Урок по русской литературе на тему: "Маленький человек" в мире абсурда (по повести Н.В. Гоголя "Шинель")

Разделы: Литература


Эпиграф

“Шинель” - гротеск и мрачный кошмар.

В.Набоков

Цель: разоблачение гоголевского мира абсурда (чиновничьего Петербурга).

Задачи:

  • проследить процесс “растворения” личности;
  • понять идейный замысел автора.

Оборудование: текст, медиаматериалы, иллюстрации, изображение шинели(проект), раздаточный материал.

Ход урока

I. Слово учителя

Представьте себе люк, который открылся у вас внезапно под ногами. Рывок и парение, чтобы не оказаться в дыре, а рядом еще открытый люк.

- Ситуация абсурдна?

- В чем абсурд?

- Еще раз уточним значение слова “абсурд”.

Пожалуйста, ассистент.

(ученик-ассистент дает толкование данного слова):

Абсурд – нелепость, бессмыслица. (Довести свою мысль до абсурда)

II. Ролевая игра (разговор чиновников)

1-й чиновник:

Я, господа, готов продолжить тему абсурда. Однажды при Гоголе рассказали о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей. Необычайной экономией скопил он немалую по тем временам сумму в 200 рублей. Именно столько стоило лепажевское ружье, предмет зависти каждого заядлого охотника. Счастливый обладатель ружья выплыл на лодке в Финский залив, предвкушая богатую добычу. Каков же был его испуг, когда обнаружилось, что ружье которое он бережно положил на носу, исчезло. Очевидно, его стянуло в воду густым камышом. До позднего вечера он пытался отыскать ружье. Шарил по дну в тростниковых зарослях. Ружье, из которого он не успел сделать ни единого выстрела, навеки было похоронено на дне Финского залива.

Чиновник возвратился домой, лег в постель, его схватила жестокая горячка. Сослуживцы пожалели его и в складчину купили ему новое ружье. Все смеялись, за исключением Гоголя.

Мечта жизни, смысл - ружье. Это я считаю абсурдом.

2-й чиновник:

Я, М. Девушкин из романа Достоевского “Бедные люди”. Смерть Акакия Акакиевича я тоже считаю абсурдной. А лучше всего было бы не оставлять его умирать, а сделать бы так, чтобы шинель его отыскалась, чтобы тот генерал, узнавши подробнее о его добродетелях, перепросил бы его в свою канцелярию, повысил чином и дал бы хороший оклад жалованья, так что, видите ли, как бы это было: зло было бы наказано, а добродетель восторжествовало бы, и канцеляристы товарищи все бы ни с чем и остались. Я бы, например, так сделал…

1-й чиновник:

Да и само положение Акакия Акакиевича абсурдно.

III. Учитель

Постановка проблемы

Я готова продолжить тему абсурда.

Итак, я приглашаю вас разобраться в этой проблеме: кто или что абсурдно в гоголевском мире, отраженном в повести “Шинель”

На доске обозначена проблема

1) Жизнь Акакия Акакиевича наполнена глубоким смыслом или абсурдом?

Акакий Акакиевич- человек или призрак?

Результатом работы явится решение проблемы.

Какое утверждение первично, а какое вторично?

(Дискуссия)

IV. Анализ

Задание:

Составить визитную карточку Акакия Акакиевича с точки зрения абсурда.

Найти элементы абсурда в происходящем, в жизни, поведении, речи.

Выделить и записать ключевые понятия:

а) один чиновник (типичность)
б) абсурд в выборе имени (судьба предопределена)
в) в отношении с сослуживцами (не надо меня обижать)
г) в любви к отупляющей работе (служил с любовью, ревностно)
д) отношение к окружающему миру (не видел ничего)
е) речь (изъяснялся наречиями, предлогами, частицами)
ж) абсурдная мечта (новая шинель)

Вывод:

- Почему Акакий Акакиевич такой?

(мир абсурден, а люди в нем тихопомешанные) Доказательство: анализ эпизода с табакеркой.

Учитель:

- У Гоголя понятие абсурда граничит с понятием трагического или смешного?

