Интегрированный урок-путешествие в мир поэта (о Шекспире). 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Цели:

  • Обучающие:
    • обобщить знания учащихся о творчестве В. Шекспира;
    • научить переводить сонеты Шекспира на русский язык;
    • научить декламировать стихи на английском языке;
    • научить проводить лингвистический анализ сонета Шекспира.
  • Развивающие:
    • развитие творческих способностей учащихся;
    • способствовать развитию переводческих навыков;
    • развитие навыков лингвоанализа и умения составлять характеристику писателя на основе обобщения материала;
    • развивать умение работать с дополнительной литературой.
  • Воспитательные:
    • воспитание интереса к иноязычной литературе и культуре;
    • расширение кругозора учащихся;
    • воспитание эстетического вкуса.

Оборудование:

  • Портрет В. Шекспира.
  • Музыкальное оформление (лютневая музыка XVI века).
  • Фрагменты фильма “Влюбленный Шекспир”.
  • Выставка переводов, рисунков.
  • Фотографии, имеющие отношение к биографии писателя.

ХОД УРОКА

… из всех великих людей он самый загадочный.
Единственное, что мы знаем о нем – это то, что он жил и страдал.

Д. Джойс “Улисс”

Слово учителя. Сегодняшний наш урок называется “Урок-путешествие в мир поэта”. Это урок обобщающего характера. На этом уроке мы попытаемся создать характеристику Шекспира на основе обобщения пройденного материала на уроках литературы и английского языка.
В свое время знаменитый ученый П.Лаплас высказал очень интересную мысль: “То, что мы знаем – ограниченно, а то, чего мы не знаем – бесконечно”. Я не случайно начинаю урок с этих слов, ибо человек всегда стремится к великим загадкам и тайнам. И вот сегодня на уроке мы попытаемся одну из тайн разгадать. Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока . Вы знаете, что личность В. Шекспира удивительна. К сожалению, достоверных источников, рассказывающих о жизни и творчестве этого человека, нет. Но мы с вами попытаемся составить портрет Шекспира, исходя из анализа эпохи, его жизни и творчества. В ходе урока вы должны сделать наброски портрета, а дома довести начатое дело до конца.
Итак, начинаем с характеристики эпохи Возрождения – времени развития городов, торговых связей, расцвета науки, искусства, литературы.

Доклады учащихся об Англия эпохи Возрождения. Рассказ сопровождается иллюстрацией материалов.

– Шекспир был одним из титанов Возрождения. Сведения о биографии Шекспира довольно скудные и не всегда достоверные. Иногда события подтверждаются документами и свидетельствами современников, дополняются устной легендой.

Инсценированная биография Шекспира, приготовленная группами (см. Приложение 1).

Слово учителя. Шекспир известен, в первую очередь, как мастер сонетов. Жанр сонета, принесённый в Англию из Италии, был самым распространённым и модным поэтическим жанром в эпоху Возрождения. “Шекспировский сонет” состоит из трёх катренов одного двустишья. Сохранилось 154 сонета Шекспира, опубликованных уже в первом, прижизненном издании 1609 года. Действующие лица его сонетов: поэт, его друг и “смуглая дама”.
С 1 по 99 сонет посвящены другу, в них воспевается дружба.
С 100 по 125 сонет обращены другу, но в них атмосфера между друзьями становится тревожной.
С 127 по 152 сонет появляется “смуглая леди”, которая поселяет рознь между поэтом и другом.
153 – 154 сонеты стоят отдельно; в них намечено новое действующее лицо – соперник в искусстве поэзии.
Среди переводчиков сонетов Шекспира можно назвать Б. Пастернака и С. Маршака.

Учащиеся декламируют сонеты Шекспира №66, 90, 91, 130 на английском языке под лютневую музыку XVI века (см. Приложение 2).

– А теперь от переводов сонетов мы переходим к лингвоанализу 130 сонета.

Чтение сонета учеником.
Лингвоанализ сонета № 130
Работа с текстом предполагает практическую часть урока, которая проводится в группах.

