Урок истории в 3-м классе по программе "Школа-2100" на тему: "Пётр Великий и его реформы"

Разделы: Начальная школа


Главная дидактическая цель урока: показать, в результате чего произошла смена эпох.

Цели:

  • Обучающие: сформировать у учащихся образ преобразований Петра Великого как решительное изменение всех форм общественной и государственной жизни, вызванных усилившимися контактами России со странами Европы и стремлением нашей страны быть частью общеевропейской политики.
  • Воспитывающие: показать события, которые определили важный поворот Российской истории.
  • Развивающие: содействовать развитию познавательного интереса к предмету по средством активного взаимодействия учителя и учащихся на уроке.

Оборудование:

  • CD запись фрагмента музыкального произведения Чайковского “Щелкунчик. Марш”.
  • Слайды с видами Санкт-Петербурга.
  • Толковые словари.
  • Жетоны для оценки работы детей.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап (3 минуты)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оформляет доску перед уроком.

Организует эмоциональный настрой на урок.

Выполнение опережающего домашнего задания.

Включение в работу.

Скрипят века и запинаются об даты.
Сыны полка, простые хмурые солдаты.
Они идут – гранит застыл на лицах.
Века идут, векам не спится.

С. Ахмедзянов

II. Подготовка учащихся к восприятию нового материала (7 минут)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Установливает понимание актуальности выбранной темы,
обеспечивает осознание поставленных задач.

Подводит учеников к формулировке темы урока.

Вступительное слово учащихся.

Отвечют на вопросы учителя.

– Мы начали с вами изучение истории лишь в этом году. Но как много вы уже успели узнать за прошедшие уроки. И как всегда урок по новой теме мы начинаем с “реки времени”. Именно её течение даёт нам возможность заглянуть в различные уголки истории, которые вам пока ещё не известны.

Стр. 26. Посмотрите, “река” делает резкий поворот ударяясь о скалы. Это означает, что в российской истории наступает переломный момент. Наша с вами задача на уроке узнать, почему “река времени” сделала поворот и какие события определили начало нового времени в истории нашей страны.

Начинается показ слайдов с видами Санкт-Петербурга под музыку П. И. Чайковского из балета “Щелкунчик. Марш”(Приложение 3).

– Вам знаком этот город? Однажды наши герои Анюта и Илюша тоже побывали в нашем городе. Гуляя по улицам, они восхищались красотой и великолепием Санкт-Петербурга. В нашем городе действительно очень красиво, но представьте себе, что 300 лет назад на этом месте были дремучие леса и непроходимые болота. Всё изменилось, когда в начале XVIII века царь Пётр I решил построить здесь город. Благодаря преобразованиям Петра, Россия превратилась в одно из сильнейших государств Европы. Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока (она записана на доске заранее).

III. Овладение содержанием учебного материала (15 минут)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организует диалог по изучению содержания материала урока. Активизирует учащихся на размышления.

Обеспечивает согласованную работу.

Предлагает выполнить задание.

Работают индивидуально по иллюстрациям учебника.

Демонстрируют знания в области истории полученные при самоподготовке к уроку.

Выполняют работу на заданную тему.

Спрашивает ученик:

– А зачем Пётр решил построить в таком месте город?

Отвечает ученик:

– Я читал(а), что до Петра Россия была отрезана от моря землями других государств.

– Верно, у России не было флота, и ей трудно было торговать с другими странами. Россияне были мало знакомы с научными открытиями и изобретениями, известными в Европе. Наша страна начинала отставать от наиболее сильных и развитых государств. Петр понимал это и решил, что надо что-то менять. С каких же преобразований Петр начал строительство новой России?

Дети отвечают по одному (тезисы записываются на доске):

1. ОН СОЗДАЛ НОВЫЕ АРМИЮ И ФЛОТ.

2. ПО ЕГО ПРИКАЗУ СТРОИЛИ ЗАВОДЫ И МАСТЕРСКИЕ.

3. ПЕЧАТАЛИ КНИГИ И ГАЗЕТЫ.

– А, что же сам Пётр, только руководил?

Дети отвечают по одному: (тезисы записываются на доске):

1. ОН БЫЛ НЕ ТОЛЬКО ПРАВИТЕЛЕМ, НО И СОЛДАТОМ.

