Драматургия урока как решающий фактор качественного музыкального обучения и воспитания современных школьников

Разделы: Музыка


Урок музыки как урок искусства – основная форма учебно-воспитательного процесса. Его нравственно-эстетическим содержанием является художественно-педагогическая идея, которая раскрывается вечными темами человеческой жизни и искусства, запечатлёнными в художественных образах: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, мир и война… Художественно-педагогическая идея пронизывает все музыкальные уроки, все звучащие на уроках произведения, отражая его тему, и те закономерности музыкального искусства, освоение которых планируется учителем на данном этапе обучения. Художественно-педагогическая идея урока позволяет и учителю и ребёнку осмысливать музыку сквозь призму нравственно-эстетических общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск на вопрос: “Что есть истина, добро, красота в окружающем мире?” В общеобразовательной школе для массового музыкального воспитания двадцать с лишним лет тому назад за основу была взята концепция программы Д.Б. Кабалевского. За всё это время “вживания” в неё у преподавателей музыки накопилось много практического опыта. Но изменившиеся социокультурные условия жизни нашего общества потребовали обновления содержания Программы по музыке для общеобразовательных школ.

Учитывая нынешнее разнообразие школьных учреждений (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением какого либо предмета) в современном образовательном пространстве, каждый учитель музыки имеет возможность скорректировать собственную программу с учётом специфики школы на основе базовых программ, сохраняя основные принципы методологических приёмов её усвоения:

  • глубокое знание педагогики и психологии, методики предмета;
  • принцип сквозной тематики;
  • вариативность, драматургическая свобода в планировании урока;
  • импровизацию в выборе песенного и инструментального материала;
  • интегративность видов и жанров музыкального искусства;
  • укрупнение, объединение тем;
  • опора не на узкопрофессиональные основы, а на широчайший культурологический подход;
  • региональный компонент;
  • воспитательная доминанта.

Традиционная подготовка педагога сосредоточена, как правило, на содержательных аспектах урока:

  • слушание музыки;
  • вокально-хоровая работа;
  • сообщение информации о композиторах, их произведениях;
  • музыкальная грамота и грамотность;
  • творческая работа и т.д.

И для качественной реализации каждого из разделов (не разрушая целостной канвы урока, его логической последовательности) нужно уметь в максимально верных пропорциях распределять те 45 минут урока, которые отведены учителю. Урок искусства – урок особенный. Успешность его проведения зависит, прежде всего, от эмоционального, душевного настроя учителя и учащихся, их психологического состояния. Практикой давно доказано, что как бы тщательно не был продуман план урока, как бы тщательно и скрупулёзно до мельчайших подробностей не были бы учтены все “подтексты”, вопросы, музыкальный репертуар, по одному и тому же плану не получается два одинаковых урока. Насколько разнообразна палитра интересов, характеров, мировоззренческих позиций, наконец, степень талантливости учителя и учеников, настолько же не одинаковы процессы одного и того же урока в разных классах (единовозрастной ступени). В современной школе общего образования для успешного обучения и воспитания социологами и психологами составляются даже социально-психологические портреты класса. И это не дань моде, а перспективный метод будущей школы.

Предметы эстетического цикла, особенно уроки музыки, имеют прямое и действенное влияние на изменения (физиологические, психологические…) растущего взрослеющего организма.

На эту тему искусствоведами совместно с медиками создано множество трактатов-трудов, где подробнейшим образом на безупречно доказательной основе раскрываются механизмы взаимовлияния, взаимодействия (как положительного, так и отрицательного) музыки и живого организма – человека, растения, животного.

Современный учитель, свободный от всяких догм, запретов, строгих рамок программы, обладая высоким профессионализмом своего дела, владея новыми, испытанными технологиями, методами и приёмами, и, наконец, имея свой индивидуальный почерк педагогического мастерства, может и должен всё это учитывать и использовать на своих уроках, которые кроме образовательного потенциала будут иметь терапевтическое назначение: настроение, эмоции, мысли, работу ума и сердца, физическое и нравственное здоровье.