I. История создания 130 сонета.

– Свои сонеты Шекспир писал в 90-е годы. Кто же является героем этого сонета? Перед нами возникает образ “смуглой леди”. Кто же такая смуглая леди? Относительно этого прообраза нет достоверных предположений. Мы не знаем точно имя женщины, в которую был влюблён Шекспир в лондонский период своей жизни. Но перед нами возникает яркий образ смуглой и черноволосой женщины, обаятельной и остроумной, но увлекающейся и непостоянной.

Выразительное чтение сонета.

II. Тема, идея сонета.

– Давайте определим тему сонета. Какова же идея сонета? (Тема – создание образа прекрасной женщины. Идея – Шекспир стремится нарисовать в сонете живую женщину. Это смуглая брюнетка, не очень красивая, хотя и кажется прекрасной влюблённому поэту.)

III. Композиция сонета.

– Давайте вспомним основные принципы построения сонета:

– утверждение;
– опровержение;
– объяснение, указание противоречия;
– вывод.

– Что же утверждается в сонете? (Героиня не совершенна.)

– В чём заключается опровержение? (Она не богиня, а земная женщина.)

– Как объясняется это? (Героиня всё-таки прекрасна для поэта.)

IV. Фонетический уровень.

– Я предлагаю посмотреть этот сонет на фонетическом уровне, чтобы определить цветовой фон и эмоциональную окраску сонета по методике А. Журавлева.

  1. Считаем все звуки-буквы (по строфам) – 360.
  2. Расставьте все ударения и посчитайте их – 54.
  3. Суммируем количество букв-звуков и количество ударений: 360 + 54 = 414.
  4. Раскрасьте буквы: ы – чёрным, э – зелёным, о – жёлтым, и – синим, у – голубым, а – красным цветом.
  5. Делим количество звуков-букв в тексте на сумму звуков-букв и всех ударений, получаем долю этих звуков-букв в тексте.
  6. Делим долю звуков-букв в тексте на норму, получаем отношение доли звуков-букв к норме.
  7. Определяем место по преобладанию над нормой и смотрим цвет.
  8. Заполните таблицу.

Звуки-буквы

Кол-во указанных звуков-букв в тексте

Доля этих звуков-букв в тексте

Норма доли

Отношение доли звукам-буквам и норме

Место по преобладанию над нормой

Цвет

е + э

35/414

0,084

0,085

0,988

II

Зелёный

о + ё

40/414

0,096

0,109

0,886

III

Жёлтый

ы

8/414

0,019

0,018

1,055

I

Чёрный

у + ю

6/414

0,014

0,035

0,414

   

и

18/414

0,043

0,056

0,776

   

а + я

38/414

0,091

0.117

0,784

   

– О чём эти цвета нам говорят, если их наложить на контекст сонета? Какие слова и выражения подтверждают ваши предположения?
Чёрный цвет – это цвет печали, грусти о том, что образ “смуглой леди” далёк от совершенства; это цвет волос героини “чёрной проволокой вьётся прядь”; цвет глаз, не похожих на звёзды.
Зелёный цвет – это цвет жизни, которая чувствуется в каждой строчке, достаточно прочитать 1 или 2 катрен. В сонете прослеживается мысль о превосходстве жизни и природы над искусственностью. Сравните: образ “богини” – идеала и образ “милой”, ступающей по земле, т.е. героини земной. Шекспиру важна реальная, земная женщина.
Жёлтый цвет – цвет между белым и чёрным, т.е. возникает образ “смуглой леди”, цвет кожи “не белоснежна плеч открытых кожа”. Жёлтый цвет – это символ непостоянства. Об этом говорят лепестки “фиалок”. Фиалка – это растение с фиолетовыми, жёлтыми или белыми цветками. Этот цвет лишний раз подчёркивает непостоянство героини, возможно, её предательство по отношению к лирическому герою.

– Какие аллитерации и ассонансы вы заметили? Какова их роль? (Звучные сочетания звонких согласных с гласными [за, ра, ла, ка, ро т.д.] уравновешивает количество шипящих. Как известно, шипящие – это тёмные звуки, поэтому сонет грустный.)

– Какой портрет “смуглой дамы” у вас получился? (Демонстрация детских рисунков.)

