Военно-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности

Разделы: ОБЖ


Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может – защитить себя, и сделать это должен тот, кто пьет ее воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой.

А.В. Суворов.

Проблема патриотического воспитания молодежи актуальна как никогда. В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы формируется комплекс ущербности и неполноценности нации. У значительной части призывников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают ее как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным силам, воинская честь и достоинство – эти понятия утрачивают в глазах призывной молодежи свою значимость. Поэтому очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизму, как основы консолидации общества и укрепления государства.

Обучение молодежи безопасности жизнедеятельности бессмысленно без формирования нравственных ценностей, патриотического сознания. Таким образом, цель моего преподавания ОБЖ – подготовка физически и нравственно развитых молодых людей, которые могли бы адаптироваться в изменяющемся мире.

Задача патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня в числе приоритетных. Но одно дело заявить о ней во всеуслышание и совсем другое – осмыслить ее и предпринять конкретные шаги.

Многие школьные дисциплины касаются вопросов нравственности. Однако предмет ОБЖ способен существенно улучшить нравственное воспитание в школе. Другой вопрос: как это сделать и что для этого необходимо? Ведь в настоящих учебниках Основ безопасности жизнедеятельности по теме нравственного воспитания практически ничего нет, а для воспитания граждан-патриотов, способных быть защитниками своего Отечества, необходимо целенаправленное и эффективное воздействие на ученика именно в сфере среднего образования, т.е. в школе.

Требования времени заставили меня применить собственное методическое творчество.

В 2002 году я стал организатором первых специализированных кадетских классов военно-патриотического воспитания по направлениям:

  • патриотическое воспитание;
  • военная подготовка;
  • физическое развитие;
  • эстетическое развитие.

Названные направления не могут не вызывать живого интереса учащихся, так как они вооружают их жизненно необходимыми знаниями, очень много дают в нравственном и физическом плане.

Реализация патриотического направления осуществляется через внеклассные мероприятия, на которых ученики знакомятся с историей государственной символики страны, города, области. Организуются встречи с ветеранами войн и труда, работниками силовых структур, знакомятся с жизнью воинских подразделений.

Военная подготовка – это изучение военного дела (строевая и стрелковая подготовка, рукопашный бой), военно-спортивные соревнования, экскурсии в воинские части, летняя военно-полевая практика.

Физическое развитие направлено на формирование стойкого убеждения, что здоровье человека – это достояние государства и осуществляется через внеклассные мероприятия, посвященные физической культуре и спорту, организацию спортивных соревнований и туристических походов.

Развитие коммуникативных умений, воспитание культуры поведения и общения, культуры досуга учащиеся получают через организацию вечеров отдыха, посещение театров, музеев, кинотеатров.

В военно-патриотический класс были приглашены дети всего города. Для зачисления особым требованием являлась справка о здоровье. Воспитанники отличаются, прежде всего, целеустремленностью и живут по своим правилам, своему уставу. Взаимовыручка, поддержка, сопереживание – на первом месте у ребят. На уроках они дисциплинированны, собраны, всегда готовы к ответу, так как понимают, что знания им необходимы.

Свои уроки я строю так, чтобы они вызывали интерес к таким профессиям, как спасатель, военный, пожарный, милиционер. Для пропаганды этих профессий привлекаются специалистов различных ведомств, которые готовы продемонстрировать свое мастерство. Это позволяет образовательное пространство сделать более открытым, и решить все задачи, поставленные программой по патриотическому воспитанию. Количество учеников, которые активно и творчески взаимодействуют вместе с учителем, постоянно растет. Изменяется и уровень творческих работ учащихся. При выполнении работ ученики широко используют информационные технологии, мультимедийные презентации.

В результате 4-хлетней работы в классах военно-патриотического воспитания учащиеся первого выпуска при тестировании в 2002 году выделяли потребность в получении новой информации, для формирования кругозора, в активном образе жизни и физическом развитии. В декабре 2005 года у выпускников специализированных военных классов на первом месте был культ физической силы, честности, повысилась дисциплина, потребность в расширении знаний, что объясняется спецификой выбранного вида профессии.

Из школьного выпуска 2006 года поступили высшие военные заведения страны 18 человек, из них 15 – были выпускники специализированного военно-патриотического класса.

С 2002 года наша школа стала городской экспериментальной площадкой по созданию системы военно-патриотического воспитания в специализированных 8–11-х классах. На базе этих классов я принимаю своих коллег из области, которые желают продолжить эту работу по воспитанию патриотического сознания нашей молодой смены. Я провожу до 12 открытых мероприятий в год для слушателей курсовой переподготовки нашего Амурского областного института.

