Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

Разделы: История и обществознание, Музыка, МХК и ИЗО


Организация класса

Слайд № I < название урока>

Уч: [1] “Духовные границы народной жизни простираются в глубокое прошлое, ощущение дыхания минувших времен не менее важное, чем палящее дыхание современности.

Собрать разлитые в народе по каплям красоту и гармонию удавалось далеко не каждой эпохе, хотя надо думать, что признание начала свершений будущего всегда присутствует в народе, его облике, песнях, обычаях, и, однажды понявший это — счастливый человек”

“Не знать того, что было до того, как ты родился, значит навсегда остаться ребенком” (Цезарь)

Уч: Всему свой срок — думать о себе и о Родине. Что же такое Родина?

Шк: Родина — это…

Уч: [1] Так начинается Родина для миллионов людей, для новых и новых поколений, приходящих на землю в свой рок и час, и без него невозможна жизнь народа.

I. Краткая историческая справка о казачестве

Казаки — народность, образовавшаяся в начале новой эры, как результат генетических связей между туранским племенем скифского народа Кос-Сака (Ка-Сака) и приазовских славян Меото-Кайсаров с некоторой примесью Аланов-Асов или Танатов (донцов).

Сообщения древних историков и географов, вместе с данными археологии, дают возможность установить довольно точную эпоху и место возникновения казачества в первоначальных формах, а также непрерывность процессов смешивания различных племен, создания единой казачьей народности.

Первоначально у древних греков это слово писалось, как “косоаки”.

Географ Отрабон называл это племя, размещавшееся в горах Закавказья в I веке от Рождества Христова, воинственным народом. Спустя три века, еще в античную эпоху, понятие “казаки” неоднократно встречается в Танаидских надписях, обнаруженных и изученных ученым В. В. Латышевым.

Греческое начертание “касакос” сохранялось до X века, после чего в русских летописях его стали смешивать с общекавказскими племенами “касаков”, “касагов”, “казяг”.

“Коссаки” по — скифски означает “белые олени”. Олень был тотемным знаком могучего племени саков, а начертание оленя, раненного стрелою, в нашей древнейшей печати тоже сохранилось.

От глубокой древности до наших дней жизнь казаков связана с северо-западной частью Скифии Азиатской.

В ранних кочевой период перемещение предков “касаков” обозначены курганными “торческими” погребениями с одним конем.

По ним же определяется направление и движения этих племен: в III- II веках до Рождества Христова из Закавказья на Северный Кавказ, где народ начинал переходить к оседлости, интенсивно внедряясь в жизнь славян меотов (в археологии этот период принято называть “внедрением Сарматов в среду Меотов”)…

В V веке большинство племен, поле нашествия гуннов, было отнесено в пространство между Волгой и Яиком, о чем свидетельствуют “торческие погребения”. Распространялись они и в верхнее — донскую лесостепь, где арабские историки в VIII веке именуют их “сакалибами”, а персы, спустя сто лет, “брадасами” - “бродниками”.

Оседлая часть этих племен подчинялась гуннам, болгарам, казарам, асам-аланам, в царстве которых Приазовье и Тамань назывались “Землей Касак”.

Казачий антропологический тип и казачья разговорная речь формировалась в обстановке количественного преобладания Приазовских славян, но до настоящих дней в речи сохранилось много туранских физических черт, много вкраплений туранских слов и оборотов речи…

Викторина о казачестве

1. В каком году кассаки приняли христианство?

2. XVIII век. Казаки поселялись по указу Российских императоров в пограничной полосе страны, постоянно находились в готовности к отражению неприятельских нападений. Какие черты характера человека формировала окружающая обстановка?

3. Что такое Круг?

4. Кто мог стать Атаманом?

5. Какие отношения были между казаками и казачками на Сходе?

6. Кто занимался духовной жизнью казаков, был для них он и учителем, и судьей?

7. Казаки — это сословие, народность или общество?

8. Кто имеет право на вступление в казачье общество?

9. Во сколько лет может посещать Сход казаков?

10. Во сколько лет казак принимает участие во всех делах своего общества?

11. Назовите нормы поведения казака в присутствии женщины.

12. Каковы правомерные действия Атамана к казачкам, которые спорят между собой?

13. Кто представляет интересы казачки на Кругу?

14. Какими правами пользуется одинокая казачка?

