Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

Разделы: История и обществознание, Музыка, Внеклассная работа, МХК и ИЗО

Класс: 10


Организация урока

Уч: Пришло время и вам обратить свой взгляд на сохранение культурного, исторического, духовного наследия нашего края, обратиться к пониманию взглядов политиков, зодчих, предпринимателей на наше национальное достояние и людей, внесшим вклад в процветание родного края.

Ход урока

Слайд №I.. [1] “Любить Отечество велит природа, Бог, а знать его – вот честь, достоинство и долг”. Что означают эти строки?

Притужалова Лена: Каким бы ты ни был патриотом, ты обязан знать историю своего края.

Уч: Кто-то интересуется Отечественной историей, другой влюблен в фольклор и постоянно обращается к сказке, обрядам, пословице, многих увлекает летопись, сказания, предания. Назовите произведения, которые вам особенно дороги…

Дети (варианты ответов)

Учитель: Художники, музыканты все чаще обращаются к известным эпическим полотнам, посвященным переломным моментам в жизни нашей Родины. Самая дорогая, воспетая тема их творчества…

Дети: Родина!

Учитель: А. С. Пушкин писал такие строки о России: “...клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал”.

Интеграция языкового пространства

1. Образ Родины в искусстве.

Цель: целенаправленное погружение в стилевое своеобразие музыки.

Уч: Диалог с прошлым начинает звучать во множестве произведений искусства. А что такое искусство?

Шк: Целенаправленная деятельность человека

Уч: “Искусство-это мышление в образах”, - так писал В.Г. Белинский. Художник, поэт, композитор - каждый из них вступает в своеобразный диалог с потомками на “языке” своего искусства, и, таким образом, картины жизни предыдущих поколений передаются последующим

Существует мнение, что музыка [2] “может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни”, существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. “В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное”. Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий.

Звучит фрагмент “Сюиты си минор”, Милия Балакирева

Творческое задание

Цель задания: активизация мыслительной реакции школьников о произведении.

Задача: учить школьников логически рассуждать об искусстве

Уч: Я вам предлагаю выполнить задание исследовательской направленности. (Раздаю заготовленные листы бумаги, цветные фломастеры, гуашь, и другие принадлежности). Первая группа учащихся в цветовой графике изобразить динамику музыкального фрагмента. Вторая группа школьников выразит эмоциональный настрой музыки в “звуковых пятнах”. (Звучит трек №1. “Сюита си минор”, М. Балакирева, фрагмент (время выполнения задания — 5-7 минут).

Уч: Какова тема этого фрагмента музыки? Какова идея музыкального произведения? Что скрывается в звуках этого музыкального произведения? А что же поражает в музыке? Какая картина происходящего возникает у вас? (Обращаю внимание на графику музыки, выполненную школьниками). Что показывают “графики времени”? Как развиваются события в этом произведении? Что показывает “кардиограмма” звука? Какие состояния рисует цветовая графика музыки в восходящем движении? Какой образ воссоздают скачкообразные зигзаги аккомпанемента? Какие картины рисуют деревянные духовые инструменты?

Ответы детей…

Уч: [2] “Музыка слишком абстрактна, чтобы выражать что-либо. Мы можем придать ей смысл, разжечь наше воображение”, она насыщена яркими контрастами. В музыке существует свои принцип “высказывания”, все музыкальные картины создают общий художественный сюжет. В музыкальных мотивах постоянно меняются три понятия – настроения: “прошлое”, “настоящее”, “будущее”. Какое из этих терминов преобладает в данном фрагменте?

Шк: На мой взгляд, музыка рассказывает нам о прошлом времени

Уч (обращается ко II группе школьников): Содержание музыкального произведения зависит от богатства ассоциаций, которые возникают у вас во время восприятия музыки. Расскажите, как в цветовом изображении вы запечатлели свое видение музыки? Укажите на звуковой “плоскости” цветовой фрагмент, с которого начинает разворачиваться концепция произведения, иначе говоря, “местоположение” замысла в звуковом пространстве данного произведения.

Уч: Какие средства выразительности вам помогают почувствовать эмоциональный настрой этого произведения?

Шк: Интонация, ритмический рисунок.

