"Школьные деньги" в системе дополнительного образования детей

Разделы: Внеклассная работа


Проблема оценки в школе не решена до конца. Что лучше: качественная оценка или количественная? Какой оценке отдать предпочтение? В системе дополнительного образования большинство педагогов используют качественную оценку, как более гуманную. Однако и количественная оценка может быть довольно эффективной на занятиях в детских объединениях, если к ней подойти творчески. Качественная оценка позволяет определить характер усилий ученика при выполнении работы, старание, умение добиваться поставленной цели, способность преодолевать препятствия. Количественная оценка – отметка констатирует уровень усвоения знаний, умений, навыков. Как указано в статье “Отметка и оценка знаний” (М. В. Богуславский, 2004) оценка обращена к личности школьника, направлена “вовнутрь”, отметка направлена вовне в социум. Оба вида оценок имеют свои положительные и отрицательные стороны.

Если объединить положительные стороны качественной оценки и количественной можно эффективнее влиять на ученика. Так в 90-е годы ХХ в. для стимулирования познавательной деятельности учеников стали применять новые подходы к оцениванию. Пятибалльная система заменялась многобалльной (от 100 до 1000). Многобалльная система стала называться модульно-рейтинговой. На базе модульно-рейтинговой системы появились “школьные деньги”. Набранные баллы превращались в “деньги”. На эти “деньги” можно было приобрести в школьном магазине значимые для школьников вещи.

“Школьные деньги” – это новая проблема, связанная вообще с проблемой отношения “дети- деньги”. Издавна спорят родители, педагоги, ученые по вопросу: нужно ли детям давать деньги, нужно ли приучать к денежным отношениям. Деньги в жизни человека играют немалую роль. Деньги нужны для того, чтобы жить в нашем мире, покупать товары (необходимые и необходимые), услуги (нужные и ненужные). Без денег невозможно представить наше существование. Деньги еще никто не отменял. Следовательно нельзя, чтобы ребенок был искусственно оторван от реальной жизни, где деньгам отводится довольно важное место. Ребенок – будущий взрослый должен научиться правильному отношению к деньгам. Деньги – это не цель жизни. Деньги – это средство для достойного существования. Уметь зарабатывать деньги (честно), умело тратить (небездумно), получать удовольствие (на пользу себе и не во вред другим) от заработанных денег, помогать нуждающимся (думать не только о себе) – все эти умения не появляются сами по себе, им надо учиться.

В “Книге для родителей” (А. С. Макаренко, 1959) приводит различные случаи, которые помогают понять, как надо и как не надо учить детей относиться к деньгам. Ведь не сами по себе деньги – зло. Зло от денег бывает только там, где взрослые делают из денег “золотого тельца”, где взрослые не умеют обращаться с деньгами и сорят деньгами налево и направо. Даже маленькие дети способны серьезно и правильно относиться к деньгам, если у них перед глазами есть пример умного и справедливого взрослого.

Рассматривая педагогическую оценку как средство стимулирования, можно использовать разные способы материального вознаграждения детей, в том числе и такой стимул как деньги (Р. С. Немов, 2003). Но используя деньги как оценку надо помнить о том, что педагогическая оценка должна развивать положительные стороны ребенка, препятствовать появлению отрицательных качеств.

В работе “Дети и деньги” (Т, А, Арефьева, 2006) указывает на то, что если ребенок нормально развивается, его достижения соответствуют возрасту, он обладает необходимыми личностными качествами, семейное воспитание поставлено на нужный уровень. Учить обращаться с деньгами можно даже малышей.

И так, зачем нужны “школьные деньги” в системе дополнительного образования? Какая от них польза, какой вред, чего больше? В любое детское объединение ребенок приходит добровольно, чтобы чему-то научиться, приятно провести время, пообщаться с друзьями, педагогом. Он (ребенок) уже имеет определенную мотивацию, зачем повышать ее с помощью “школьных денег”. Да, на первом этапе “школьные деньги”, пожалуй не нужны. А вот потом – позже “школьные деньги” могут сыграть положительную роль, как дополнительный стимул. Интерес ребенка к деятельности неустойчив. Попробовав себя в какой-то деятельности, сделав несколько работ, ребенок может охладеть к занятиям настолько, что перестанет их посещать. И это касается не только детей, у которых не ярко (или вообще нет) способностей к определенной деятельности. даже очень способные дети могут бросить детское объединение. Нужно искать новые способы взаимодействия с детьми, новые формы и методы работы. Одним из средств повышения интереса к занятиям могут стать “школьные деньги”.

