Методическая разработка урока русского языка по теме: "Учимся писать письма". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: практический урок формирования навыков.

Цель урока: создать условия для выявления степени осознанности и применяемости учениками изучаемой темы в реальной жизни человека.

Задачи:

  • Образовательные:
    • познакомить учащихся со значением переписки в жизни человечества, её важность, необходимость и востребованность обществом;
    • способствовать определению ряда тематических понятий в мировоззрении детей;
    • научить детей писать письма в соответствии с правилами, нормами и требованиями к их написанию;
    • познакомить с видами писем;
    • научить оформлять (заполнять) надпись на конверте с целью его дальнейшего отправления;
    • закреплять навыки разбора глаголов настоящего, прошедшего и будущего (простого) времён глаголов по составу;
    • совершенствовать умения выделять глагольное словосочетание в предложении;
    • вырабатывать навыки различных приёмов употребления глагольного подчинения в предложениях.
  • Развивающие:
    • совершенствовать навыки орфографической зоркости;
    • формировать умения ориентироваться в тексте;
    • способствовать формированию навыков изложения информации в письменном виде.
  • Воспитательные:
    • воспитывать чувства отзывчивости, доброты, уважения, и т.д. к адресату;
    • воспитывать любовь к произведениям русских классиков (творчеству А.П.Чехова, А.П.Гайдара);
    • воспитывать любовь к предмету “Русский зык” через актуальность его использования в жизни.

ХОД УРОКА

I. Организационное начало урока

Приветствие. Создание положительного настроя. Одна группа учащихся сидит за партами, другая стоит за конторками/

– Встаньте ровненько, настройтесь на работу. Садитесь. Откройте рабочие тетради, запишите число: “Тринадцатое октября” и слова “Классная работа”.

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель читает стихотворение собственного сочинения:

Разговор сегодня важный
Предстоит нам совершить:
Как письмо в конверт бумажный
Написать и положить,
Как направить адресату
Сообщенье о себе,
Как спросить и как ответить
Чувства, раскрывая все.

Знает взрослый и ребёнок,
Знает даже карапуз –
Есть профессия такая:
Доставлять почтовый груз.
Этот груз имеет смысл.
Очень важный смысл для тех,
Кто зовётся адресатом,
Ждёт посланья без потех.
Груз имеет разновидность –
Белый небольшой конверт.
На конверте марка справа,
Ниже адрес, штемпель есть.

Кто из вас готов ответить
На вопросы: “Кто же он?
Как профессия зовётся?”
– Ну, конечно, почтальон!

А ещё у почтальона
Чувство долга велико;
В зной, мороз и непогоду
Он несёт (да так легко!)
С письмами большую сумку
На широком на ремне
Он спешит и днем и ночью,
Он спешит к тебе и мне.
Он пропах дождем и ветром,
Он от солнца загорел,
Но, по-прежнему, приветлив,
Весел. Добр, быстр и смел.

Фрагмент мультфильма “Трое из Простоквашино”, где почтальон Печкин представляется и повествует о том, какую работу он выполняет по роду своей профессиональной деятельности. В момент просмотра фрагмента мультфильма детям раздаются конверты с письмами следующего содержания:

“Добрый день, мой милый, нежный и ласковый друг!

Ты, наверное, уже проснулся и отправился на уроки. А вот в то время, когда было написано мною это письмо, ты крепко спал в своей мягкой тёплой постели.
На дворе тёмная ночь. Небо усыпано мерцающими звёздами. Наверное, будет заморозок. Природа как будто готовится к холодам, и уже приняла состояние покоя. На улице ни души. Даже дворовые собаки спрятались. И настроение такое, словно не хватает чего-то. Не хватает твоих глаз, твоего голоса …
Мне вспомнилось то, как мы недавно на уроке разбирали рассказ А.П.Чехова “Ванька”, и твои глаза на этом уроке. И тогда мне на мгновение показалось: “Вот то, чего я так долго ждала!” С полной уверенностью я могу теперь сказать о том, что ты, мой друг, стал совершенно взрослым человеком. Я получаю огромное удовольствие, общаясь с тобой каждый день. Мне хочется надеяться и верить в то, что наша дружба останется до конца твоего обучения в школе и даже дольше. Как и твоим родителям, мне очень хочется увидеть тебя повзрослевшим, здоровым и красивым человеком.
Желаю тебе много добрых друзей, удачи и счастливых мгновений в жизни. Будь лучше всех. Люблю тебя и верю в тебя.
Твой учитель:

Ольга Александровна
12.10 2006 г.”

Ученики открывают конверты и читают письма.

Смена динамических режимов: дети меняются местами – те, что стояли за конторками, садятся, другая группа переходит за конторки.