Уч: С чем ассоциируется значение этих понятий? (Школьники анализируют свои работы)

Уч: Что отражает музыка?

Д: Действительность времени.

Уч: Может ли характер музыки передать эпоху времени?

Д: Мрачные аккорды минорного лада напоминают отголоски восточной музыки. Движение мелодии в восходящем и нисходящем движении создает образ расширенного пространства. Нисходящее движение мелодики связано с образами угнетенности, приближения к чему-то конечному. Скачкообразное движение мелодики создает образ величия, напряжения, для передачи патетики, экзальтированности.

Уч: Можно ли сказать, что эмоции человека пропорциональны характеру музыки

Дети: Какое настроение у музыки, таков и характер у человека!

Уч: Как это специфическое музыкальное отражение соотносится с философскими и мировоззренческими концепциями времени?

Д: Наш народ прошел через страдания, через муки и неволю, через тьму дикой жизни и деспотизма, через непрерывную борьбу за свое раскрепощение

У: Что побудило композитора написать это произведение? Что нового открыл он в себе, в людях, окружающей жизни, о чем поведала музыка поколению Милия Балакирева и поколениям грядущих эпох? Чем является музыка для вас?

Шк: Музыка — это… информация интонацией…

Уч: Л. Н. Толстой: “Музыка — радость бессознательных вычислений, “стенография чувств” Ее способность говорить многое, ни говоря, ни слова, - выражает много, не используя зрительных образов.

Музыка может вдохнуть высокие чувства, воссоздать образ тишины, сложные психологические состояния и духовный мир человека.

На ваш взгляд, в этой классической музыке можно услышать национальную окраску? Какой целостный музыкальный образ воссоздают средства выразительности? Что вы знаете о создателе этого произведения?

Ответы детей…

Вывод: И в литературе, и в музыке, и изобразительном искусстве присутствуют средства выразительности, сходные с содержанием композиции: миросозерцание, симметрия, ясность и устойчивое равновесие, простота, - весь мир во всей его конкретности. Какая бы сфера действительности ни попадала в поле зрения композитора, он всегда рассматривает ее со стороны позитивных или негативных эмоций, которые она в нем вызывает. В любом произведении образ будет в большей или меньшей степени развивающимся, отражая тем самым движение, изменение, динамичность, противоречивость окружающей реальности. Образ в Вашем понимании музыки приобретает сюжетность.

“…Внесла в свои таинственные строки Суровая История твоя…” [6]

Шк: [2] “Там, где когда-то проходили монголо-татарские войска, в Средней Азии, на западном берегу Каспийского моря, в устье Волги – была и есть своя Тюмень. Юго-западнее современной Астрахани в это же время была даже небольшая страна Тюмень. На берегу Сыр - Дарьи есть железнодорожная станция Тюмень-Арык. В середине XVI века в устье Терека на Северном Кавказе был город Тюмень и речка Тюменка — все, как в нашем тюменском крае... Чинги-Тура тоже какое- то время называлась Тюменью”…

В XIV веке у сибирских татар появилось первое политическое объединение, располагавшееся вдоль Туры от Тобола до Уральских гор, — княжество Великая Тюмень.

Звучит “Покаянная молитва о Руси”, муз. П. И. Чайковского, сопровождается показом репродукций

Уч: Был когда-то Север задворками империи, местом массовой ссылки, колонией. Архивные документы нам констатируют отдельные события, образы людей, которые жили, творили в давние времена.

[3] “Зачастую летописец был более важен для истории, будущих поколений, мирового достояния, нежели сам герой” [4] “Покажите мне другой народ в истории мира, который бы в полтора столетия прошел пространство, большее пространства всей Европы! Нет! Вы мне не покажете такого народа”, — так о Тюмени отзывался наш земляк Н. М. Ядринцев.

Школьник читает стихотворение Владимира Бенедиктова.

“К России”

“Сколько нас, нерусских, у России —

И татарских, и иных кровей,

Имена носящих не простые,

Но простых российских сыновей!

Пусть нас и не жалуют иные,

Но вовек — ни завтра, ни сейчас —

Отделить нельзя нас от России-

Родина немыслима без нас!