15. Назовите заповеди вашей семьи и сопоставьте их с заповедями казачества прошлого столетия (см. Приложение №1).

16. Знаете ли вы народные пословицы о Родине, матери?

17. Символом чего был Российский император для казаков?

18. Как казачество относилось к государственной службе?

19. Назовите одну из благочестивых традиций казачества после военного похода.

20. Создавая свои порядки, свое управление, казаки сохраняли с Россией связь религиозную, национальную, политическую и культурную. Назовите примеры (4 ноября —…. Культурное наследие —… . 24 мая — …; 20 марта — панихида: в 1920 году было зарублено 72 000 и расстреляно 35 000 казаков. 9 мая —…, 1 июня — Тирольская обедня —….; День памяти принудительной выдачи казаков англичанам на расправу Сталину в Ленце, Австрии, 1945 г).

Казачьи символы

1. Назвать символ полкового, войскового объединений.

2. Символ гражданской власти атамана.

3. Символ хозяйственной или дипломатической функции атамана (на перстне).

4. Символ атаманства; лично ему не принадлежала, находилась на хранении на время правления, передавалась от атамана к атаману, могла храниться и в церкви.

5. Личный знак Атамана. Носилась на шее, поверх галстука, выпускалась поверх кафтана в раскол ворота.

6. Знак писаря; медный предмет с ушками, носился на привязи у пояса. В XIX веке знак сменился — на книгу.

7. Ларец, знак казначея, к нашему времени заменён книгою.

8. Писание или Закон, собрание протоколов Круга.

9. Знак есаульца и приставов на Кругу; разрешался носить только женатым мужчинам; висел в курене на левом косяке к двери в спальню, знак полной покорности и уважения.

10. Знак обладания казаком юридическим полноправием.

11. Символ всей полноты прав у казака, а также обладание им паевым земельным наделом.

12. Наделен символическим значением: завязан на груди — казак отслужил срочную службу; перекрещен на груди — следует по делу; концы заброшены за спину — свободен, отдыхает.

13. Символ старости и мудрости.

14. В древности прикрывали боковой шов штанов. У казаков приобрел значение принадлежности к казачьему сословию, а по цвету - к войску; стал символом освобождения от всех видов государственных платежей, символом казачьей независимости и национальной обособленности.

15. Древний отличительный оберег для мужчин, означающий: единственный сын у матери, последний наследник по мужской линии, единственный ребенок у родителей.

16. Женская символика, оберег.

17. Плотная лента их шелка и хлопчатобумажной ткани; использовался для изготовления форменной одежды.

18. Нашивка из галуна на рукавах солдат, сержантов, унтер-офицеров в русских и иностранных армиях для определения воинских званиях и числа лет службы для сверхсрочных служащих.

19. Носились казаком до выхода “на льготу”. Офицерские погоны, галуны разрешалось носить пожизненно.

20. Назвать исторические казачьи реликвии.

Ермак

Сообщения детей. Ермак был казаком на Дону и Волге, совершал набеги на улусы Ногайской орды, участвовал в составе царских войск в Ливонской войне. На Каму его призвали купцы промышленники для охраны своих владений, которые были форпостом Московского государства на северо-востоке и базой продвижения на Урал и Сибирь.

Портрет Ермака

Ермак имел большой военный опыт, природный ум, был одним из лучших военных начальников своего времени. Его казачье войско было искусно организовано. Все главные вопросы решал войсковой Круг.

1 сентября 1582 г. под руководством Ермака начался поход в Сибирь в составе 540 казаков и 50 “охочих” людей. Для казаков сибирский поход вполне соответствовал их образу жизни. Дружина из Чусовского городка на стругах поднялась вверх по реке Чусовой и ее притоку Серебрянке, струги не удалось перетащить волоком. Спустившись на плотах до реки Тагил, казаки разбили лагерь, чтобы построить новые струги…

Вскоре они вошли в реку Туру, легко разбили людей мурзы Епанча. Без происшествий двигались по Туре, Тоболу до Иртыша. Битва произошла у Чувашского мыса. …Татары имели численное превосходство воинов, казаки — в вооружении, боевой выучке и дисциплине, поэтому бой закончился разгромом ханства Искер.

Казаки продержались в Сибири почти 4 года.