2. ОН БЫЛ МОРЯКОМ.

3. ОН БЫЛ СТРОИТЕЛЕМ.

– Но при этом он не жалел ни себя, ни своих подданных.

Стр.28. Работа по картинам из жизни простых людей в петровское время.

– Кем мог быть человек, которому вручают мундир? С кем он расставался, когда его забирали на службу? Что ещё интересного вы узнали при подготовке к уроку? (При Петре I служба солдат была практически пожизненной, и человек, которого отрывали от семьи, мог в неё вернуться только инвалидом. Крестьяне и горожане согнанные на заводы и строительства были приписаны к ним и не могли их покинуть.)

– Почему же Петр I не жалел ни себя ни своих подданных проводя реформы? Прочитаем вывод в учебнике.

– Что вы можете сказать о землях по берега Балтийского моря? (В начале XVII века земли принадлежали королевству Швеция. Пётр начал войну за Балтийское побережье. Россия одержала победу и вышла на морские просторы.)

– Здесь, в устье реки Невы 27 мая 1703 года (на доске) Пётр основал город – Санкт-Петербург (Приложение 4). Запомните эту дату. Эта дата основания нашего города. Кто знает, почему Пётр так назвал город?

Дети читают отрывок из поэмы Пушкина “Медный всадник”. (Приложение 1)

– Чем стал город для России?

Отвечают дети:

1. ГОРОД СТАЛ НОВОЙ СТОЛИЦЕЙ.

2. СЮДА ПРИБЫВАЛИ ТОРГОВЫЕ СУДА ПОД ФЛАГАМИ РАЗНЫХ СТРАН.

Учитель читает отрывок из поэмы Пушкина “Медный всадник”(Приложение 1)

– У России появляется свой флаг, который поднимали на торговых кораблях (иллюстрация). Военные моряки громили шведский флот под Андреевским флагом (иллюстрация).

С 1721 г. Петр становится ИМПЕРАТОРОМ, а Россию стали называть ИМПЕРИЕЙ. Наступили новые времена в истории нашей страны – ВРЕМЕНА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.

(Все новые слова записаны на доске. Лексическое значение слов –   см. Приложение 2).

– Вот он (фото и иллюстрация) Пётр Великий – основатель нашего города и преобразователь России. Всю свою жизнь но учился и заставлял учиться других. Он знал множество ремёсел, говорил на нескольких иностранных языках, управлял кораблём, был великим полководцем.

– О чём мечтал Пётр? Прочитаем об этом в учебнике (стр.31).

IV. Закрепление знаний и рефлексия (10 минут)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Подводит итоги урока.

Организует самооценку деятельности на уроке.

Дает информацию и инструктаж по выполнению домашнего задания.

Оценивают результаты своей деятельности.

Повторяют ключевые слова.

– Откройте тетради на стр. 25. Давайте поможем Анюте и Илюше запомнить всё то, о чём вы сегодня говорили на уроке.

  • Задание 1. Вставить в текст пропущенные слова(один ученик читает предложение, все остальные хором произносят главное слово)
  • Задание 2. Тест. Выбери правильный ответ.
  • Задание 3. Правильно раскрасьте корабли и флаги. .российского флота. Определите, какой корабль является военным, а какой – торговый.

– Вот на этом я бы и хотела закончить наш урок. Какой главный вывод вы сделаете из сегодняшнего урока? (Благодаря преобразованиям Петра I Россия превратилась в одно из сильнейших государств Европы/)

– Назовите главные слова нашего урока. (РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПЁТР I и др.)

V. Домашнее задание

– Дома, с помощью книг узнайте больше о Петре I, о его характере, привычках и делах. Подумайте, могут ли важные преобразования в государстве проходить легко для народа?

VI. Завершение урока. Оценка деятельности учащихся (5 минут)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оценивает деятельность учащихся в целом и отдельных учащихся индивидуально.

Благодарит учащихся за урок.

Дают оценку своей деятельности при помощи жетонов.

– А сейчас сосчитайте количество жетонов, которые вы заработали на уроке. У кого их больше всего, получают оценку “отлично” за урок и поощрение в виде картинки. Всем остальным хочу пожелать активнее работать на уроках, не бояться и не стесняться отвечать.

– Я благодарю всех за урок.