Превращая оценивание в игру, можно добиться неплохих результатов в обучении и воспитании участников детских объединений. Большой популярностью “школьные деньги” пользуются у малышей (6 – 10 лет). “Школьные деньги” помогают ребенку почувствовать себя взрослым, значимым человеком. (Младшие дети не столь привередливы в своих запросах, поэтому их запросы легче удовлетворить). Дети 10-15 лет тоже оказываются заинтересованными в зарабатывании “школьных денег”, но удовлетворение их потребностей уже требует от педагога дополнительного образования проявления творческих способностей для решения этой проблемы.

Чем хороши “школьные деньги”?

  1. Дети учатся зарабатывать, а не получать в подарок какую-то вещь.
  2. Дети учатся считать заработанные деньги и тратить их правильно, сопоставлять свои возможности и потребности.
  3. Дети сами решают как они будут распоряжаться своими деньгами.
  4. Повышается мотивация к занятиям.
  5. Включается механизмы самооценки.
  6. Растет активность учеников.

Что плохо в “школьных деньгах”?

  1. Ненужный ажиотаж вокруг денег.
  2. Повышенный интерес к оцениванию деятельности, а не к ее содержанию.
  3. Трудности с удовлетворением запросов учащихся (имеются ввиду приобретение значимых для воспитанников вещей, предметов, которые они могли бы приобрести на “школьные деньги”).

Следовательно, если избавиться от негативных моментов, связанных со “школьными деньгами” или свести их к минимуму, можно вполне использовать последние в системе дополнительного образования. В системе дополнительного образования педагог имеет больше возможностей для использования различных оценок. Он может свою систему оценок, которая лучше бы подходила к конкретным условиям, учитывала бы контингент учащихся, подходила бы для решения определенных задач. Введение оценочного момента в виде игровой ситуации позволяет с помощью правил управлять оценочной деятельностью, ослаблять или полностью избавиться от негатива, связанного с деньгами. Во-первых, необходимо разработать правила игры, критерии оценки, познакомить с ними учащихся. Учащиеся сами могут вносить определенные изменения, связанные с оценочной деятельностью. (Что будет оцениваться: знания, умения, дополнительные работы. Как будут оцениваться. Кем будут оцениваться. Когда будут оцениваться. Кем будут оцениваться. Когда будут оцениваться. Как будут выглядеть “школьные деньги”. Что и когда будет продаваться.) Взрослые работают, производят нужный для других товар и за работу получают деньги. Работа ученика – учеба. Ученик не производит товар, он приобретает знания, умения, навыки. За работу ученика никто платить не будет, потому что ученик производит товар, значимый только для него самого. Это должен знать ученик. Но чтобы было интереснее учиться можно ввести ненастоящие, а игрушечные “школьные” деньги. Этим деньгам можно придумать свое название, разработать своеобразное изображение. На эти деньги можно будет время от времени купить настоящие вещи. Зарабатывать деньги будет не легко. Каждый ученик будет иметь возможность работать в коллективе и зарабатывать общие деньги (каждый вносит посильный вклад в совместную работу), а также и индивидуально. Заработанные деньги можно потратить на значимые вещи, приобрести то, чем могут пользоваться и другие ребята. Если понравившаяся вещь одна, а приобрести ее хотят многие можно устроить аукцион (кто больше денег даст – тому и достанется). Во-вторых, необходимо узнать, что дети хотели бы приобрести на заработанные деньги. В-третьих, решить как приобрести нужные вещи (с помощью родителей, старших кружковцев, спонсоров, сотрудничества с другими кружками и т. д.) В-четвертых, решить как донести до детей, что деньги – это не самое главное в жизни и что есть еще нимало нужных и полезных вещей, которые стоят внимания и затраченных усилий. Не только говорить об этом, но доказывать на деле. Ученики должны почувствовать, иногда дарить приятнее, чем получать подарки самому. В-пятых, вести разъяснительную работу среди родителей о том, как относиться к проблеме дети-деньги.