Сколько нас, нерусских у России —

Истинных российских сыновей,

Любящих глаза небесной сини

У великой матери своей”

Уч: “С Тюмени начинаешь чувствовать, что вступаешь в совершенно новый мир”, — так отзывался о нашем городе Н. В. Шелгунов, исследователь XVIII века. Тюмень — отпечаток деятельности разных поколений: На ваш взгляд, что поразило Тюмень этого ученого?

Шк: Решительный суровый нрав и характер людей… Таинственная душа сибиряков…

Уч: Составьте словесный портрет тюменцев.

Шк (примерные ответы): Убедительность мужественных и предприимчивых образов сибиряков, пафос личной и гражданской независимости, устремленность к безграничной свободе, интерес к национальному прошлому, утверждение само ценности творческой и духовной жизни человека, жажда совершенства и обновления. Были гордыми, волевыми, мужественными, упорными, предприимчивыми, знающими себе цену. Гармония отношений между прислугой и хозяевами. Яркое национальное своеобразие. Радушие гостеприимства, праздничный колорит застолья.

Уч: Хлебом-солью встречали и важных государевых персон. С самобытными характерными свойствами души сибиряков ассоциируется хоровое произведение “Крестьянская пирушка”, слова А. Кольцова, музыка М. Ипполитова-Иванова (см. нотное приложение).

Уч: Н.Г. Чернышевский писал, что “в Сибири самый высокий культурный уровень”. О чем идет речь?

Шк: Отсутствие крепостного права, постоянный прилив развитого населения, который внес частицу своей национальной культуры в лепту Тюмени.

“Тюмень — рук творенье наших…”[6]

Уч: Сохранение историко-культурного наследия города Тюмени — одна из самых приоритетных тем в Тюменской области. Какие культурно-исторические памятники города Тюмени вы знаете? Что такое храм? (Варианты ответов школьников)

Ответ учащихся.

Уч: Храмы нашего города — рукотворные чудеса, символ нравственного возрождения Руси, патриотического воспитания души, печать веков, строгость линий, особое обаяние, редкая торжественность, величавость, напоминание о могуществе церковной власти, благочестии, высоком мастерстве наших предков.

Во славу каких значимых событий возводились храмы в Тюмени? С чем ассоциируются сверкающие купола храмов? Чем примечательна Крестовоздвиженская церковь? Какая церковь получила название “трапезной”, силуэтом напоминающая корабль?

Какое событие 1932 г., связанное с Благовещенской церковью, особо запомнилось старожилам города Тюмени?

Среди архитекторов России бытовало мнение, что Благовещенский собор и здание Тюменской Городской Управы создавали сложную архитектурную гармонию! О чем идет речь? Что воссоединило этот архитектурный ансамбль? Назовите символ вечно живой русской церкви….

Старинные летописи указывают, что в архитектуре Тюмени присутствует “сибирский характер”. Что это означает? (Смешение стилей в архитектуре города, декоре наличников домов, орнаменте национальной одежды горожан).

В архитектуре города Тюмени вспыхивает праздничный, нарядный стиль, получивший название “узорочье”. О каком стилевом направлении в архитектуре г. Тюмени идет речь?

Что означает понятие “барокко”? Назовите период расцвета этого направления в искусстве? Какие линии характерны для этого архитектурного стиля?

Шк: Контрастность напряженность, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к слиянию искусств и взаимопроникновению архитектуры, скульптуры и живописи

Уч: М. И. Калинин так отзывался о старинных мастерах: “…Народ, чисто золотоискатель. Он отбирает, сохраняет, бережет только то искусство, которое представляет собою подлинную ценность”

Архитектура города Тюмени — это “каменная философия” эпохи, определенное мировоззрение определенной эпохи, которая нам рассказывает о порывах человеческой души, о попытках выразить свои чувства и мысли в игре материальных объемов.

Мертвые симметричные формы никогда не считались красивыми. Необходимо еще что-то, и это “что-то” может вырасти из народной жизни, из национальной культуры, из исторического опыта народа. Белинский заметил когда-то: “Только бездарность не знает ни пространства, ни времени, ни нации”

На ваш взгляд, камень может выражать дух времени, сложные чувства, передать мощь или слабость, тяжесть или легкость, высоту или приземистость, толщину или тонкость, стройность или неуклюжесть, изящество или одухотворенность? Можно ли заставить его зазвучать, оживить его найденными соотношениями объемов. Почему храмы окрашены определенным цветом?