Поскольку урок является основной формой обучения (а в музыкальном контексте и воспитания), практика показывает, что успешность проведения урока и его итог зависят от его драматургии и импровизационной драматургической способности учителя, подчинённой цели урока, его задачам. Эта драматургическая свобода даёт в руки учителю музыки спасительный компас, который помогает ориентироваться в отклонении от культурных, нравственных норм. Даёт возможность вовремя корректировать, “лечить” словом, картиной или просто душевным разговором и… музыкой.

Сравнительно недавно в области музыкальной педагогики появился термин “художественная педагогика”. Анализ литературы разных времён, теоретическое обобщение опыта работы выдающихся профессионалов музыкального искусства позволяют утверждать, что и для массовой музыкальной педагогики, и для профессиональной, художественной педагогики в целом – всеобщим, интегративным, системообразующим методологическим обоснованием может и должен явиться принцип моделирования художественно-творческого процесса.

Учитывая, что урок искусства строится по законам драматургии самого искусства, и по форме это – то импровизация, то экспромт, то вариации или сонатное аллегро. В музыкальной педагогике широко используется это свойство музыкальных форм. Появились различные модели с интересным драматургическим решением процесса самого урока. Вот некоторые из них:

УРОК-ПЕРЕДАЧА

Этот тип урока отличает динамичный темп, известная свобода речевой интонации. Поэтому при подготовке программы с “ведущими” и “музыкальными редакторами” целесообразно поработать над артикуляцией, чтобы уметь чётко говорить в заданном темпе, а также над голосовыми модуляциями, логическими акцентами и даже умением артистично обыгрывать некоторые фразы. Ребята учатся работать над текстом, отбирать интересный материал, вести диалог двух дикторов. Ведущие радиопередачи выбираются по желанию, учитывается обязательная контрастность тембров голосов. Музыку участники программы должны выбрать сами, учитывая тему урока. Они же должны найти иллюстративный материал, диски, аудиозаписи. Остальные же ученики выступают в роли активных слушателей, они записывают интересные факты и задают вопросы в “прямом эфире”. В заключении урока следует подробный разбор удач и ошибок. Но чувство удовлетворения должно преобладать, потому что радость самостоятельного творчества (слушали как “учителя”) оставляет положительный заряд и желание готовить такие уроки снова.

В этом жанре хорошо подготовить цикл уроков под общей темой “В поисках истины”. Построить его можно по аналогии с популярными музыкальными программами, транслирующимися по телевидению. В этих уроках-передачах может использоваться следующий материал:

  • “Рок-музыка вчера и сегодня” (по книге О.Феофанова)
  • “Группа “Битлз” – легенда и реальность” (журнал “Студенческий меридиан”, 1991 № 7–8)
  • “Великие наши современники” (альбом классической музыки русских и зарубежных композиторов) и т.д.

Как показывает опыт, такой урок нужно проводить хотя бы раз в полугодие. Чтобы он прошёл интересно и содержательно – нужна большая подготовительная работа. Драматургию урока-передачи учащиеся разрабатывают вместе с учителем, испытывая радость совместного творчества.

УРОК-САЛОН

Драматургия данного урока не сложна. По сути – это творческая демонстрация талантов или концертная программа. Роль учителя в том, чтобы дать возможность каждому ребёнку испытать себя в роли артиста-ведущего или артиста-исполнителя, а каждому классу воссоздать ситуацию “художественного салона”. Пусть в камерной обстановке класса ребята почувствуют особенную романтическую атмосферу. Можно спеть романсы, песни, прочитать стихи, сыграть пьесу на каком-либо инструменте. Учитель должен “собрать” содержание концерта и продумать драматургическую канву такого урока. Это может быть программа, составленная по принципу контрастного чередования произведений по характеру их содержания и восприятия. Или же “метод блоков”: музыка народная–композиторская, эстрадная–классическая, вокальная–инструментальная, песенная–танцевальная и т.д. Такие уроки-салоны лучше проводить в конце каждой четверти, когда накапливается исполнительский материал участниками концерта. Идут индивидуальные консультации, сольные репетиции, совет по выбору репертуара, аксессуаров, костюмов.

