Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Изменение имён прилагательных по родам"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели:

  1. Формировать умения изменять имена прилагательные по родам и правильно писать родовые окончания имён прилагательных.
  2. Развивать умения сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы.
  3. Воспитывать интерес к предмету, аккуратность при выполнении письменных работ.

Оборудование: предметные картинки для словарного диктанта.

Ход урока

I. Словарная работа

Сегодня напишем картинный диктант.

Малина, молоко, портрет, яблоко, сахар, платок.

- К какой части речи относятся записанные слова? Почему?

- На какие группы их можно разделить? Назовите эти группы.

а) с безударной гласной А и с безударной гласной О,
б) двусложные и трёхсложные слова,
в) слова, с ударением на 1-м, 2-м и 3-м слоге,
г) по родам.

- Составьте предложение со словом малина. (В саду созрела вкусная малина. )

- Разберите предложение по членам предложения и частям речи.

- Из данного предложения выделите словосочетание сущ. + прил.

II. Новый материал

Сегодня на уроке мы будем учиться определять род имён прилагательных и правильно писать родовые окончания имен прилагательных.

1. На доске сделана запись:

Лес большая зимняя
Дорога большое зимнее
Озеро большой зимний еловый

- Прочитайте слова первого столбика. Какой частью речи они являются? Почему?

- Прочитайте слова второго столбика. Какой частью речи они являются? Почему?

- Подберите к существительным соответствующие имена прилагательные. Задайте к ним вопрос.

Лес (какой?) большой зимний еловый (работают у доски)

- Запишите словосочетание. Выделите окончания в вопросе и прилагательных.

- Какого рода существительное лес?

- Какого рода будут имена прилагательные? Почему?

дорога (какая?) большая зимняя

Запишите словосочетание. Выделите окончания в вопросе и прилагательных.

- Какого рода существительное дорога?

- Какого рода будут имена прилагательные? Почему?

озеро (какое?) большое зимнее

Запишите словосочетание. Выделите окончания в вопросе и прилагательных.

- Какого рода существительное озеро?

- Какого рода будут имена прилагательные? Почему?

- Как же можно определить род имени прилагательного?

2. Прочитайте группы слов:

лето, летний;

белая, белизна, белеет;

смех, смешное, рассмешил.

- Как называются слова каждой группы? Почему?

- Назовите имена прилагательные. (летний, белая, смешное)

- Запишите эти прилагательные в три столбика по родам. (у доски)

- Измените прилагательное летний по родам, затем белая, смешное.

- Сформулируйте вывод по следующему плану: (план записан на доске)

  1. Как изменяются имена прилагательные?
  2. Как определяется род имени прилагательного?
  3. На какой вопрос отвечают и какие окончания имеют прилагательные мужского рода, женского рода, среднего рода?

- Попытайтесь составить схему по теме урока “Изменение имён прилагательных по родам”, заполнив пустые “окошечки”.

В ходе работы на доске появляется схема:

Физминутка

III. Закрепление пройденного

1. Прочитайте словосочетания и объясните пропущенные орфограммы.

Б…рёзов…рощ. . , одн. . летн… растение, в. . сточный в. . тер, в. . сенн. . п. . года, ов…щной м. . газин, ст…личн. . м. . тро, ф…вральск. . праз. . ник.

Задание выполняется по рядам:

1 ряд выписывает словосочетания, в которых имена прилагательные употреблены в ж. р.

2 ряд – в м. р. , 3 ряд – в с. р.

2. Прочитайте, выделяя каждое предложение

Дует ветерок светит солнышко льётся песня

- Объясните, сколько здесь предложений, какие это предложения по составу.

- Распространите эти предложения, используя прилагательные звонкая, ласковое, тёплый.

- Запишите распространённые предложения.

- Укажите род и число каждого прилагательного.

III. Итог урока

- Как изменяются имена прилагательные?

- На какие вопросы они отвечают?

- Какие родовые окончания имеют?

- Спасибо за урок, благодарю за хорошую работу.

IV. Домашнее задание

С. 110, упр. 19.