Шк: Его объемы должны оживать при движении мимо него.

Уч: Почему архитектор при постройке церкви выбирал определенное место?

Шк: Чтобы вписать свое детище в окружающую среду. Здание должно гармонировать со своими соседями, не подавлять их, не загораживать. Подлинное искусство должно позаботиться о гармонии всех входящих в ансамбль частей.

Очарованный странник (фрагмент стихотворения)

Я спросил его в пути:

- Странник,

Чем ты очарован? ...

…Красота! Не хватит слов

Передать все потрясенья

Многоопытной души.

И бреду я, очарован,

По сибирской сей глуши.

(Наталья Решетникова, репортер тюменского телевидения)

Уч: Старинная Тюмень, как многие сибирские крепости, имела живописный силуэт, создаваемый контрастным сочетанием рядовой застройки и вертикалей шатровых башен, кровель, шпилей, церквей….

Перекличка городских зон — важнейшая отличительная особенность тюменского центра….

Связанные мостом две большие площади – явление не частое в русском зодчестве. Следуя ландшафтным условиям, одна площадь является как бы зеркальным отражением другой: каждая имеет треугольную форму плана, заканчивается спуском, на каждой из них — по церкви, за которой начинается “фоновая ” застройка.

Кроме этого центрального куста высотных доминант, застройку Тюмени скреплял еще внутренний куст, образованный Михаилоархангельской церковью. Второй створ составили Крестовоздвиженская, Благовещенская и Знаменская церкви. Этот выбор места имел какое-то символическое значение для церквей.

Слайд №II

“Сибирское барокко”

Звучит современная композиция. Группа “Пульс 1”- (сторона 1, зап. № 5, “Барокко” ).

Уч: С середины XVIII века в столице России наступает расцвет “сибирского барокко”. Что вы знаете об этом периоде в истории города?

Шк: В Сибири начала кристаллизоваться своя культура, которая была самая необыкновенная. В Тюмени сложился особый архитектурный стиль: органическое соединение западных и русских художественных традиций. На новых местах обетования в культуре и в быту пришлых вырабатывались некоторые специфические черты, хотя и продолжаются сохраняться старые, принесенные из родных мест и служащие своего рода историческими вехами в памяти народа. Живописный, пластичный и вместе с тем монументальный стиль отвечал мировоззрению сибиряков, прочной народной основе их мировосприятия.

Троицкий монастырь

Троицкий монастырь в Сибири. Основан в 1608 г. как Спасо-Преображенский, Нифонтом из Казани. Матвей Максимов был первым русским архитектором храма.

С 31 октября 1704 года строительные работы велись под руководством тобольского митрополита Филофея (Феодора) Лещинского,

митрополит Филофей Лещинский

выходца из Киева, известного своей просветительской деятельностью в Сибири. Что же касается влияния форм украинского зодчества, то этот факт не был случайным. Начиная с конца XVII века, в поток сибирских переселенцев вливаются малороссы. Особенно усилился приток украинцев в Сибирь при Лещинском, который, понимая важность культурного освоения Сибири, еще в 1702 г. обращался к Петру I с просьбой: “…чтобы приезд монахам-киевлянам был в Сибирь и из Сибири отъезд вольный”. Возведение церковных построек и изготовление пяти иконостасов было дело рук украинских мастеров, воплощая в них свои и чужие вкусы, и взгляды на жизнь, становясь, таким образом, носителями социального и культурного прогресса в жизни города

В 1708 году внушительная и нарядная церковь Петра и Павла стала центром не только кремля, но и всего города Тюмени, связала воедино все силуэтные вертикали Тюмени. 3 июня 1711 г. Троицкая церковь была освящена. Пятиглавая Петропавловская церковь (закончена в 1755 г.) имеет крестообразный план, что вовсе не характерно для Сибири (в Тюменской области других таких нет), зато вполне обычно для Украины того времени. Рядом с ней стоит более ранняя шатровая колокольня. Сохранились также двухэтажный настоятельский корпус (1730-е годы) и монастырская ограда (закончена в 1741). Длина ограды 392 метра, высота 5 метров, она окружает монастырь с трех сторон.