– Какие чувства вы испытали в момент чтения письма? Всегда приятно осознавать, что ты очень дорог окружающим тебя людям. Правда?!

– Ребята, правильно ли вы получили письма? Как вы это определили? Как по-вашему, кто имеет право распечатать конверт с письмом? Почему? Что вы будете делать, если вам в руки попадёт письмо, адресованное не вам? (Дети отвечают.)

– Сделайте, пожалуйста, этический вывод, который станет первым правилом переписки.

Дети: Полученное письмо в праве распечатать и прочитать только его адресат! Нельзя читать чужие письма!

– Кто же такой адресат? Адресат – это человек, получатель письма или другого письменного сообщения. Слово адресат произошло от немецкого слова адрес.

III. Минутка чистописания

– Пропишите, пожалуйста, соединение заглавной и строчной букв Аа от начала до середины следующей рабочей строки. В следующей половине рабочей строки пропишите соединение Пп. Подчеркните наиболее удачные на ваш взгляд соединения.

IV. Актуализация знаний детей

– Будете ли вы отвечать на полученное письмо?

Дети: Да. Конечно.

– Какое время вам потребуется на то, чтобы собраться с ответом? Как быстро следует ответить на полученное письмо? (Дети отвечают.)

– Какой вывод послужит вторым правилом?

Дети: Ответить на полученное письмо следует как можно быстрее (не позднее недели). Неприлично, невежливо оставить письмо без ответа!

– Сегодня на уроке мы с вами будем учиться писать письма. Между людьми, ведущими переписку, то есть отправителями писем и получателями их, соблюдается определённый порядок. Порядок этот устанавливался веками и поэтому соблюдение определённых правил можно назвать этикетом переписки. Кто из вас в своей жизни уже получал письма? От кого вы их получали? О чем были эти письма? А много ли писем в вашей семье? Храните ли вы их? Для чего вы их сохранили? (Дети отвечают.)

– Кто-то уже отвечал на письма, кому-то это предстоит сделать впервые, что для этого понадобится? (Дети перечисляют принадлежности, необходимые при написании письма.)

– В каком виде они должны быть? Каким образом мы должны написать текст письма? (Нацеливание на аккуратность и чистописание. Уместно вспомнить то, как писал письма А.С.Пушкин, выводя каждую букву, каждый элемент, будь то “крючок” или “завитушка”.)

– Почтовая бумага – писчая бумага малого формата бывает белой или окрашенной в светлые тона, матовой, лощеной, с водяными знаками, тисненой, ароматизированной и др. Писчая бумага бывает линованная или нелинованная. В продажу поступает в пачках, а также в виде почтовых наборов. (Рассказ сопровождается демонстрацией нескольких видов почтовой бумаги.)

– Сделайте, пожалуйста, ещё один вывод, который будет служить нам третьим правилом.

Дети: Письмо должно быть написано аккуратным почерком, без исправлений. Бумага и конверт должны быть идеально чистыми.

– Хочется добавить, что если в письме несколько страниц, их следует пронумеровать. А складывать письмо следует текстом внутрь.

Смена динамических режимов: дети меняются местами – те, что стояли за конторками, садятся, другая группа переходит за конторки Упражнение “Восьмерка” – движение глаз по зрительно-двигательной траектории.

V. Знакомство со структурой письма

– C чего же начать письмо? Как обратиться к адресату: на “ты” или на “вы”? От чего это зависит? (Дети отвечают.)

– Давайте вспомним изученные накануне произведения известных писателей и письма в этих произведениях. Как употребляют герои литературных произведений слова обращения в своих письмах?

Далее следует краткий анализ произведений А.П.Чехова “Ванька”, А.П.Гайдара “Школа” и Е.Ильиной “Четвёртая высота” (Два письма), моментов обращений к адресатам в письмах героев.

– Запишите в тетрадь слова: здравствуйте, привет, приветствую, подчеркните в них орфограммы. Вашему вниманию предлагаю стихотворение Марины Бородицкой, в котором очень точно просматривается обращение (возможно в письмах). Заметьте, пожалуйста, какие употреблены слова обращения.

… Дорогая Вероника,
Что ж не едешь ты никак?
Есть пока в лесу брусника,
Есть грибы в березняках…

…Дорогая Вероника!
Поезда летят, трубя…
Нет грибов. Сошла брусника.
Всюду пусто, всюду дико –
Очень плохо без тебя!

– Какое настроение характеризует каждое обращение в этом стихотворении?

– Итак. Что же такое обращение? (Обращение – это …. )

Работа над правилом, вывешенным на доску.