Вывод: и аллитерации, и цветовой фон стихотворения обусловлены темой и идеей сонета.

V. Лексический уровень.

Замедленное чтение сонета.

– Найдите тропы и стилистически окрашенную лексику. Посмотрите микрословарь сонета. Есть ли грамматические обороты и противопоставления лексических единиц: антонимов, синонимов, чтобы увидеть сквозной смысл.

Лексические единицы сонета:

  • Коралл – окаменевшее морское растение белого, розового или ярко-красного цвета.
  • Уста – рот, высокое “уста”.
  • Проволока – металлическое изделие в виде нити.
  • Фиалка – растение с фиолетовыми, белыми или жёлтыми цветами. Душистый цветок.
  • Совершенный – является совершенством, превосходством.
  • Чело – устаревшее высокое, то же, что и лоб.
  • Шествовать – высокое, идти, двигаться торжественно, важно.
  • Богиня – переносное ,о красивой и величественной женщине (а также устаревшее о женщине – как предмете любви).
  • Дамаск – Сирия, город Дамаск.

В сонете преобладает нейтральная лексика, но есть и вкрапления высокой лексики, создающей приподнятость, торжественность, величавость сонету.

Тропы.

1. Эпитеты в сонете есть, но их немного. “Нежный лепесток” – подчёркивается лёгкость, хрупкость фиалки. “Совершенные линии” – подчёркивается превосходство, идеальность черт. “Сравненья пышные” – яркие, красочные сравнения.
Изобразительные эпитеты опять-таки создают живой образ “смуглой леди”.

2. Сравнения. Сонет построен по принципу сравнения. Так, глаза сравниваются со звёздами; уста – с кораллами; прядь волос – с проволокой; цвет щёк – с розами; запах тела – с фиалкой; милая – с богиней.
Такой приём помогает наиболее отчётливому и яркому раскрытию идеи этого произведения: противопоставление идеального образа женщины реальному, живому.

3. Лексические противопоставления. В сонете идёт противопоставление цвета: белый – чёрный. Противопоставление героини: богиня – милая.(идеал – земная женщина). Всё это позволяет лучше прочувствовать идею сонета.

VI. Морфологический уровень.

1. Составьте микрословарь сонета (распределите все слова по частям речи).
2. Определите частотность частей речи.
3. Выявите со и противопоставления слов.
4. Заметьте сквозной смысл.

Микрословарь

Существит.

Прилагательные.

Глаголы

Местоимения

Предлоги

Частицы

Наречия

Союзы

Звёзды Похожи Назвать

Этих

С

Не

Так

И

Глаза Белоснежно Вьётся

Ты

В

Не

Едва

Или

Уста Открытых Сравнить

Ней

На

Не

 

А

Кораллами Чёрной Пахнет

Я

Но

Не

 

Как

Плеч Дамасской Найдёшь

Всё

В

Ж

 

Как

Кожа Алой Знаю

Она

 

Ли

 

Как

Проволокой Белой Шествуют

Тем

     

Но

Прядь Нежный Ступает

Кого

     

И

Розой Особенного Уступит          
Оттенок Пышных Оболгали          
Щёк Совершенных Пахнет          
Тело              
Тело              
Фиалки              
Лепесток              
Линий              
Света              
Чело              
Богини              
Милая              
Земле              
Сравненьях              

22

11

10

8

5

6

2

8

– Мы видим из таблицы, что преобладают в сонете существительные, главная задача которых представить нашему вниманию картину – образ смуглой леди.
В сонете используется 10 глаголов, один из которых повторяется. В основном глаголы настоящего времени, несовершенного вида, их – 7, глаголы в неопределённой форме совершённого вида, их – 2, 1 глагол в будущем времени совершённого вида, 1 глагол в прошедшем времени совершённого вида. Анализ глагола может установить, что действие в сонете совершается в настоящий момент.
Частица “не” подчёркивает отрицание идеала.

Теперь найдём со и противопоставления на морфологическом уровне:

  • глаза и звёзды – чёрный – белый;
  • шествуют и ступает – богиня – милая;
  • не белоснежные плечи и чёрные пряди – чёрный – белый.