Композиция Троицкого собора восходит к более древним образцам кубических монументальных храмов, форма глав несет явное сходство с украинским барокко конца XVII века. В его декоративном убранстве явно прослеживается влияние нарядного “нарышкинского барокко” и даже узорочья, но при этом форма глав и их постановка по частям света, а не по углам четверика соответствуют принципам украинской архитектуры. Основной объем собора имеет в плане размеры 22,0 х 18,5 м. Высота его вместе с крестом — 43, 2 м. Это типичный кубический бесстолпный храм с большой граненой апсидой. Аскетизму мощного лаконичного кубического объема противоречит фасадный декор барочного происхождения. Подобная противоречивость отражает общую особенность времени строительства собора, когда завершался переход от средневековья к принципам новой эпохи. Борьба двух культурных тенденций порождала своеобразные синтетические формы архитектурных произведений. В этом контексте тюменский Троицкий собор — явление закономерное.

Влияние западных форм на архитектуру Троицкого собора прослеживаются довольно отчетливо. На фасадах четверика нет членений, соответствующих структуре четырехстолпного храма. Порталы его выполнены не в романтических формах, характерных для древнерусских церквей, а виде композиции из полуколонн с опирающимися на них стилизованными архитравами. Гладкие стены завершаются дробно расчлененным карнизом. Торцевые фасады приделов увенчаны характерными для европейского барокко высокими фигурными аттиками, а главы имеют форму, типичную для украинской культовой архитектуры. Очень своеобразно их распределение: три большие главы, из которых одна поставлена на апсиду, акцентирует продольную ось здания. Поперечная же ось выделена всего двумя малыми главами. Подобный акцент продольной оси напоминает прием венчания вытянутых в длину католических базилик. В русском зодчестве осевая композиция куполов стала распространяться с конца XVII века в трапезных церквях. В пятиглавых кубических храмах прием продольной ориентации применялся очень редко. Вполне возможно, что, а завершил его украинский мастер.

Но при явном и активном влиянии западных форм на архитектуру Троицкого собора древнерусское начало является все же ведущим. Это проявляется, прежде всего, в подчеркнутой статичности объемов и в характере трактовки декора. Мощный клуб четверика почти не взаимодействует с настенным декором. Барочные детали как бы наложены на плоскость стены, не трансформируя ее. Кроме того, древнерусское начало проявляется и в разнообразии наличников из полу — колонок с полуциркульным или трехлепестковым профилированным очельем (см. стр. 37), на северной стене и на апсиде полу — колонки предстают составленными из кубышек, а очелье приобретает сложную “пламенеющую” форму. Еще одна черта древнерусского зодчества — мощные бочкообразные утолщения на угловых пилястрах. По традиции еще от византийского зодчества, стены собора были неоштукатуренными — кладка велась на известковом растворе с затиркой швов. Лишь детали были побелены. Выполнены декоративные элементы из фасонного и лекального кирпича. Для кладки стен применялся характерный для XVII и XVIII веков применялся большемерный кирпич размером 300 х 160 х 75 мм.

Внутри собор выглядит величественно. Двусветное пространство хорошо освещено, что не свойственно древним храмам, обычно погруженным в полумрак. Это влияние нового времени, естественного обмирщения церковного зодчества. Большие окна второго яруса позволили сделать восьмериковый деревянный барабан центральной главы глухим, поставлен на четырехлотковый сомкнутый свод, который опирается по контуру с двух сторон — на северную и южную стены, а с двух других — на систему арок. Такая конструкция — сомкнутый, а не крещатый свод, глухая глава - соответствует общим особенностям русского культового зодчества первой четверти XVIII века. Восточная и западная главы поставлены на световые восьмериковые барабаны. Все строительные работы в Троицком соборе были закончены в 1717 г.

Знаменский собор (1768–1786; достраивался в 1801 г.) строили и перестраивали в общей сложности 130 лет — редчайший пример, когда архитекторам удалось без изменений сохранить единство первоначального стиля.

