Мастерская по литературе по рассказу А.Приставкина "Фотография"

Разделы: Литература


1. Вспомните один из дней своего детства, себя в этом дне. Чем он был наполнен? Где это было? Когда? Как бы вы об этом написали в своем дневнике? (пока пишут, тихо играет музыка “Мгновения”)

2. Читаем, что получилось.

3. Раздаются старые фотографии. Выберите одну. Что можно сказать об этой фотографии? Кто изображен здесь? Постарайтесь определить возраст, имя, характер героя (или героев), родственные связи. Напишите об этом сочинение-миниатюру.

4. Сообщение от группы.

5. А теперь рассмотрим фотографии ваших героев в другие годы жизни. Попытайтесь выстроить биографию этих людей, разгадать их судьбу, сделать надписи под фотографиями.

6. Читаю текст А.Приставкина “Фотография”.

7. Сопоставьте свои догадки с автобиографическим рассказом писателя, дополните свои версии, зачитайте наиболее важные эпизоды.

8. Запишите слово “фотография” в столбик.

Ф

О

Т

О

Г

Р

А

Ф

И

Я

Какие слова “живут” в этом слове? Запишите эти слова и ассоциации (работа индивидуальная).

9. Наша задача “договориться” с писателем о ценностях. Как называется рассказ? А что такое фотография с точки зрения писателя? (сообщение от группы)

10. Попробуйте изобразить “живую” старую фотографию (работа в группе).

11. Рефлексия. Какие чувства испытали в мастерской и почему?

Домашнее задание: написать эссе “Фотография в моей жизни”.

А.Приставкин

ФОТОГРАФИЯ

Мы жили далеко от дома, я и моя сестренка, которой было пять лет.

Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и давал конвертик с фотографиями.

- Смотри, Люда, вот наша мама, она дома. Она сильно болеет.

- Болеет… - повторяла девочка.

- А это наш папа. Он на фронте фашистов бьет.

- Бьет…

- Вот это тетя. У нас неплохая тетя.

- А здесь?

- Здесь мы с тобой. Вот это Людочка, а это я.

И сестренка хлопала в крошечные синеватые ладошки и повторяла:

“Людочка и я, Людочка и я”.

Из дому пришло письмо. Чужой рукой было написано о нашей маме, и мне захотелось бежать из детдома куда-нибудь. Но рядом была моя сестренка. И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.

- Вот наш папа, он на фронте, и тетя, и маленькая Людочка…

- А мама?

- Мама? Где мама? Наверное, затерялась. Но я потом найду. Зато смотри, какая у нас тетя.

Шли дни, месяцы. В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. И что-то коченело в животе. Два дня я не приходил к сестренке. А потом мы

сидели рядом, смотрели фотографии.

- Вот наша тетя. Посмотри, какая у нас удивительная тетя. А здесь Людочка и я.

- А где папа?

- Папа? Сейчас посмотрим.

- Затерялся, да?

- Ага, затерялся.

И сестренка переспросила, подымая чистые испуганные глаза:

- Насовсем затерялся?

Шли месяцы, годы. И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву к родителям. Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников.

А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги:

- Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников, мы оставляем и тебя с сестренкой. Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять, она, к сожалению… Мне зачитали ответ.

В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивали матрацы. Ребята готовились в Москву. Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались. Мы разглядывали фотографии.

- Вот Людочка. А вот и я.

- А еще?

- Еще? Смотри, и здесь Людочка. И здесь. И меня много. Ведь нас очень много, правда?

Отзывы учащихся и их родителей после проведения мастерской “Фотография”:

Герои так и не создали свои семьи. Брат всю жизнь посвятил сестре.

Фотографии для писателя – это пополнение его памяти, это тема для его воспоминаний о близких.

Связь времен – это связь с историей.

Фотографии – это история не через документы, а через воспоминания.

Очень было волнительно, когда мы изображали старую фотографию. Я словно оказался в том времени.

Я узнала о писателе А.Приставкине, о котором до сегодняшнего дня ничего не знала. Я представила, как сложно жить сиротой, что значит для писателя близкий человек. Это дорогого стоит.

После мастерской хочется познакомиться и с другими произведениями писателя. Пишет просто, откровенно, доступно и очень трогательно.

Удивительное я прожила в мастерской сегодня – история страны вдруг открылась мне так ясно. Я поняла, как трудно было жить в то время, как люди теряли своих близких и несмотря на это сами оставались людьми. Большое мужество требовалось от каждого. Тем более дорожили своими близкими, оставшимися в живых.

Удивительные отношения связывали людей между собой. Два маленьких человека пережили страшную трагедию – потеряли своих близких, пережили предательство родного человека, но сохранили в своих душах любовь и привязанность друг к другу.

Мастерская подняла в моей душе бурю чувств. Слезы не раз напрашивались сорваться. Спасибо.

Я сегодня очень многое понял. Дорожить надо близкими людьми, каждым прожитым днем, доверием, любовью.

Не хочется уходить с занятий. Хочется задушевных бесед, единения с дорогими тебе людьми.