Очень ценен сам процесс подготовки к мероприятию. Среди учащихся выявляются творческие предложения по разным вопросам подготовки, учитель имеет возможность наблюдать за процессом и выявлять интересы учащихся, их музыкальные предпочтения тому или иному жанру музыкального искусства, корректировать, исправлять неправильные представления о них и участвовать в сотворчестве с детьми, создавая “своё” искусство.

Рождаются великие творенья
Не потому ли, что порою где-то
Обычным удивляются явленьям
Учёные, художники, поэты!

(К. Кулиев)

Твой ум уклончивый ведёт тебя в обход,
Ища проторенных тропинок.
Но ты вступи с ним в поединок –
Дать радость счастья может только взлёт!

(Э. Верхарн)

УРОК-КРОССВОРД

Драматургия урока-кроссворда несёт на себе функции повторения, закрепления, исследования, а также как результат самостоятельной работы по освоению какой-либо темы в качестве домашнего задания. Учитывая возрастные особенности школьников, изучаемую тему, не очень глубокое усвоение какой-либо из тем составляются различные кроссворды, чайнворды, ребусы учителем и учениками. Кроссворд и его разновидности можно красочно оформить на альбомном листе фломастерами, используя рисунки и аппликации. Работа над составлением кроссвордов может осуществляться как единолично, так и небольшим составом, группой учащихся (один подбирает слова, другой правильно составляет вопросы, третий отвечает за оформление самого кроссворда и т.д.)

Проведение таких уроков стимулирует познавательную деятельность учащихся, их творческую активность, выдумку и мастерство при оформлении, развивает логическое мышление при выборе варианта вопроса и ответа.

Такие уроки уместно проводить во всех классах, регулируя лишь степень сложности содержания кроссвордов, в тематику которых входят знания музыкальной грамоты (ноты, термины, элементы музыкальной речи), названия произведений и фамилии их создателей, сведения об эпохе, музыкальных жанрах.

Кроссворд “Инструменты симфонического оркестра”

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ

Прошу мне ответить без всякой заминки:
Ракета сложнее или проще травинки?
Вы скажете сразу – ракета сложнее,
Она и нужнее, она и важнее,
Она состоит из миллиона деталей,
Её миллионы людей собирали…
Тогда вам услышать, быть может, в новинку –

Что сделать нельзя полевую травинку?
Верней, для травинки найдутся детали,
Но вы соберёте травинку едва ли…
Вам даже не сделать пустяшной соринки –
Кусочка от этой зелёной травинки.
Выходит, травинка сложней, чем ракета?..
Как просто всё это, как сложно всё это!..

(Е. Ефимовский)

Модель этого урока способствует развитию мышления учащихся, их пытливому интересу к музыкальному искусству, желание быть эрудированным, осведомлённым в области музыкальных жанров. Кроме того, исследование как метод приучает к анализу музыки. Элементы исследования можно вводить уже со второго класса, пробуя формировать у детей фонд эстетического опыта, художественного настроения, отталкиваясь от природного чувствования звуков через восприятие музыки, её интонационной сути. Словарный запас, характеризующий звучащую музыку у второклассников довольно скуден. Он сводится, в основном, к определению “весёлая–грустная”, “громкая–тихая”, “медленная–быстрая”. Начиная с младшего школьного возраста нужно учить различать оттенки эстетических настроений звуковой палитрыстрая"я"лению "омщий звучащую музыку у второклассников довольно скуден. о, художественного настроения, отталкиваясь от природн в вокальной и инструментальной музыке. Дав возможность ребёнку самостоятельно выбрать нужное определение, учитель тем самым даёт право почувствовать радость открытия – “Сам догадался! Услышал! Понял! Подобрал нужное слово!”. Появляется желание попробовать ещё раз – стимул к самопознанию, самоанализу.