Фактически воеводой оставался Ермак, который показал себя дальновидным и умным правителем: налаживал с местным населением мирные отношения, постоянно платился ясак Москве, который не был обременительным и носил чисто символический характер (рыба, хлеб-все без обязательной нормы). Местные люди приносили присягу на верность России.

Ермак не вмешивался во внутриродовые и межродовые отношения, проявляя исключительную веротерпимость и не пытаясь привести новых подданных в христианскую веру…

Трагическое событие произошло 4 августа 1555 г. Накануне Ермак получил провокационное известие о том, что на реке Вагай хан задержал торговый караван. Атаман решил вернуться на подмогу бухарцам.…

Ночью кучумовцы напали на спящих, казаки пытались отразить нападение, но дождь вывел из строя фитильные ружья, пришлось отбиваться саблями.

Раненый воевода уже достиг берега, прыгнул в ближний струг, но оступился и утонул, как пишет летописец, “понеже одеян был железом в панцире тягчё”; некоторым казакам удалось скрыться под покровом ночи.

Школьник читает стихотворение:

“Ермак”

Сл. Кондратия Федоровича Рылеева (1795 – 1826 г, фрагмент)

Нам смерть не может быть страшна,
Свое мы дело совершили:
Сибирь царю покорена,
И мы не праздно в мире жили…

Уч: Какие легенды вы знаете о Ермаке?…

Шк: Тело воеводы было найдено в сорока верстах ниже устья реки Вагай, его подняли на помост, и оно долго лежало нетленным, проявляя всевозможные чудеса. Птицы не смели на него садиться и клевать…

По обычаю степняков, татары, чтобы задобрить дух усопшего героя, похоронили его с большими почестями, устроив в его честь погребальный пир. Канонизировали Ермака в Святые… Ермак явился объектом туземного культа, как дух самого высокого ранга.

Уч: Русский народ сложил песни про одного из своих верных сынов. Россия, история Отечества и до нынешних дней гласят Ермаку вечную память.

Уч: Кем в народном представлении был Ермак?

Шк: Народным героем, могучим князем.

Уч: Есть ли какая-то взаимосвязь между образом Ермака и Сибирью?

Шк: Ермак могуч как Сибирь.

Уч: В чем заключается истина воеводы? (Ответы школьников…)

Уч: Не всё в думе соответствует исторической истине, но художественная правда думы, воспевшей удалого народного героя, и поныне находит отклик в сердцах людей. Назовите примеры

Шк: В декабре 1992 года тюменские казаки поставили памятный знак воеводе и его товарищам в виде металлического простого креста черного цвета и небольшого гранитного камня с просветительной надписью “Дело, предпринятое им во славу Руси, оказалось всенародным”.

Уч: Имя народного героя живет и поныне в названии мест нашего региона: Ермаков Камень, нависший у Чусовой реки, Ермакова пещера, Ермаковы хутора на Сылве, Ермаково городище (беру церковную свечу, читаю фрагмент стихотворения)

Уч: Значение похода в Сибирь.

Шк: Присоединение Сибири произошло после гибели Ермака, но его дружина сделала главное: было разгромлено Сибирское ханство, началось мирное освоение Сибири. В более широком плане поход положил начало русской народной колонизации Сибири.

Фрагмент. “Покаянная молитва о Руси”, муз. П. И. Чайковского

II. Откуда рождаются песни?

Уч: [3] “Казаки всегда отстаивали свою свободу, находились в готовности к отражению неприятельских нападений, были опорой и защитой границ Отечества, первыми шли в бой и последним из него выходили. Назовите сражения, в которых участвовало казачество.

Шк: Боролись против монголов. В XVI веке активно осваивали земли Дальнего Востока; участвовали в крестьянских войнах со Степаном Разиным (1667–1671 гг.), Емельяном Пугачевым, в XVIII — самостоятельно боролись с Турецкой Империей, Польским королевством, Крымским ханом, во взятии турецкой крепости Азов, непосредственные участники Отечественной войны (1812 г., 1941–1945 г.)

Уч: Казачьи полки первыми доходили до Парижа, они же дошли Тихого океана. И не было преграды в мире, которую они бы не преодолели. Что им помогало справиться с боевыми задачами?

Шк: Сила духа, мужество, присяга Родине, вера, надежда в будущее…

Уч: Не удалось сломить гордый и волевой народ! Какие народные пословицы о патриотизме вы знаете?