Дети зачитывают: “Обращение – это слово, называющее того, к кому ты обращаешься. Обращение на письме всегда выделяется запятыми или восклицательным знаком”.

– Помимо обращения в письмах употребляется фраза, называемая “приступ”. В “приступе описывается причина написания письма. Запишите в тетрадях несколько фраз под диктовку, которые, возможно, послужат вам в дальнейшем “приступом” при написании письма.

1. Я очень скучаю по тебе.
2. Мне необходим твой совет.
3. Я надеюсь, что скоро тебя увижу.

VI. Физкультминутка

1. Ритмичный танец: один ученик у доски демонстрирует движения, а остальные дети стоят в проходе у своих парт и повторяют движения ведущего.

2. Упражнение со зрительными метками: в разных местах класса (над рабочей доской, на цветах, на шкафах, на шторах) расположены конверты с номерами № 1, № 2, № 3 и № 4 так, чтобы дети их видели. По команде учителя дети, находясь в положении стоя находят глазами конверты с указанным номером.

Все дети сели за парты.

VII. Работа в группах

– Для того чтобы ваше письмо получилось наиболее красивым, трогательным, душевным, мы сравним два письма внуков к их дедушкам. Прочитайте эти письма и скажите, какое из писем вам понравилось больше?

1. Дорогой дедушка! Поздравляю тебя с Днём рождения. Желаю тебе крепкого здоровья и успехов в работе. Целую и обнимаю. Твой внук Коля.

15 июня 2006 г.

2. Мой дорогой дедушка!
Поздравляю тебя с Днём рождения.
Я очень хочу, чтобы ты никогда не боле, чтобы почаще был у нас дома. И ещё хочу, чтобы у тебя на работе всё всегда хорошо получалось. А я постараюсь тебя не огорчать.
Целую и обнимаю тебя.

Любящий тебя внук Серёжа.
12 июля 2006 г.

Дети: Второе письмо понравилось больше, так как в нем открыто передаются те чувства радости, которые имеются у внука к своему дедушке.

– Какое из этих писем легче читать адресату? Почему?

Дети: Письмо, в котором выделено обращение, соблюдаются абзацы, имеется подпись. В обоих письмах есть все части: обращение, поздравление, пожелание и подпись. Но в первом письме стандартные фразы и нет передачи особых чувств, а вот второе письмо написано нестандартно – оно трогательное, доброе, и наполнено сердечной заботой к дедушке.

– Вы сейчас будете работать в группах, но в то же время выполнять каждый свою работу. Задача, которая возникает перед вами на этом уроке – написать письмо:

  • 1  ряд (первая группа) – семье, родным и близким, братьям или сестрам;
  • 2 ряд (вторая группа) – бабушке или дедушке, живущим далеко от вас;
  • 3 ряд (третья группа) – другу, подруге.

– Вы обучаетесь в школе-интернате, и многие приехали обучаться сюда из различных деревень, сел и поселков Горномарийского и Килемарского районов нашей Республики Марий Эл. Родителей вы видите редко – в выходные и в каникулы. Тоска и грусть по ним уже не присуща нашему классу и это радует. Все вы, конечно, делитесь с родителями тем, что происходит в нашем классе, школе, какие события мы переживаем. Но о чем-то еще не успели сообщить или просто забыли, хотя очень этого хотели.
Так вот, вам представляется замечательная возможность научиться писать письма, передать те чувства, которые по ряду причин вы не могли раскрыть и почувствовать ту радость от полученного ответа на ваше письмо.

Дети пишут письма (свободное местонахождение в классе – по необходимости дети сами переходят за конторки или наоборот садятся за парты). 4 письма прилагаются к данной методической разработке и участвуют в конкурсе самостоятельно.

VIII. Работа с текстами писем

На данном этапе происходит коррекция отдельных фрагментов текстов. Применяется эмоциональная окраска в форме эпитетов, сравнительных выражений, уточняющих характеристик для насыщения письма. Здесь же идёт обращение к письмам с фронта (“Два письма”) в произведении Е.Ильиной “Четвертая высота”, к “Ваньке” А.П. Чехова.

IX. Знакомство с правилами оформления конверта

– В хорошо известном нам с вами рассказе А.П.Чехова “Ванька” девятилетний мальчик, отданный в ученье к сапожнику, написал письма дедушке, вложил его в конверт и вывел на нем адрес: “На деревню дедушке”. Мог ли дедушка получить это письмо? Почему?

Дети: Чтобы письмо нашло своего адресата, то есть получателя, нужно на конверте четко и разборчиво написать адрес.