Знаменский собор

Главный объем выполнен как “восьмерик на четверике”, то есть в виде восьмигранного объема, водруженного на четырехгранный основной. Центрические церкви такого типа были распространены в русской архитектуре 17 века, при этом пятиглавие в них было выражено слабо. Обычно центральная глава была дополнена небольшими декоративными главками по углам четверика. Ее большая деревянная глава (9,4 м) была поднята на высокий восьмигранный барабан (см. стр. 32). Высота апсидного пространства и трапезы составляла 9,7 м, а храма — 32,4 м. Размеры церкви в плане — 24,5 х 10 м. Сложена она из очень редкого в постройках XVIII века в Тюменской области большемерного кирпича 320 х 160 х 75 мм.

Первая церковь отличалась красочностью и пластичностью декора, “наложенного” на гладкие стены. Подобный декоративный прием был охарактеризован для “нарышкинского барокко”. Кровли большого восьмерика, трапезной и апсиды были покрыты в шахматном порядке черном и белым” кровельным кирпичом”, а центральная часть крыта желтой черепицей. Малые кровли были раскрашены в зеленый и красный цвета. Углы четверика храма акцентировались белыми пилястрами. Карниз имел зеленую окраску

Уч: Храм украшает чудотворная икона Спиридона Иконникова “Знамение Божьей Матери” — произведение древнерусской культуры.

икона Спиридона Иконникова “Знамение Божьей
Матери”

Уч: Икона — самый древний вид человеческого творчества. Один из исследователей этого вида искусства сказал, что это самый “парадоксальный” предмет на свете. В самом деле, мы любуемся тем, чего на свете нет.

“Живопись- это искусство сообщаться с душой посредством глаз”,- сказал французский мыслитель Дени Дидро, “всемирный язык” (Верещагин)

А как вы считаете, что такое живопись?

Шк: Цветовая гамма. Звуковой колорит…

Уч: Это многоцветье красок. “Там, где замолк поэты, там начал художник”,_слова немецкого искусствоведа Винкельмана. Цвет-главное средство выразительности живописи. “Величайшим счастьем” живописи считается “изображение невидимого прошлого и будущего”.

Творческое задание. Давайте рассмотрим репродукцию. Что притягивает ваш взгляд?

Шк: Лико Святой. Руки, обращенные вверх. Есть что – то в иконе неугаданное… А я слышу тихую музыку, меня пронизывает холод. А мне становится тепло, уютно… Мне хочется написать стихи…

Уч: Ну, вот, картина раскрыла перед вами свое богатство

Эта икона властно приковывает к себе взоры молящихся, поражает яркостью, свежестью и гармонией художественного строя, приоткрывает окно в прошлое, дает возможность соприкоснуться с миром наших предков. Линейные ритмы иконы, звонкие красочные сочетания, создававшие образный строй, исполнены волнующей одухотворенности.

Спасская церковь (1794 г.) — яркий образец сибирского барокко. В своеобразии архитектуры храма проявляется влияние католических церквей. В церкви два этажа, что редкость для Сибири. Северный придел был сооружен в 1913 году и несколько исказил первоначальный замысел, но барокко еще хорошо видно в завершениях глав и деталях второго этажа церкви.

Спасская церковь

Уч: Чем примечателен Спасский храм?

Шк: Когда-то в церкви находилась чудотворная икона Спаса Нерукотворного, серебряный крест, весом до 25 кг. В 1837 г. церковь посетил цесаревич Александр, будущий император Александр II

Уч: “Дуэт” Спасского храма с Михайло-Архангельской церковью придавал законченность и определенность всей улице, подчеркивал ее значение в системе городских застроек.

Виды искусства г. Тюмени взаимосвязаны друг с другом: архитектура дополняется скульптурой, скульптура, как бы переходит в “каменную живопись”.

Барокко в Сибири просуществовало гораздо дольше, чем в столичных городах, — до начала XIX века, что объясняется, прежде всего, социально-экономической отсталостью региона. Столь длительное бытование сибирского барокко обеспечило известное единство его форм и композиций на всей громадной Западной и Восточной территории Сибири. Этому способствовали исторически сложившиеся обстоятельства: экономические и культурные связи между сибирскими районами, практиковалось использование мастеров-строителей другого района. Русские зодчие имели достаточный арсенал, чтобы не повторяться, и это с особой силой было продемонстрировано в Сибири.