Шк: С родной земли умри, не сходи. Русский терпелив до зачина. Крепка рать воевод. Коли у поля стал один, таки бей наповал. Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

Уч: “В простоте народного слова — самая великая мудрость”, так говорил А.М. Горький.

Годы забвения и гонения прошли, движение за возрождение казачьей культуры на территории Тюменской области получило второе дыхание и сейчас набирает обороты. Истребление целых поколений нарушило преемственность традиций, весь уклад жизни казачества и то, что для предков было естественно как дыхание, сейчас приходится отыскивать по крупицам, восстанавливать, изучать, поэтому сегодня особо ценно, что энтузиасты собирают реликвии, которые нам оставили деды и прадеды, приумножают наследие и передают нашим детям и внукам”. Песни о православной вере, людях, нравах, быте сибирских казаков навсегда оставят в душе чувство благодарности за удивительное общение с самобытной культурой.

Драматургия старинного свадебного обряда

(импровизация)

Уч: Фольклор – это историческая память народа, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа. В народной песне, заговорах, заклинаниях, поверьях и присказках отражается век минувший и век нынешний. Меняется время, меняются песни, но всегда они были верными спутниками каждого человека, каждого народа, [3] “…состоянием души, которое объединяет всех людей России.

Старинный свадебный обряд познакомит вас с бытом, стихией характеров, изгибами и оттенками чувств, волнений, страданий, народного казачьего говора, веселий изображаемого народа…”

I картина

Звучит песня. Девушки свободно рассаживаются на скамеечке. Поодаль от них сидят старейшины станицы.

Старейшина: [4] “Ох, и праздники раньше были! Посмотрели бы вы, как в старину гуляли. Бабы, бывало, выйдут, оденутся в сарафаны, галунами обшитые. Грудь вся золотыми в два ряда обвешена, на голове - кокошники золотые носили. Как пройдет, так фр, фр, шум поднимается. Каждая баба, как княгиня была, Бывало, выйдут, табун целый, заиграют песни, так стон стоит, всю ночь гуляют. Казаки бочки выкатят на двор, засядут всю ночь, всю ночь до рассвета пьют. А то спохватятся рука с рукой, пойдут по станице лавой. Кого встретят, того с собой забирают. Да, от одного к другому ходят!

Атаман: А девки, как же? Одни гуляют?

Старейшина: Да, одни! Придут, бывало, казаки или верхом едут, скажут: “Пойдем хороводы разбивать!”

И пойдут, а девки дубье возьмут. На Масленице, бывало, лошадь бьют, его бьют. Прорвет стенку, подхватит какую и увезет. Матушка, душенька, уж как хочет, любит. Да, девки были, королевны!”

Издалека слышится походная песня. На сцене появляются казаки, хорунжий несет полковое знамя.

Хорунжий: На месте стой! Раз, два! Разойдись!

Женщины судачат о жизни, доле бабьей.

М. С.: А мой Иван на кордоне стоит. С праздника не бывал. Начальство его одобряет.

Н. П.: Ну, и слава Богу!

М. С.: Только бы женить его! И померла бы спокойно!

Н. П.: Что ж, девок мало ли на станице?

М. С.: Много, много! Твоя девка, Катерина, что по полку поискать, девка — так девка!

Н. П.: Что ж, Катерина подрастет, так же девка будет.

М. С.: Пришлю скоро сватов, пришлю! Илье Васильевичу кланяться будем!

Н. П.: На что Илья! Со мной говорить надо! Всему свое время!

М.С. уходит, гордо приосанившись.

II картина

Наталья Петровна убирает в доме, гремит горшками, сажает хлебы в печь, читает молитвослов: В утреннюю пору кладу хлеба в нору, печка-матушка, прикрась своих детушек, прикрась желанных, отдай мне румяных, хоть и не скоронных, а пышных и съедобных? (упало полено). К чему бы это: несла дрова, полено из беремени вывалилось - нечаянный гость… Дрова в печи развалились — тоже к гостям. Куры разодрались — либо к вестям, али к гостям?! (Раздается стук в дверь)

Н. П.: Сорока! Гостей накликала! Скок на крылечко — бряк в колечко

М. С.: Дома ли хозяева? У, наварила, напекла Акулина про Петра!

Н. П.: Дом вести — не сарафаном трясти! Не та хозяйка, которая говорит, а та, что щи варит

Сваха (примирительно садится на лавку): Приехала баба с города, вестей с три короба!