Данный анализ позволил увидеть сквозной смысл сонета: противопоставление “белого” и “чёрного”, “чистоты” и “грязи”, “богини” и “милой”, т.е. противопоставление живого образа идеальному.

VII. Ритмико-интонационный уровень.

– Определите размер сонета. (Это ямб, который относится к размерам, который служит для выражения торжественности, величавости.)

– Определите рифму. (В сонете идёт сочетание женской точной рифмы (в двустишии – женская точная рифма) с мужской, способ рифмовки – перекрёстный, который проходит через весь сонет (исключение составляет двустишие – смежный способ рифмовки), что упорядочивает ритмическое звучание стиха.)

VIII. Синтаксический уровень.

1. Определите количество предложений в тексте.
2. Типы предложений по цели высказывания и по структуре.
3. Полнота – неполнота предложений.
4. Распространённые – нераспространённые предложения.
5. Усложненность – не усложненность предложений.
6. Повторяемость союзов или бессоюзие.
7. Антитеза.
8. Порядок слов: прямой – обратный. Какие слова оказались “выдвинуты?”

– Сонет состоит из 6 предложений, включающих 4 сложных предложения и 2 простых. Все они – повествовательные, невосклицательные, распространённые, полные, есть усложнённые сравнительным оборотом.
Порядок слов в сонете относительно свободный. Присутствует инверсия.

“Выдвинутые” слова:

не белоснежна белый – чёрный, жизнь – смерть
вьётся движение – покой
розой чистота – грязь
пахнет запах – жизнь
не знаю герой не знает, да и не хочет знать
шествуют шествуют – идут

– В сравнениях подчёркивается основной принцип построения сонета – противопоставление живого образа – искусственному, идеализированному. “Выдвинутые” слова в очередной раз возвращают нас к идее сонета: противопоставление живого образа женщины – искусственному.

Вывод: Изменилось ли ваше первоначальное представление о теме, идее сонета?

Слово учителя. Я думаю, что такой анализ позволил нам уловить не только одну из тем, которая прослеживается в сонетах Шекспира, но и увидеть самого автора, влюблённого в земную женщину, с её достоинствами и недостатками.
Я считаю, что портрет Шекспира будет неполным, если мы не коснёмся ещё одной грани его творчества. Какой? (Шекспир – драматург).

Выступления учащихся. Инсценировка сцен из пьесы “Ромео и Джульетта”.

Слово учителя. Огромное количество пьес Шекспира играли и играют на подмостках театров, многие произведения экранизированы. В ходе сегодняшнего урока у вас уже сложился определённый портрет Шекспира. Я думаю, что видеосюжеты, которые вам будут сейчас показаны, дополнят ваше представление об эпохе, самом понятии “театр” и блестящем драматурге, чья слава будет вечной.

Просмотр видеосюжетов из фильма “Влюбленный Шекспир”.

Слово учителя с элементами беседы. А теперь давайте обобщим всё то, о чём мы говорили на уроке. Каким вы представляете себе Шекспира? (3 – 5 минут проговорить в группах, а затем вслух). А теперь мне бы хотелось привести свидетельства современников о Шекспире, которые донесли до нас драгоценные чёрточки его характера. “Это был человек деликатный и выдержанный, доброжелательный. Шумных актёрских сборищ не любил – сказывался больным и не ходил на них. Интеллигент в первом поколении, он был отменно трудолюбив.”
Нельзя не обратить внимание на то, что обычно к его имени ставятся эпитеты “честный” и “благородный”. “Честный” значит: берёг честь, жил по совести, был человеком почтенным и надёжным. Шекспир и в делах был честен, т.е. строг и принципиален до щепетильности, и если сам был обязательным человеком, то и от других требовал того же.
Я думаю, что мы подошли к разгадке имени Шекспира. И в результате этого урока можем не только сказать, что этот удивительный человек жил и страдал, но и то, как жил. Кто его были друзья, какие люди его окружали (семья, соперники).
Вы, ребята, потрудились очень хорошо.

Домашнее задание: дома вы должны составить портретную характеристику  В. Шекспира.

Оценки за урок.