– Расположите перед собой конверты, в которые вы будете складывать уже готовое письмо для его отправки. Для того чтобы с первого раза вы выполнили данную работу правильно, обращайте внимание на то, что я вам буду показывать. Итак: адресат указывается в правой половине конверта чуть ниже середины, и будет отвечать на вопрос Кому (Куприановой Наталье Варсонофьевне). Адрес, по которому адресат получит ваше письмо указывается ниже и отвечает на вопрос Куда (Республика Марий Эл, Горномарийский район, д. Алманово).

– Как вы думаете, для чего нужно указать обратный адрес на конверте?

(Дети отвечают.)

– Если адресат уже не проживает по указанному адресу, то письмо “вернётся” обратно. А для того, чтобы оно не “заблудилось” и указывают от кого и откуда оно было отправлено. Вам было дано задание – узнать почтовый индекс того населённого пункта, куда вы будете писать письмо. Для чего нужен индекс и что обозначают эти загадочные шесть цифр?

(Дети отвечают.)

– Из почтового ящика письма отвозят на почту. Там их сортируют, то есть собирают в большие тюки или мешки те письма, которые нужно доставить в определённое место страны. Ускорить эту работы помогают машины-сортировщики. Они считывают не весь адрес, а только почтовый индекс, который находится в левом нижнем углу конверта. В индексе 6 цифр. Первые три цифры обозначают область, город. Три другие – почтовое отделение. Например: 425355, где 425 – город Козьмодемьянск и весь Горномарийский район, а 355 – почтовое отделение, расположенное по адресу II микрорайон города Козьмодемьянска.
Укажите на конверте индекс. Заполняем. Запечатываем. И после уроков дружно пойдем в ближайшее отделение связи для того, чтобы отправить письма.

Х. Работа с текстом

–  Прочитайте текст, подготовьтесь передать его суть своими словами.

ИЗ ИСТОРИИ ПОЧТЫ

Русская почта является одной из старейших в Европе. В XIII веке появились гонцы и посыльные, доставляющие донесения на лошадях с ямщиками. Постепенно совершенствуясь, ямская гоньба (так назывался этот вид почтовой связи) превращалась в специальную службу для передвижения и передачи письменных сообщений с регламентированным (установленным) распорядком работы.
В XIX веке письма “полетели” по железным дорогам, “поплыли” на пароходах.
Почтовое судно – морское или речное судно, оборудованное для перевозки почты. Обычно почта перевозится на быстроходных пассажирских судах, совершающих регулярные рейсы по расписанию. На этих судах имеются отделения связи для всех почтовых операций; на передней мачте таких судов поднимается так называемый почтовый флаг.

БУТЫЛОЧНАЯ ПОЧТА

Письма, которые мы отправляем друг другу, могут путешествовать на поезде или самолёте. Даже на велосипеде, если почтальон развозит их по улицам посёлка.
Но существует и ещё один древний способ отправлять письма – класть их в плотно закрытую бутылку и бросать в воду. Такое письмо может плавать по морям-океанам не один год, пока, наконец, не пристанет к какому-нибудь берегу. Там бутылку откроют и прочитают ваше письмо.
Кажется, что отправлять письма водной почтой – просто забава. Это не так. Учёные используют бутылки и специальные пластмассовые карточки для того, чтобы определить направление морских и океанических течений. Вода в океанах движется по своим, ещё неизвестным каналам. Вместе с водой странствуют мелкие животные и растения, которые не могут противостоять течению.
Люди ещё очень мало знают о жизни природы. Чтобы приоткрыть её тайны, не всегда нужны сложные и дорогие приборы. Порой бутылочная почта может поведать о многих сокровенных загадках окружающего нас мира.

(По М.Скороходову)

Почта военная – специальная служба, обеспечивающая почтовую связь воинских частей, учреждений и всего личного состава армии и флота с населением страны и между собой.

XI. Домашнее задание

– Запишите в тетради план текста “Бутылочная Почта” и нарисуйте на отдельном листке почтовый флаг.

Смена динамических режимов (дети переходят за конторки) сопровождается упражнением “Бегущий огонек”.

XII. Подведение итогов урока

– Сегодня на уроке вы познакомились с эпистолярным жанром. Он в прошлом и позапрошлом веках был чрезвычайно популярен. Романы в стихах, стихотворные послания мы находим у Пушкина, Лермонтова, Чехова. Сейчас письма, к сожалению, заменяются SMS-сообщениями (которые надо тоже уметь грамотно писать). Письма деловые и личные вытеснены телефоном, телеграфом, электронной почтой. Но не следует забывать и о письмах – об этом старинном способе общения людей.

– О том, как вы усвоили правила оформления писем, я узнаю после того, как вы ответите на несколько вопросов по карточкам “Проверь себя”.

Приложение