На уроке-исследовании осуществляется связь индивидуальной, групповой и коллективной работы. Можно сделать пособие из карточек, где есть “ключевое” слово и составляющие его слова-определения:

радостно,
весело,
звонко,
блестяще,
лучисто,
искрясь

Перед уроком карточки раскладываются на парты. После прослушивания музыкального произведения детям задаётся вопрос: “Что вы чувствовали? Какое услышали настроение? Что вам хотелось делать, слушая эту музыку?”. После этого подбираются и зачитываются слова с карточки с найденным ключевым словом.

Учитывая детское воображение можно ожидать и дополнительных слов-определений, иногда даже более точно характеризующих прослушанное произведение. После чего идёт повторное прослушивание.

Учащиеся старших классов готовят уже самостоятельные сообщения о жанрах музыки, современных направлениях музыкального искусства, о новых именах исполнителей и так далее. Исследовательская работа преподносится в качестве домашнего задания. Такие уроки развивают мышление, логику, речь, пополняют жизненный музыкальный опыт, улучшают речевую лексику.

Предлагаемые темы:

  • “В чём современность музыки И.С.Баха?”
  • “Почему соната №14 Л.В.Бетховена называется “Лунной?”
  • “Вальс устарел?”

УРОК-ИГРА

В музыкальной практике прочно укоренился метод “игровой драматургии”. Стимулируя интерес к изучению сложных музыкальных тем, этот метод даёт широкую возможность проявить творческую активность каждому ребёнку (в рисунках, пении, театрализации и т.д.), а также закрепить полученные знания на практике.

Так в попевке “Игра в гостей” дети 2-го класса делятся на две группы: “хозяева” и “гости”. В пении и проигрывании каждого образа используется форма музыкального диалога, в котором дети стремятся использовать интонации, соответствующие действующим лицам (вопросительные – “хозяева”, повествовательные – “гости”). В разделе темы “О чём говорит музыка?” или “Куда ведёт нас песня?” ребята знакомятся с оперой композитора Коваля “Волк и семеро козлят”. Разучиваются сольные партии, ансамбли и хоры, затем исполняется сцена из оперы, в которой маленькие артисты на время становятся оперными певцами и играют каждый свою роль.

Важное значение при восприятии музыки, её музыкально-образного прочтения имеет наличие ритмического чувства, которое можно и нужно развивать. Поэтому на уроках музыки целесообразно проводить музыкально-ритмические игры. Учащимся любого возраста нравится игра “Эхо”. Сущность её заключается в повторении вслед за учителем определённой ритмической фигуры (хлопки в ладоши, карандашом по парте и т.д.). Причём этот приём даёт возможность сиюминутного контроля учителем уровня ритмического развития, а следовательно корректировки в сторону упрощения или усложнения задания.

С интересом учащимися выполняются задания на прочтение графической записи (на карточках или доске). Например: ритм танца “самбо” из “Бразилейры” композитора Дариуса Мийо, определение жанра “вальс”.

Очень любят дети музыкальную игру “Угадайка” на узнавание тембров инструментов (народного и симфонического оркестра).

В программе по музыке для учащихся начальной школы предусмотрены уроки практического овладения простейшими музыкальными инструментами (бубен, ложки, ксилофон, металлофон, треугольник, маракасы и т.п.). Игра в “Оркестр” осуществляется совместно с учителем. Репертуар – самые известные, давно знакомые народные песни (“Ах, вы сени”, “Во кузнице” и др.) Работа поэтапная – на каждом уроке выполняется определённая задача. На уроке-концерте – концертное исполнение.

Творческий урок-игра “Сочиняем сами” несёт на себе огромную развивающую функцию. В рубрике “Музыкальная рифма” можно сочинить даже маленькую песню (конечно под управлением учителя). Например, предлагается следующий набор рифмованных слов:

------------------------------- зима,
------------------------------- дома,
------------------------------- бело,
----------------------------- замело.