Н. П.: О чем же вести?

Сваха: Да о твоей невесте! Третьего дня гуляла, рот разевала: у этого Ивашки лишь собаки до кошки. Две рубахи мокнут в ушате, да двое порток сохнут на ухвате, а дом три кола вбито, да небом покрыто. Ни запора, ни подворенки! Он и с ноги на ногу переминается, с корки на корку перебивается. Дома — ни моченого, ни сеченого, ни вареного, ни толченого, ни дров, ни лучины…

Н. П.: А о чем же кручина?

Сваха: Поехала кума неведомо куда!

Н. П.: Про нужду закон не писан, нужда и в Велик день постится!

Сваха: И то верно. Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою.

Н. П.: Колокол, ты что сегодня рано так звонишь?

Сваха: А у меня как хлеб дошел, так пирог пошел, а блин пошел, так в мир пошел, Прощай, я гулять пошла!

Н. П. (смотрит на икону, молится): Бог тучи пронесет и воды принесет (берет корзину, смотрится в зеркало, поправляет платок, уходит)

III картина. Мать Екатерины хлопочет по дому. Стук в дверь. Хозяйка подходит к двери. В избу входят Мария Степановна, сваха, жених, дружка

Отец жениха: Ехали мимо, да завернули до дому

Мать Екатерины: Проходите, проходите, гости дорогие, садитесь.

Сват садится на лавку вдоль половицы (так было принято по казачьему старинному обычаю)

Вновь встает, подходит к бадье с водой, зачерпывает ковшом:

- Вода ваша, а невеста наша!

Сватья жениха: Не сидеть пришли, а с добрым словом. Мы — купцы, ездим, товар ищем: аль куниц, али соболиц, а нет, так и красных девиц.

Отец жениха: Пришли в гости не гостить, а пир подымать. У вас — товар, у нас — купец, “селезень”-молодец. На товар лежалый купец неженатый. Можно ли их в одно место свести, да развести?

Отец невесты: Куниц у меня нет, и соболиц не водится, а красная девица есть. Спасибо, на любви сват, просим не гневаться, ныне девок отдавать не хотим. Молоды еще, хлебом-солью не объели!

Отец Екатерины: Твоя правда, мать! Да и не хваленная девка дороже хваленной. Но и наш жених стоющий, и поведением отличен, и собой красив, и богат.

Отец жениха: Иссушила молодца чужая девичья краса (подходит к невесте). Согласна ли ты, дочка, пойти замуж за доброго молодца?

Екатерина: Не пойду!

Отец невесты: Так ли отвечаешь, дочка?!

Екатерина плачет: Воля ваша, батюшка, и я ваша, батюшка…

Отец жениха: Приданое невесте дадим, не обидим!

Запоруки, закрыванье, рукобитие, сговор.

Отец невесты: Хлеб-соль принимаем, а вас под образа сажаем. (Выходит Катя на средину горницы, кланяется гостям в пояс, в руках держит поднос со стаканами, наливает пиво отцу жениха, затем жениху, матери жениха. Жених дарит ее платком, кладет на платок деньги и целуется с Екатериной. Дружка вносит привезенную с собой бутыль пива, разливает всем в стаканы. Невеста пьет, на дне стакана лежит серебряная монета — ее счастье, Екатерина берет ее в зубы, пробует на твердость. Жених и невеста обмениваются серебряными кольцами, целуются. Невеста кланяется. Звучит песня. Невесту жениху дарит расшитую рубаху, полотенце, жених ответно дарит чурки, шаль.

Жених: Кто меня полюбил, тот меня и проводил.

Отцы бьют по рукам, все расходятся. В дом сбегаются бабы. Екатерину подводят к отцу. Отец говорит: “Просватана!”

Екатерина: Государь, ты мой батюшка, нельзя ли думу раздумати, а меня замуж не выдати?

Отец невесты: У нас дело-то сделано, по рукам у нас ударено. Быть сговору — девичнику, быть девичьему вечеру.

Девья баня и девишно угощение.