Несколько советов по поводу того, как можно пополнить фонд значимых для школьников вещей. С младшими школьниками проще всего. Картинки с любимыми героями сказок, мультфильмов, которые легко напечатать на компьютере, нарисовать самому, попросить родителей, старших кружковцев. Работы старших воспитанников вполне могут служить в качестве престижных вещей. В этом случае можно не покупать специально какие-то вещи, а использовать самодельные. Со старшими детьми будет труднее решить проблему значимых для них вещей. Тут могут помочь родители, спонсоры. Можно вместо значимых вещей использовать не вещи, а интересные прогулки, экскурсии, посещение спектаклей, выставок и т. п. (Такого вида услуги тоже стоят денег.) Старшие дети могут пробовать свои силы в продаже своих поделок (пусть пока не за большие деньги, но зато за настоящие). Работы кружковцев из других объединений (если установить с таковыми связи) могут заинтересовать воспитанников старшего возраста.

В системе дополнительного образования, на занятиях детских объединений можно довольно эффективно использовать “школьные деньги”. Если убрать минусы и усилить плюсы этого оценивания, то получается не плохой результат. Можно выделить несколько условий при которых “школьные деньги” внесут свой вклад в обеспечение качественного образования.

  • Процесс оценивания нужно превратить в игру по определенным правилам, с доведением до сведения всех игроков критериями оценки.
  • Разработать систему балльной оценки (что оценивается, как оценивается, кем оценивается. Хорошо к процессу оценивания привлекать разных людей и самого ученика.)
  • Выяснить, какие вещи пользуются у детей спросом, как можно их приобрести.
  • Процесс зарабатывания должен достаточно трудным, но не запредельным.
  • Покупка понравившейся вещи – явление не частое, например раз – два в месяц. В другое время необходимо использовать активно другие виды оценок, которые бы препятствовали формированию негативных качеств личности, связанных с деньгами.
  • Привлекать к созданию вещей (для продажи) самих детей, родителей, старших кружковцев.
  • Установить связи с другими детскими объединениями для совместного сотрудничества.
  • Постоянно обращать внимание на то, как хорошо делать что-то полезное не ради денег, славы, а ради самого процесса работы и результата.
  • Обращать внимание детей на то, что бывает приятно дарить вещи и делать что-то хорошее просто так, не ожидая вознаграждения (например, как это любит делать мама своему ребенку, старший брат младшему, лучший друг своему другу, сильный человек слабому, нуждающемуся в помощи). Для этого взять шефство, например, над детским садом и практиковаться в настоящих делах и поступках.
  • Вести разъяснительную работу с родителями относительно взаимоотношений детей с деньгами.

Педагог, использующий “школьные деньги” как оценку должен помнить о том, что это только одно из сильных средств, но не единственное, позволяющее добиться положительных результатов в обучении и воспитании.

Литература.

  1. Арефьева Т. А. Дети и деньги. СПб., РЕЧЬ, 2006, 246 с.
  2. Богуславский М. В. Отметка и оценка знаний. Завуч. 2004, №6, 17-21.
  3. Макаренко А. С. Книга для родителей. Петрозаводск. Государственное издательство Карельской АССР, 1959, 75-93.
  4. Немов Р. С. Психология. Книга 2. М., ВЛАДОС, 2003, 466-467.
  5.  187710, Ленинградская обл., г. Лодейное Поле, ул. Ветеранов, д.8, кв.2, Ефремова Надежда Владимировна. Педагог дополнительного образования, руководитель изокружка. Тел. 8-903-098-33-36 .
  6. МОУ “Средняя общеобразовательная школа №3 г. Лодейное Поле”, ул. К. Маркса, 5.