Словообразование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -чик-, -ик-, -к-, -ок-

Разделы: Начальная школа


На отдельные занятия выносится изучение словообразовательной модели определенной части речи, например, образование притяжательных прилагательных с помощью суффикса -ов-. В течение занятий по данной теме школьники учатся образовывать новые слова с опорой на модель. В данном случае модель будет выглядеть следующим образом ( по книге С.И. Львовой [3] ) .

К этой модели подходят слова ежовый, слоновый, моржовый и т.д.

Кроме того, ученики учатся связывать одноструктурные слова с определенным значением. В приведенном примере суффикс -ов- имеет значение притяжательности, принадлежности кому-либо, все прилагательные кроме основного вопроса могут отвечать на вопрос “чей”.

Также у учащихся формируется умение находить слова одной структуры в предложениях, тексте; грамотно употреблять их в самостоятельной устной и письменной речи.

Организованная таким образом работа способствует пополнению активного и пассивного словаря учащихся, расширению потенциального словарного запаса, расширению словообразовательного кругозора, накоплению словообразовательных средств, помогающих пользоваться дериватами [2].

Вашему вниманию предлагается конспект логопедического занятия с учащимися 3 класса, целью которого является закрепление навыков работы с несколькими словообразовательными моделями имен существительных, имеющих значение уменьшительности.

В словообразовательных моделях, предложенных С.И. Львовой, мы использовали цветовое обозначение морфем: красным цветом обозначается корень, синим - суффикс, зеленым - окончание; кроме того на своих занятиях мы пользуемся словариками “Строение слов” и “Запомни корни” (смотри описание принципа построения словарей в книге С.И. Львовой)

Конспект группового логопедического занятия в 3 классе для учащихся с ОНР III-IV уровня .

Тема: Словообразование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -чик-, -ик-, -к-, -ок-. Закрепление материала.

Цель: закреплять навыки словообразования имен существительных с помощью суффиксов уменьшительности.

Задачи:

  • образовательные:
    • закреплять навыки словообразования имен существительных,
    • обогащать словарь учащихся названиями предметов, объединенных общим словообразующим элементом;
  • развивающие:
    • развивать навыки распознавания и понимания суффиксальных дериватов, умение осуществлять морфемный анализ слов, письмо слов по морфемам,
    • развивать умение находить слова одинаковой словообразовательной модели в предложениях,
    • закреплять правописание имен существительных данной категории;
  • коррекционные:
    • развивать умение планировать свою деятельность,
    • развивать произвольное внимание, зрительную память и восприятие,
    • развивать словесно-логическое мышление;
  • воспитательные:
    • воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи, поддержки, умение работать в группе по установленным правилам.

Оборудование: карточки-игры “Прыжки” Зак А.З., карточки для заполнения со словообразовательными моделями, словарики учащихся “Строение слов”.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

1. Упражнение для развития слухомоторной координации, повторение серии хлопков.
2. Выполнение игровых заданий А.З.Зак “Прыжки”[1].

Цель упражнения: развитие способности планировать и осуществлять действия в мысленном плане, по представлению.

Самооценка выполненной работы, выставление баллов в индивидуальную карту.

II. Объявление новой темы

1. На доске записаны слова, учащимся предлагается исправить ошибки в употреблении суффиксов

кастрюлика
синячок
конвертчик
веерок
кинжальчик
белик

Учащиеся выходят к доске и исправляют ошибки.

- Что общего между словами, записанными на доске? (Это имена существительные; это имена существительные, которые обозначают маленький предмет.)

- Посмотрите на стенд “Состав слова” как образуются названия маленьких предметов? (C помощью суффиксов -ик-, -чик-, -ок-, -к-.)

2. Игра в мяч

Один ученик выходит к доске и с помощью конструктора создает любую модель слова, кидает мяч кому-то из детей, ученик, получивший мяч, называет имя существительное, подходящее к этой модели и т.д.

Например, модель: -к-а ответы: тетрадка, лошадка и т.д.

- Назовите тему сегодняшнего занятия?

III. Закрепление пройденного материала

1. На доске записаны предложения:

  • У меня полевой цветок с синей головкой.(2)
  • В желтеньком улье пчелки уснули. (1)
  • Ваня быстро вырвал листок из тетрадки. (2)
  • Маленькая Вера калачика захотела. (1)
  • Мала птичка, да коготок остер. (2)
  • Мой мячик я нашла под старым диванчиком. (2)

Учащимся предлагается найти в предложениях имена существительные, которые обозначают маленькие предметы, в скобках после каждого предложения указано, сколько слов надо в нем найти.
Найденные слова ученики должны записывать на карточку под соответствующую словообразовательную модель, деля слово на морфемы. По знаку учителя дети по кругу обмениваются карточками и продолжают заполнение ее недостающими словами.

Карточки для заполнения учащимися (по количеству учеников в группе):

2. Коллективная проверка выполненного задания

3. Ученики получают свои словарики “Строение слов”, открывают группу одноструктурных слов с суффиксом -чик-, читают корни, которые записаны под моделью, дописывают корень со своей карточки, если его в словарике нет. Точно также проверяются остальные модели.
Образец записи в словарике ученика:

IV. Итог занятия, оценка учащихся

- Какая тема была на занятии?

- Что делали?

- Какие задания понравились больше всего?

- Оцени свою работу на занятии.

Используемая литература:

1. Зак А.З. Интеллектика. 1-й класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-Центр, 2002.

2. Зикеев А.Г. Специальная педагогика. Развитие речи учащихся. М.: Академия, 2005.

3. Львова С.И. Начальная школа. Работа над составом слова на уроках русского языка. М.: Русское слово, 2001.