Уч: [5] Мужчин удаляли из дома. Стряпухи орудовали в три рукава. Подруги девушки в горнице ставили столы и убирали их всякими заедками, а сваха устроила в боковой гренке для матерей и теток угощеньице из сладких вин, наливочек, медов сыченых, штучек домашних и разных соленых и маринованных прикусочек. Но из всех дел первым стоял банное: “мытницы”, подымя хвосты, бегали по двору, из дому в баню и обратно. “В бане пол и лавки были выстланы белой кошмой, а поверх прикрыты чистым рядном, в больших медных тазах разведен березовый щелок, в других горой взбита мыльная пена. В ведрах приготовлен теплый, ароматный мятный и колуферовый квас, чтобы им пар задавать.

Из самых молодых березовых ветвей веники навязанные приготовлены, мыло душистое казанское для тела, яичное для лица тонкие желтенькие мочалки.

Наконец мытницы внесли в баню стол с фруктовыми водами для прохлаждения.

В баню со смехом хлынули девушки, а вместе с ними и невеста: белая, гладкая, что репка молодая, щеки алые, глаза темные, косы толстые, длинные, грудь высокая, нежная, быть атлас розовый на лебяжий пух наложен, смешливая, говорливая, что гусли переливчатые, сердцем добрая, норовом кроткая.

Следовало бы для порядку поплакать над красой своей девичьей, над косой своей трубчатой, да больно жених завидный,- и собой хорош, и речист, и с достатком, — и теперь они оба взахват свадьбы ждали, но никто не знал, как в дальнейшем сложится ее судьба…”

III картина. День свадьбы.

Ребятня забегает в избу, с гиканьем, с радостью восторженно кричат: “Едут, едут!”. Мать невесты разметает перед гостями дорогу березовым веником

Дружка: Хозяин, дорогой, петушок соловой, курочка соловая. Пустите погреться нас, странников горевых, людей молодых!

Подружка невесты: Ой, вы, гости-господа? Вы откуда и куда? Вы пожаловали с чем? В гости али насовсем?

Дружка жениха: Мы пришли к вам не молебны петь, мы пришли к вам не воды святить.

Жених: Я пришел к вам по суженную, я пришел к вам по ряженную, по душу ль, красну девицу, Екатерину свет Ильиничну. (Девки загораживают дорогу жениху).

Дружка: Что вы за люди?!

Девчата: Молодой княгини служаночки!

Дружки: Где же княгиня? Отчего она не снаряжена, и за стол не посажена?

Девчата: А вы нам денежки посулите, так и невесту покажем! (Парни одаривают девчат пряниками, конфетами, деньгами).

Дружка: Скок-скок, через гору порой, головой в потолок, насилу ноги переволок! (Пытаются пройти к столу)

Отец жениха: Сватушка, Илья Васильевич, ты милой, дорогой, повыступи ко мне правой ногой, поговорим о чем-нибудь с тобой, стань-ка ко мне поближе, мы поклонимся пониже (кланяется)

Дружка обращается к матери невесты: Вы раньше, Наталья Петровна сватались, любились. В одну избу сходились, по рукам били, сладко пиво пили? Но мы, друженьки, вашего дела не знаем, мы только от князя молодого поклоны справляем. Здорова ли ваша княгиня молодая?

Девчата: Здорова!

Дружки: И наш князь жив, здоров, стоит у красного крыльца, глядит чище всякого молодцы!

Девчата: Нет, не впустим!

Дружки: Посылает наш князь княгине подарочки: теплую одежду, шубку енотовую, цветное платье, на ножки — сафьяновы сапожки, белые чулочки, мыла, белила, духи и помада. Позвольте по вашей горенке походить и подарки разносить? (Девчата расступаются. Дружка обходит всех, осыпая серебром. Свахи кланяются друг другу, а сваты пьют пиво. Отец невесты сыплет серебро на поднос)

Дружка: Ясен князь идет к молодой княгине…

Жених: Вот бело белило — на умыванье, злато-серебро — на уживанье, цветно платье — на одеванье, чулки, сапожки — на ряженье. (Девчата забирают подарки)

Дружка: Будет ли долго поезд стоять или за стол сядет?

Отец невесты: Милости просим, за стол присаживайтесь.

Дружка: Крепки ли у вас столы дубовые?

Брат невесты: Столешницы кедровые, скатерти – шиты-браны!

Отец жениха: Еста!

Дружка: Есть ли нашему князю молодому, ясну соколу с полком, с поездом, тысяцкому, свахе с проводниками к невесте пройти?

Отец невесты: Еста!