(трагического, т.к. в этом мире достичь нравственного все равно, что изменить звездную орбиту. Перед шинелью преклоняют колени и заказчики, и портные)

V. Работа с ОСК

Учитель:

Что является миром для Акакия Акакиевича? (захолустная снимаемая комната, узор букв)

-Как визуально можно представить мир (внутренний и внешний) Акакия Акакиевича?

(сужающаяся улица: вдали огонек (цель) - шинель, и этот огонек заводит в тупик, ведет к трагедии.)

Задание:

Двигаемся по улице и отмечаем основные этапы движения к заветной цели.

Схема: <Рисунок1>

Работа с проектом

I этап

Учитель:

Акакий Акакиевич на первом этапе убеждает себя, что нужна новая шинель. Убедить нас и Акакия Акакиевича вы можете, защитив проект (изображение шинели, выполненной учеником, которое должно передать черты характера героя).

(Ученик отмечает ветхость, обилие заплаток, неопределенность цвета, что свидетельствует о том, что Акакий Акакиевич забитый “маленький человек”)

II этап

Какова должна быть новая шинель?

Защита проекта: вещь, отражающая характер “маленького человека” (д/з учащегося)

Качество ткани определяется прежде всего насыщенным цветом. Из-под отвернувшейся полы видна хорошая подкладочная ткань. Портной не экономил, поэтому шинель получилась просторная с претензией на определенный стиль, о чем говорит покрой модели. Воротник пусть не из дорогого меха, но он своей пышностью не портит фасон шинели.

Таким образом, новая шинель должна показать, что Акакий Акакиевич – личность, которой необходимо тепло, уют; человек, который имеет свои определенные понятия о красоте.

Работа с ОСК

-Каким “путем идет” далее Акакий Акакиевич?

(свернул с привычного пути; выражает протест: срывает шинель)

Вывод:

1) - На что похожа схема? (шинель, плащ, фигура человека , но без лица)

2) - Какой процесс мы увидели? (растворение человека, превращение его в призрак в мире несправедливости и обмана)

- Когда начинается этот процесс? (задолго до шитья, когда родилась эта абсурдная мечта)

Запись под схемой:

Призрак - это реальная ипостась его существа.

VI. Работа с иллюстрациями

см. <Рисунок2>

 

- Какие эпизоды нашли отражение на этих иллюстрациях?

- На какой предмет обратить внимание?

(на шинель)

-Что общего в этих иллюстрациях?

(отсутствуют лица, т.е.доказательство того, что процесс растворения человека произошел)

Работа с медиаматериалом:

- Скажите, как можно голосом выразить чувства человека? (крик, шепот, возглас, бормотание)

- Прослушаем фрагмент музыкального произведения(по выбору учителя; произведение, отражающее идею повести).

Отражает ли оно идею повести?

Покажите, как развивается рассказ, если выразить чувства голосом, выделив основные сюжетные моменты: служба, мысль о ветхости шинели, мечта, накопительство, облачение, потеря шинели, появление призрака.

(бормотание - шепот - бормотание - бормотание - возглас - крик - многоголосье)

VII. Решение проблемы

Задание (работа в группах):

Выстроить цепь из понятий: порожден миром абсурда, Акакий Акакиевич абсурден, человек, трагичен.

(Акакий Акакиевич абсурден > порожден миром абсурда > трагичен.)

- Что выпало из схемы?

(человек, т.к. он растворился, превратился в призрак)

Вывод:

- Кто шалит на мосту?

Против кого выступает и кого защищает Гоголь?

(Против мира чиновников, где все построено на абсурде. Гоголь защищает “маленького человека”)

- Работа с эпиграфом.

Учитель

- Как эпиграф отражает идею произведения?

(Действительно, события в повести вымышлены и преувеличены. Но этот гротеск показывает степень абсурда чиновничьей системы России первой половины 19в. Кошмар состоит в том, что маленький человек задавлен этим абсурдным миром).

VIII.Д/з Анализ эпизода: Акакий Акакиевич у чиновника.

Составить проект: что надо сделать, чтобы вернуть Акакию Акакиевичу человеческую ипостась.

Приложение