Но памятники архитектуры всегда ранимы. Они разрушаются от наших разногласий, от нашего равнодушия и невнимания больше, чем от природных бедствий.

Звучит фрагмент “Ноктюрна” из альбома “Мост дружбы”.

С давних времен в Тюмени уважительно относились к вере и чувствам людей разных народностей. В окрестностях города до сих пор уживаются храмы русских, поляков и татар.

 

САММИТ. Москва, от 6 июля 2006 г, изречения лидеров мировых религиозных конфессий.

Кирилл, митрополит Смоленский: “Все религиозные люди обращают внимание к миру: жить ради мира…”.

Толгат Тадджуддин (Россия):“…без веры мир погибнет. К какой конфессии мы бы не относились, мы живем в одном мире. Мы все — человеческая семья”

Кирилл, митрополит Смоленский: “…Если фактор нравственности сольется воедино с фактором политическим, в мире восстановится мир”.

Заключение

Уч: Обобщите строкой из песни, что такое Тюмень?

Шк: Тюмень —рук творенье наших”… Исторический образ народа. Матушка для обездоленных людей. Мастерство зодчих и ремесленников. Патриотизм сибиряков. Нравы и характеры людей. Радушие гостеприимства. Любовь к национальному прошлому.

Так начиналась история первого русского города в Сибири. И мало кто мог тогда предугадать, что через века Тюмени предстоит стать столицей нефтяного края, чье имя будет знать весь мир!

Песней тюменской поэтессы-самородка Петровой Надежды Николаевны (ООО “Тюменьрегионгаз”, отдел диспетчерского учета и метрологии, бабушка Ивановой Алисы, учащейся МОУ СОШ №60. Адрес автора: г. Тюмень, Федорова, д. 4, кв .122, индекс 625007) мы завешаем наш Проект!

Песня “Моя Тюмень”

1. Люблю бродить по улицам Тюмени

И на заре, и в солнечный закат,

Когда дурманит аромат сирени

И так пьянит черемуховый сад.

Я прохожу “Текутьевским бульваром”,

А на скамейках нет свободных мест:

Сидят в обнимку молодые пары,

Тюмень, Тюмень, ты — родина невест.

Припев:

Не итальянка я и не полячка,

Моя обитель — Святая Русь,

Я — россияночка, я — сибирячка,

И я, Тюмень моя, тобой горжусь!

2. Ты научила нас жить и трудиться,

Воспитывать достойных сыновей.

Для нефтяного царства ты — царица.

Ты — мать для всех ямальских королей!

Тебя мы словно заново открыли,

Вовеки куполам твоим сиять,

Тюмень, Тюмень, ты – “ягодка” Сибири,

Я не могу тебя не прославлять.

3. Идут года, становишься ты краше,

Так расцвела, что глаз не отвести,

Тюмень, Тюмень, ты — рук творенье наших,

Цвети, Тюмень, любимая моя.

Как хорошо по улицам весенним

Бродить, как много лет тому назад,

Вдохнув пьянящий аромат сирени,

Дарить Тюмени свой влюбленный взгляд.

Припев.

Используемые материалы

1. П.П. Свиньин. “Отечественные записки”.

2. А. Во. “Классическая музыка. Новое восприятие”.. R.C.S. Libri & Grandi Opere S.p. A.- Via mecenate 91, Milano.

3. В.Быховский, мэр г. Муравленко, д.э.н.

4. Н.М. Ядринцев. “О Сибири, тюменцах и Тюмени”, Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1998.

5. Н.Д. Телешев и его тюменские впечатления.

6. Авторская песня.

7. Парламентская газета “Тюменские известия”, №221, от 14.10. 2006, ст. И. Тарабаевой “На календаре — эпоха возрождения Сибири”. Фрагмент интервью с вице-губернатором Тюменской области Сергеем Сарычевым

8. Г.Ф. Миллер. “История Сибири”.

9. М.Львов. “С. Хакиму”. Журнал “Русская старина”, литературно-исторический альманах, вып. 1-й. Москва. ПРОФИЗДАТ. ТОВАРИЩЕСТВО “ВОЗРОЖДЕНИЕ, 1990.

Презентация.

Трек 1. М. Балакирев. “Сюита си минор”.

Трек 2. Ноктюрн. Альбом “Мост дружбы”.