Не умаляя роли урока в основе воспитательного процесса, я убежден, что образование должно работать на результат. Но на результат в военно-патриотическом воспитании большое влияние оказывает внеурочная деятельность учащихся.

В связи с этим, мною и силами учащихся в 1998 году восстановлен и оборудован школьный тир, единственный в городе. Его задействуют не только для уроков ОБЖ, но и во второй половине дня. Это – центр воспитательной работы общешкольной программы “Гражданин”, составной частью которой является работа клуба “Патриот”. Целью клубной работы является пропаганда здорового образа жизни, популяризация службы в рядах Вооруженных сил, оказание помощи детям из социально-незащищенных семей и воспитание патриотизма.

Работа клуба – это не разовое эпизодическое мероприятие, массовая форма систематической военно-патриотической и спортивной работы. Она представляет собой комплекс занятий по ОБЖ и ОВС, соревнований, эстафет, конкурсов, викторин, походов, тактических игр на местности и других мероприятий, которые должны заложить основы морально-психологической подготовки, способствовать физической закалке и совершенствованию военных знаний и навыков.

Большое воспитательное воздействие на ребят оказывают занятия, проводимые совместно с курсантами ДВВКУ. Это уроки мужества, которые вызывают у ребят неподдельный интерес: разбирается и собирается боевое оружие, экипируется солдат и т.д. Молодые воины четко отвечают на вопросы ребят о значении воинской службы, об учебе, боевых и человеческих качествах, необходимых воину, и, конечно, о том, как готовить себя к ней, какое значение имеет хорошая учеба, физическая закалка, спорт, соблюдение режима дня будущего воина. Продолжением этих уроков служит военно-спортивная эстафета, в которой принимают участие и девушки, а их в клубе – третья часть. В это мероприятие включаются различные соревнования: ориентирование на местности, преодоление минного поля, передвижение по сильно пересеченной местности, оказание медицинской помощи, разведение костра, и другие конкурсы и игры. Заканчивается соревнование марафоном военной песни, посвященной Родине, Вооруженным силам. Курсанты готовят свои номера о мужестве, героизме, ратном подвиге наших солдат и выступают вместе с ребятами.

В период проведения месячника оборонно-массовой работы члены клуба встречаются с участниками Великой Отечественной войны, проживающими в нашем городе, которые рассказывают ребятам, что в жизни есть место подвигу. Клуб организует и проводит экскурсии и походы по местам боевой и трудовой славы. Экскурсии и походы сами по себе, кроме познавательных задач, решают важнейшую задачу сплочения коллектива и оставляют заметный след в патриотическом воспитании.

Важнейшими аспектами является и психологическая подготовка: подростки, прошедшие курс обучения, значительно легче находят общий язык со сверстниками и старшими, умеют принять решение в сложной ситуации. Это особенно важно, когда они приходят в армию. Юноши не испытывают панического страха перед армейской жизнью и по прибытии в часть спокойно выполняют свои обязанности. В нашем клубе занимаются также дети из неблагополучных семей. Привлечь и удержать их можно системными занятиями, в которых наглядно и действенно решаются задачи, помогающие воспитывать человека с определенной системой взглядов и идей, служащих побудительными мотивами к патриотической деятельности.

Военно-полевые сборы на базе Дальневосточного высшего военного командного училища имени К.К. Рокоссовского завершают ежегодный учебный год. Они вызывают у воспитанников особый интерес. На полигонной игре юные патриоты проявляют тактические навыки и умения выживать в полевых условиях, вести наблюдение, разведку и патрулирование. Подразделению обороняющихся, состоящих из членов клуба приходится рыть окопы, сооружать укрепления, проходит проверку на прочность обороны лагеря, прикрывать “огнем” друг друга из учебного стрелкового оружия. Наступающим приходится совершать длительный марш, отбивая атаки диверсионно-разведывательных групп противника, ставить лагерь, самим готовить обед.

В 2006 году мною разработан проект полевого военно-патриотического лагеря “Патриот”, который одобрен и получил согласие на финансирование Департамента образования Амурской области.

Любая система работы учителя складывается из четко и ясно обозначенных целей и задач воспитания и претворения их в действительность. Это помогает формировать творческую личность, готовую к служению Отечеству на военном и гражданском поприще, а, за счет взаимодействия с различными структурами, создавать открытое образовательное пространство.

Результаты моей деятельности отражаются в успехах моих воспитанников. Они занимают призовые командные и личные места в городских, областных, зональных и всероссийских соревнованиях, поступают в высшие военные училища нашей страны, достойно выполняют долг перед Родиной в армии и поступают в гражданские вузы, где подтверждают свои знания, полученные на уроках ОБЖ и на занятиях клуба “Патриот”.

Приложение 1

Приложение 2