Проектный метод на уроках литературы с применением компьютерных технологий

Разделы: Литература


Раздел программы: Серебряный век русской поэзии.

Тема урока: Россия и поэт. Тема Родины в творчестве А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского.

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений и навыков.

Вид урока: повторительно-обобщающий урок с применением групповой формы работы.

Технология: личностно-ориентированная; проектный метод с использованием компьютерных технологий.

Цели урока:

  • Повторить и обобщить полученные знания о поэзии Серебряного века на примере патриотической лирики А.Блока, С. Есенина и В. Маяковского. Показать различное выражение глубокого патриотического чувства, влияние времени, революции на своеобразие образа Родины в творчестве этих поэтов.
  • Развитие познавательного интереса, творческой деятельности учащихся.
  • Развитие у школьников устной и письменной монологической речи.
  • Повторение и закрепление основного программного материала.
  • Межпредметные связи: связь литературы с другими предметами (историей и информатикой).
  • Воспитание коммуникативных качеств у учащихся.
  • Закрепление технологий создания мультимедийного проекта.

Задачи:

  • Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме, обобщить материал как систему знаний.
  • Воспитательные: воспитывать общую культуру, патриотическое чувство, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, воспитание творческой личности.
  • Развивающие: развивать образное мышление, выявлять связи, формулировать и аргументировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес, умение сопоставлять, сравнивать, анализировать.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами творческий урок “Россия и поэт. Тема Родины в творчестве А. Блока, С. Есенина и В. Маяковского”, на этом уроке мы попытаемся показать различное выражение патриотического чувства в лирике этих поэтов, а также выявить то общее, что делает их позицию актуальной в наше время. Итогом нашего урока станут проекты-ассоциации по вашей теме и защита этих проектов.

Пояснение: Предварительно класс был разбит на три группы, и каждой было дано задание. Первая группа работала по творчеству А. Блока, вторая – С. Есенина, третья - В. Маяковского. Группы готовились по плану:

  • Вступительное слово. Тема Родины в творчестве поэта.
  • Выбор и выразительное чтение стихотворения, соответствующего теме. Аргументация выбора.
  • Презентация проекта и защита.

2. Вступительное слово: При подготовке к уроку вами были отобраны строки из стихотворений, высказывания по теме, которые могли бы послужить эпиграфом к сегодняшнему уроку, наиболее интересные представлены вам в раздаточном материале. (приложение ). Одним или несколькими учениками озвучиваются эпиграфы.

Тема Родины одна из главных тем литературы. Обострение интереса к этой теме возникает в критические для страны времена, достаточно вспомнить памятник древнерусской литературы “Слово о полку Игореве”. Век двадцатый не был исключением – век жестоких войн и революций. Многие покинули страну без надежды вернуться назад, это и стало великой трагедией для русского человека. Остались “избранные”. А. Куприн в своей повести “Поединок” высказал мысль о том, что любовь – удел избранников. Любить, когда уже нет сил жить, любить на грани смерти, любить, жертвуя собой. Такими избранными были Александр Блок, Сергей Есенин, Владимир Маяковский. Казалось бы, разные люди, личности, поэты, но было одно, что объединяло их творчество – это Россия и безграничная любовь к своей стране.

3. Выступление групп.

Выступление 1 группы. Тезисы:

- “Это все о России”, - А. Блок о свом творчестве.

Истоки чувства родины – семья, интеллигентно-дворянские корни, Шахматово, Петербург. Развитие образа Родины в лирике поэта, исторический контекст, лермонтовские и некрасовские мотивы, тревога за судьбу России. Лирический образ Родины-жены, обобщенность и конкретность образа.

- Стихотворение “Россия”. (Выразительное чтение, краткий анализ, аргументация выбора).

- Проект-ассоциация темы. Защита. (Материалы находятся на CD – диске в папке “Блок”).

Выступление 2 группы. Тезисы:

- “Чувство Родины – основное в моем творчестве”, - писал С. Есенин.

Корни – русская деревня (“я – последний поэт деревни..”), природа, опора на народные и религиозные образы в ранней лирике. Революция, принятая “ с крестьянским уклоном”, трагическое переосмысление результатов революции и социальных изменений в России. Переживание драмы Родины как личной драмы.

- Стихотворение “Русь советская”. (Выразительное чтение, краткий анализ, аргументация выбора).

- Проект-ассоциация темы. Защита. (Материалы на CD-диске в папке “Есенин”).

Выступление 3 группы. Тезисы:

- Отсутствие патриотической лирики в раннем творчестве. Пафос отрицания (в том числе и отрицание корней). Соединение темы Родины и революции (Моя революция.). Служение Родине как служение делу революции и строительству нового государства. Гордость за свою страну. Обретение Родины через революцию.

- Стихотворение “Домой”. (Выразительное чтение, краткий анализ, аргументация выбора).

- Проект-ассоциация темы. Защита. (Материалы на CD-диске в папке “Маяковский”).

4. Закрепление.

- А теперь возвратимся к началу нашего урока, к тем высказываниям, которые предложены в качестве эпиграфа к сегодняшней теме. Выберите соответствующий, на ваш взгляд, эпиграф и запишите ответ, аргументируя свое мнение. (Приложение ).

5. Рефлексия.

Ученики озвучивают свои ответы.

- таким образом, ваши ответы и стали выводами к теме сегодняшнего урока.

6. Домашнее задание.

Используя оценочную таблицу, проанализируйте выступление групп и оцените работы по пятибальной шкале. (Критерии оценки были разработаны совместно с учащимися и находятся в рабочей тетради по литературе).

Оценочная таблица
Параметр Оценка, аргументы.
Соответствие содержания проекта предложенной теме.  
Наглядность и оригинальность.

Целостность.

 
Разнообразие использованных источников.  
Соответствие музыкальных фрагментов теме.  
Аргументированность защиты проекта.  

Приложения (архив .zip)