Тема урока: "Математическая игра "Математик-бизнесмен". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Правила игры:

1. Класс делится на две группы. Каждая из групп может представлять собой правление крупного предприятия или банка. Игроки каждой команды выбирают себе председателя правления (капитана команды).

2. Председатель имеет право принимать окончательное решение, выбирает лицо, отвечающее на поставленный вопрос.

3. Командам предлагается по очереди выбирать себе задания, каждое задание имеет определенную стоимость.

4. Каждая команда имеет первоначальный капитал, который будет расти, если команда будет давать правильный ответ, или уменьшаться, если команда не даст правильный ответ.

5. Если команда дает правильный ответ, то ее капитал увеличивается на стоимость задания. Если команда дает неправильный ответ, то:

а) капитал уменьшается на 100% стоимости задания, если другая команда дает правильный ответ;
б) капитал уменьшится на 50%, если и другая команда не сможет дать правильный ответ.
6. Команды имеют право перекупать задания, если смогут договориться о купле продаже.

7. На продумывание задания команда получает от 1 до 3 в зависимости от сложности задания.

8. Игра считается оконченной, если одна из команд обанкротилась или закончились все задания.

9. Победителем считается та команда, в чьем банке будет накоплен больший капитал по окончании игры.

Формы проведения игры:

1. Игру можно проводить, задавая вопросы по очереди каждой команде, количество вопросов можно обговорить с участниками игры заранее.

2. На доске приготовить таблицу с указанием количества вопросов и их стоимости. Участники команды имеют право выбора вопроса по своему желанию. Эти вопросы могут быть одной группы, или из разных групп, в зависимости от уровня подготовленности учащихся. Таблица позволяет учащимся самим принимать решение, таким образом, они пополняют свой капитал, принимая самостоятельное решение. Таким образом не происходит нажима со стороны ведущего игры, участники могут, используя вопросы меньшей стоимости увеличить свой капитал, не получая штрафных очков.

См. Таблицу 1.

Таблица 1

Номер вопроса Стоимость вопроса Стоимость вопроса Стоимость вопроса
1 вопрос 50 рублей 100 рублей 150 рублей
2 вопрос 50 рублей 100 рублей 150 рублей
3 вопрос 50 рублей 100 рублей 150 рублей
4 вопрос 50 рублей 100 рублей 150 рублей
5 вопрос 50 рублей 100 рублей 150 рублей
6 вопрос 50 рублей 100 рублей 150 рублей
7 вопрос 50 рублей 100 рублей 150 рублей
8 вопрос 50 рублей 100 рублей 150 рублей
9 вопрос 50 рублей 100 рублей 150 рублей
10 вопрос 50 рублей 100 рублей 150 рублей

Задания.

Таблица 2.

Стоимость заданий 50 рублей.
1 Какое число делится без остатка на любое целое число, отличное от нуля? Ответ: это нуль.
2 Найти число, которое больше 4 в 25 раз. Ответ: 100.
3 Найдите число, одна треть которого равна 13. Ответ: 39.
4 В каком случае произведение всегда равно нулю? Ответ: если один из множителей нуль.
5 Используя все девять цифр и 0 (каждую из которых можно применять только один раз), запишите возможно меньшее число. Ответ: 1023456789
6 К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? Ответ: в 11 раз.
7 Сумма трех чисел равна их произведению. Эти числа различные и однозначные. Найдите эти числа. Ответ: 1; 2;3.
8 Петух, стоя на одной ноге весит 4 кг. Сколько весит петух, стоя на двух ногах? Ответ: 4 килограмма.
9 Что легче: пуд соли или пуд железа? Ответ: вес одинаковый.
10 Шла старушка в Москву, а навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву? Ответ: один человек, старушка.

Таблица 3.

Стоимость заданий 100 рублей.
1 Спутник Земли делает один оборот вокруг Земли за 1 ч 40 мин, а второй оборот за 100 мин. Как это получается? Ответ: 1 ч 40 мин = 100 мин.
2 На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось, и на 20-й день заросло все озеро. На какой день заросла половина озера? Ответ: на 19-й день
3 На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? Ответ: 50 пальцев.
4 Двое играли в шашки четыре часа. Сколько часов играл каждый из них? Ответ: 4 часа.
5 Экипаж, запряженный тройкой лошадей, проехал за один час 15 км. С какой скоростью бежала каждая лошадь? Ответ: 15 километров в час.
6 Из трех одинаковых по виду колец одно несколько легче других. Как найти его одним взвешиванием на чашечных весах? Ответ: Кладем два кольца на весы. Если весы в равновесии, то оставшееся кольцо более легкое; если же одно кольцо перевесило, то одно из двух, лежащих на весах легче.
7 Когда сутки короче: зимой или летом? Ответ: Сутки всегда и везде длятся одно и то же время - 24 часа.
8 Профессор лег спать в 10 часов вечера, а будильник поставил на 11 часов. Сколько времени спал профессор? Ответ: профессор спал 1 час.
9 Когда мы смотрим на цифру 3, а говорим 15? Ответ: Глядя на часы, мы говорим "15 минут четвертого"
10 С помощью чисел 1,2,3,4,5,6,7,8,9, не меняя их порядка и используя 3 раза знак "+" или 3 раза знак " - " (можно вперемежку, но чтобы было только 3 знака), получить число 100. Ответ: 123 - 45 -67 + 89 = 100.

Таблица 4.

Стоимость заданий 150 рублей.
1 Может ли быть в одном месяце пять воскресений? Ответ: Да, может. Если на первое воскресение выпадает 1,2 или 3число.

Например: 1;8;15;22;29

2;9;16;23;30 3;10;17;24;31.

2 Сколько разных чисел можно получить, переставляя цифры числа 132. Ответ: 6 чисел. (132; 123;213;231;312;321)
3 Выписаны подряд все числа от 1 до 99. Сколько раз написана цифра 4? Ответ: цифра 4 написана 20 раз.
4 В некотором месяце три воскресения пришлись на четные числа. Какой день недели был 20-го числа этого месяца? Ответ: Воскресенья в одном месяце, чередуясь, выпадают на четные и нечетные числа, а так как три из них выпали на четные числа, то всего в этом месяце, было, пять воскресений, поэтому первое из них могло быть только 2-го числа, тогда 20-е число- четверг.
5 Напишите наименьшее десятизначное число, у которого все цифры различные. Ответ: это число - 1023456789.
6 Дано пять чисел: 199, 211, 398, 1002, 305. Наибольшее значение суммы двух из этих чисел равно. Ответ: 1400.
7 К числу справа приписали 6 и оно увеличилось в 13 раз. Какое это число? Ответ: это число 2. (26 в 13 раз больше 2)
8 Сумма двух целых чисел нечетна. Четно или нечетно их произведение? Ответ: Если сумма двух чисел нечетна, то одно из них нечетно, а другое - четно. Значит их произведение четно.
9 Какие два целых числа, если их сложить, дают больше, чем, если их перемножить? Ответ: Любое число при сложении с единицей дает в сумме больше, чем при умножении числа на единицу.
10 У двузначного числа n цифра десятков в два раза больше, чем цифра единиц. Будет ли число без остатка делиться на два, на пять, на три. Ответ: Если цифра единиц в два раза меньше цифры десятков, то их сумма будет кратна 3, т.е. число будет делиться на три.