинов окружали вождя. Мужество, более сильное, чем страх смерти, выпрямили высокую фигуру уламра. С ревом зубра кинулся он в бой. Все рушилось под его могучей палицей. Но возле старого вождя ощетинились рогатины, преграждая путь и нанося раны уламру; ему удалось их отбить. Прибежали на помощь другие карлики. Тогда, позвав своих товарищей, сделав необычайное усилие, уламр опрокинул преграду и расколол, как орех, крепкий череп вождя. Рыжие карлики дрогнули.

Учитель перемещает фигурки охотников на четвертый этап.

4 этап. Спасение человека из чужого племени и получение знаний о новом способе добывания огня.

Учитель. Положение уламров становилось серьезным. Запасы пищи истощались; им пришлось прибегнуть к болотной рыбе. Место для ловли было неудобное. Они поймали несколько угрей, лещей и бесхвостых гадюк, но все же их большие, сильные тела, их молодость страдали от недостатка пищи.
Вдруг резкий крик пронзил воздух. Из воды вынырнула какая-то странная фигура. Это был человек, который едва полз, из его ляжки текла кровь, он был странного вида, почти без плеч, голова очень узкая. Уламр встрепенулся. Он забыл, что человек этот может быть врагом; он побежал к раненому, как побежал бы к своим соплеменникам.

Это был человек из племени вахов. В благодарность за его спасение вахи показали уламрам свой способ добычи огня.
Женщина ударяла одним камнем о другой. Посыпались искры, вдоль сухой тонкой травинки заплясала маленькая красная точка, затем загорелись ветки; женщина тихонько раздувала огонь, он стал пожирать свою пищу.
Сын Леопарда застыл в изумлении. Он подумал: “Вахи прячут огонь в камнях”.
Подойдя к женщине, он старался по лучше рассмотреть, что она делает. Она протянула ему камни. Он жадно рассматривал их и не найдя ни одной трещины, изумился еще больше. Он их ощупал: камни были холодные. Уламр спрашивал себя с беспокойством: “Каким образом огонь вошел в эти камни?.. И почему же он не разогрел их?..”.

Ученики выполняют задания, записанные на карточках в течение 2–3 минут.

1. Помогите ответить на вопрос, который с беспокойством задавал себе уламр?

2. Какие ещё способы добычи огня существовали у первобытных людей?

3. Работая вместе с археологами, вы раскопали могилу первобытного человека, где обнаружили глиняный сосуд с едой и орудия труда из металла. Сделайте вывод, какое новое применение огню нашли первобытные люди.

Команды по очереди отвечают на вопросы заданий. Учитель анализирует ответы. Если команды дали правильные ответы, то считается, что уламры не погибли от голода в болоте и усвоили новый способ добычи огня. Учитель перемещает фигурки охотников на пятый этап.

5 этап. Сражение между охотниками за огонь.

Учитель. Нао предпочел бы встретиться с пожирателями людей или рыжими карликами. Он узнал волосатого Аго. Аго и его братья с крепкими телами, волосатыми, как у серого медведя, с их огромными руками, крепкими, как ветви дуба, с их хитростью, ловкостью и храбростью стоили десятерых воинов. Как победить их?

Ученики отвечают на вопросы блицтурнира.

ВОПРОСЫ БЛИЦТУРНИРА.

1. Чем знаменита пещера Альтамира в Северной Испании?

2. Назовите основные занятия древнейших людей.

3. Какие верования называются религиозными?

4. Почему в родовой общине был высок авторитет женщины?

5. Как ученые назвали древнего человека, который внешне похож на современных людей?

6. Где обнаружена стоянка древних людей на территории Алтая?

7. Как называлось сверхъестественное существо, которое согласно верованиям первобытных людей обитало в каждом человеке?

8. Для чего предназначался гарпун?

9. Как назывались существа, которые согласно верованиям могли превращаться из человека в животного и наоборот?

Учитель по результатам блицтурнира определяет победителя и рассказывает о результате боя за огонь между уламрами.

Нао (Аго) отвратил удар, но сучковатая дубина противника успела провести на его плече широкую царапину. Хлынула кровь и обагрила его руку; Аго (Нао), уверенный в том, что его победа теперь обеспечена, размахнулся с удвоенной силой.

Издав зловещий крик, Нао (Аго) дал отпор. Череп Аго (Нао) зазвенел, как будто он был из дуба, волосатое тело покачнулось; второй удар поверг Аго (Нао) на землю.

– Гаммла не достанется Аго (Нао)! – закричал победитель. – Аго (Нао) не увидит больше своего племени, не увидит Большого болота и никогда не согреет своего тела у огня!

Учитель. В борьбе за огонь побеждали сильнейшие из охотников. Но только ли сила помогает одержать победу? Что, на ваш взгляд, кроме физической силы помогало людям преодолеть все окружающие их опасности?

Ученики. Взаимопомощь.

Учитель. Так и в нашей игре победили не только знания, но и дружная организованная работа команды.