Далее учитель сочиняет первую строчку, ученики – вторую и т.д. Может получиться такой результат:

В гости к нам пришла зима,
Стали снежными дома,
Всё вокруг белым-бело
Все тропинки замело.

Затем учитель, сообразно данному литературному тексту, вместе с детьми ищет соответствующие элементы музыкальной речи: какой ребята хотят видеть песню – лирической, весёлой, танцевальной, маршевой и т.д. Отсюда лад – мажор или минор, темп – быстрый или медленный, динамика – форте или пиано… Мелодию предлагают ученики, учитель ненавязчиво из нескольких предложенных пропевает одну и, наконец, исполняет её для всех. Если дети довольны результатом – песня звучит в хоровом исполнении. Простейшее музицирование учителя и исполнение ребят делают значимым их творчество – они чувствуют себя композиторами, поэтамисоздателями песни. Если драматургию урока-игры построить так, чтобы цель была ясна только учителю, но дети при этом свободно импровизировали, добиваясь определённых результатов (запланированных учителем), то такая модель даёт практический положительный результат по овладению учащимися знаний, умений, навыков.

УРОК “ОСЕРДЕЧИВАНИЯ”

Уроки “осердечивания” ума, развития речи и чувств проводятся не часто – раз в два-три месяца. Такие уроки можно проводить в рамках почти всех школьных дисциплин, особенно гуманитарных.

Суть урока заключается в его воспитательном воздействии на растущий организм ребёнка при помощи слияния двух жанров – музыки и литературы. Зная силу воздействия музыки на человека, её огромные воспитательные возможности (особенно в сочетании со словом), можно предположить и результат от сложения этих двух видов искусства.

Методика проста: она основана на хорошем знании детской возрастной психологии, обращении к душе ребёнка, заставляет работать его чувства и разум, побуждая к раскрытию внутреннего резерва сопереживания и желания делать добро.

Выбирая миниатюру или повесть В.А Сухомлинского, нужно учесть возраст школьников и определённый аспект воздействия: внутренний мир, мировоззрение, поведение или отношения со сверстниками, родителями и т.д. И особенно, очень важно – какая музыка будет звучать в момент рассказа учителя, её задача – углубить остроту восприятия. Например, рассказ В.А. Сухомлинского “Две матери” может сопровождаться произведением Ф.П. Шуберта “Аве, Мария” в исполнении Робертино Лоретти (или же оркестровый вариант). В процессе рассказа учитель наблюдает за детьми и по ходу усиливает или ослабляет напряжение восприятия. Возможны небольшие остановки в речи – своеобразные паузы для “переваривания”, переживания услышанного. В конце рассказа, когда кажется, сейчас будет раскрыта мораль, учитель предлагает закончить его самим или обсудить дома с родителями, обратившись к их жизненному опыту и житейской мудрости (как домашнее задание). На следующий урок спросить только желающих ответить ребят, обязательно похвалить и прокомментировать ответ. В закрепление темы разговора нужно разучить хорошую песню, которая объединит одноклассников и ещё более утвердит в правильности своих суждений. Большое значение имеет личность педагога – интонация и тембр его голоса, умение правильно расставить акценты в предлагаемом произведении и, конечно неподдельная искренность и личное отношение к преподносимому материалу. Уроки “осердечивания” призваны повышать нравственные критерии не только детей, но и родителей и учителей. Они создают благоприятные условия для разговора “по душам”, являются замечательными уроками общения, взросления. А в целом повышают увлечённость учебной деятельностью. А подготовка к таким урокам повышает методическую культуру учителя, придаёт работе педагога исследовательский характер.

А главное – являются мощным стимулом самовоспитания, потому что прививают нравственные обязательства перед собой, учителем, родителями, укрепляют союз духовности школы и семьи. Вырабатывают умение самостоятельно высказывать своё мнение, занимать активную жизненную позицию, вызывают желание у детей быть лучше.