Дружка: Наш князь молодой, стоит за столом на резвых ножках, на куньих лапках, бьет челом, низко кланяется! Ему не пьется, не естся, он тоскует, он горюет о своей княгине-молодице. Батюшка, родимый, не пора ли невесту вывести?!

Поезжане встают. Выходит Екатерина, выносит поднос с рюмками. Младшие сестры преподносят гостям рукоделие, вышивку, сделанные руками сестры. Отец невесты наливает красное вино в рюмки, Екатерина преклоняется с подносом жениху, затем – поезжанам. Все одаривают невесту подарками, деньгами.

Дружка: Извольте, сватушка, Наталья свет Петровна, и сват Илья свет Васильевич молодым под злат венец встать, благословить свое чадо единое! Добрым людям поклониться, у отца-матери благословиться! (Молодые встают на колени на вышитые подушечки, приклоняют головы перед родителями. Отец невесты крестит иконой поочередно дочку, жениха. Мать невесты берет со стола черный круглый хлеб, трижды обводит буханкой молодых). Почитайте родителей своих. Слушайтесь совета старших. Соблюдайте старинные заповеди, правила и обычаи своего народа. Будьте законопослушны. Помните: воля — не своеволие. Воспитать себя может каждый, кто выше служения собственному эгоизму. Не тратьте своей души на ненависть и зависть, да продлятся дни ваши в мире и радости!

Отец невесты: У меня голубка была послушна и почетна, держи ее так, чтобы она и тебя слушалась, и у тебя была честь.

Мать невесты: Стану, благославлясь, пойду перекрестясь, из избы — дверями, из ворот — воротами.

На широку улочку, в чисто поле, на восток и восточну сторону. На востоке и восточной стороне стоит Пресвятая божья церковь о тридевяти крестах, о тридевяти престолах. Как эту церковь никто не может переставить с места на место, так и рабу божью Екатерину свет Ильиничну никто не мог бы ни исправить, ни испортить, а злобу надумает, зло травить — тому щетины в ресницы! Благослови вас, Господь!

Ведущий: После венчания в церкви в станице молодых встречали символическим караваем. Начинался свадебный пир. Молодых осыпали рожью, звучали свадебные песни.

Отец невесты: Гости званы, люди браны! Господа поезжане! Проходите, проходите, за столы садитесь, а вы, стряпухи — поварухи, персидское мыло вынимайте, руки почище вымывайте, чашки — ложечки вытирайте, нам покушать хлеба-соли вынимайте!

Дружка: А вы, молодцы, молодые, на казаков больше не глядите, а то они на вас заглядятся, у них ложечки из рук вывалятся, и досыта, казаки не наедятся!
Звучат свадебная песня невесте и матери “Вьется, вьется, стелется”

Отец жениха: Нашей невестушке внести приданое!

Мать жениха: Гетры с калошами, шаль.

Сестра жениха: Две плати шерстяные, платье шелковое — 4 штуки, шубы донские — 4 штуки,

Дружка: Сапожки сафьяновые, казачьи полушалочки, отрезы на платья.

Отец невесты дарит зятю нагайку: Чтобы жена уважала!

Родня невесты: Примите и от нас наказ: каждая казачка — тебе сестра, каждый казак- брат. Почитайте каждого старика отцом своим, престарелую казачку – матерью. А мы любить будем вас, как детей своих. А чтоб дома не было пусто — вот вам капустка, денежка бумажная, чтоб невеста была важная, яичко, чтоб спали лицо в личико, копейка, чтоб поскорее родился Андрейка, серебро, чтоб водилось в доме серебро.

Мать целует Екатерину: Будь, доченька, счастлива!”

Илья Васильевич, отец Екатерины: Надели вас господь и добром!

Отец жениха: Любви вам хорошей!

Мать жениха: Жизни вам долгой и счастливой. Мир и совет вам!

Используемая литература

1. П. Проскурин.

2. “Казачий словарь-справочник”, под редакцией Г.Н. Губарева и А.Н. Скрылова. Калифорния, США, 1968 г.

3. Интервью Алексея Мальчевского, Председателя комитета по делам национальностей Тюменской области (по материалам газеты “Тюменские Известия”, октябрь, 2006 г.)

4. А. Толстой. “Казаки”.

5. Н.А. Лухманова, Тюменский край, Л. Г. Беспалова, Екатеринбург, 1998 г.