Интегрированный урок по теме: "Пространства России во взглядах географов и в произведениях литераторов"

Разделы: Литература


Девиз урока.

“Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы.

А человеку нужна Родина.”

М.Пришвин.

Цели.

  1. Закрепление и обобщение пройденного материала по литературе и географии о родном крае.
  2. Развитие навыков связной речи учащихся.
  3. Продолжение воспитания патриотичных чувств.
  4. Экологическая направленность.

Оборудование.

  1. Рисунки, отражающие взгляд учащихся на родной край.
  2. Выставка книг с России.
  3. Видеоматериал.
  4. Аудиоматериал.

1. Оргмомент.

Сообщение целей и задач урока.

Вступительное слово учителя.

Сегодня на нашей литературо-географической конференции присутствуют литераторы и географы, которые расскажут о пространствах России и выразят свои взгляды в произведениях литературы о Родине.

Географ (ученик).

Один из наших далёких предков, летописец XIII в. в “Слове о погибели русской земли” писал:

Чтение отрывка.

2. Основная часть

Литератор. Звучит стихотворение Н. Рубцова.

Русь моя, люблю твои берёзы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.

Танец “Берёза”. “Отчего так в России берёзы шумят…”

Литератор. Отрывок из стихотворения Твардовского “Родина” (1-е четверостишие)

Учитель географии.

Издавна Россию делили на пространства:

Русская равнина, Урал, Сибирь, Дальний Восток.

Об одном из них расскажет географ.

Географ.

I. Волга

Река Волга в сознании каждого русского человека – символ России, неотъемлемая часть её богатейшей истории и культуры.

Каждому россиянину она известна по песням о Степане Разине, по

Репинским “Бурлакам на Волге”, по стихотворению Некрасова “На Волге”.

Учитель литературы.

Как вы уже слышали, эта река никого не может оставить равнодушным.

Не только Некрасов, но и А. Островский и др. поэты и писатели показывают её в своих произведениях. В наше время трудно сыскать человека, который не знал бы слова: “Из далека – долга течёт река Волга.”

Вот так пишет о великой русской реке Некрасов.

Чтение отрывка из стихотворения “На Волге.”

А Кулигин из “Грозы” восхищается: “Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и всё наглядеться не могу.”

Учитель географии.

Такой Волга выглядела во 2-й половине XIX в. А сейчас…

Географ.

На Волге и её притоке Каме построена электростанция, сооружено водохранилище. Целые рукотворные моря. Благодаря им, удалось покончить с разливами и наводнениями, сделать реку судоходной почти на всём протяжении в течение года. Водохранилище позволило оросить многие засушливые земли. В 1952 г. Волгу соединили с Доном.

Учитель географии. Вывод о хозяйственном назначении Волги.

Учитель географии.

II. Урал

Урал расположен на стыке 2-х частей света: Европы и Азии – крупнейших структур земли, крупных регионных бассейнов.

Географ.

Уральские горы – это старые, разрушенные горы. Старыми являются

Породы, слагающие их. Сам же рельеф – это результат тектонических поднятий. Первые Уральские горы были разрушены, размыты, и на поверхности оказались сказочные богатства разных полезных ископаемых и драгоценных минералов.

Учитель литературы.

Не случайно это богатство описано в сказах П.П. Бажова.

Чтение отрывка из сказа “Каменный цветок.”

Учитель литературы.

Со времён Бажова прошло около 100 лет, но и сегодня Урал не утратил своё значение в обработке драгоценных камней. Они являются предметом украшения для современных модниц.

Показ изделий из самоцветов Урала.

III. Сибирь.

Географ.

“Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном”.

Ранее Сибирь – это место ссылок и тюрем. А что сейчас представляет она?

Сибирь – это самая крупная природная область на Земном шаре. Она отличается суровым климатом и распространением многолетней мерзлоты.

Наиболее типичны здесь ландшафты хвойных лесов – Сибирская тайга.

В Сибири находятся большие запасы полезных ископаемых, воды, леса.

Но как всё это сохранить?

Учитель литературы.

Да, современные писатели и поэты бьют в колокол тревоги по поводу экологического состояния этого огромного края.

Чтение отрывка из произведения В.Астафьева “Царь – рыба.”

Учитель географии.

IV. Байкал.

Помимо природных ресурсов тайги в Сибири есть и водные ресурсы.

Она представлены реками: Обь, Енисей, Лена. Но жемчужиной этих мест является озеро Байкал.

Учитель географии.

В глубине континента, в глубокой котловине, окаймлённой горными хребтами, раскинулось уникальное творение природы – глубочайшее озеро в мире - Байкал.

“Славное море – священный Байкал”, - поётся в песне. Морем его назвали русские первооткрыватели, вышедшие к его берегам ещё в 1-й половине XVII в. Современное название “Байкал” получилось от тюрксих слов “бай” и “куль” - “богатое озеро” или “озеро озёр”.

О его особенностях расскажут географы.

Географ.

Действительно, Байкал по своим размерам может соперничать и с некоторыми морями…

Сообщение о размерах озера и другие географические сведения.

Географ.

Вода Байкала очень прозрачня и чистая. Он собирает свои воды с большой территории, покрытой лесами. Здесь достаточно осадков…

Сообщение о климате в регионе. Флоре и фауне озера.

Учитель литературы.

Озеро настолько любимо людьми, живущими в его окрестностях, что о нём сложено много легенд и сказаний.

Вот одна из них.

Литератор.

Легенда об озере Байкал.

Показ видеофильма о Байкале.

Учитель географии.

Вот мы и на востоке нашей страны.

Отрывок из видеофильма “Сказание о Земле Сибирской.”

Учитель географии.

V. Тихий океан.

Последняя остановка на пространствах России – Дальний Восток.

Русские землепроходцы вышли к Дальнему Востоку в начале XVII в.

В 1638 г. путешественники достигли побережья Охотского моря.

Географ.

Дальний Восток – самый большой по территории и самый контрастный среди районов Российской Федерации.

На юге Приморья растут виноград и женьшень, возделывается рис, водятся тигры, а на островах Северного Ледовитого океана находится ледяная зона и обитают белые медведи…

Учитель литературы.

О Дальнем Востоке написано также немало произведений. В поле зрения авторов не только природа этого края, но и жизнь людей, происходящие там события.

Например писатель А. Фадеев в романе “Разгром” рассказываем о партизанской войне в Приморье в 1919 году.

Учитель литературы.

VI. Малая родина.

Но на огромных пространствах России находится уголок, милый нашему сердцу, - это наша малая родина – Серебряные Пруды.

Она также воспета в произведениях, правда, наших односельчан.

Чтение стихотворений о поселке, местных поэтов.

Прослушайте “Серебрянопрудский вальс”. Его слова и музыка – результат совместной работы В. Егорова и Е. Моторкиной, учителей нашего района.

А также просмотрите видеофильм о родных местах.

Отрадно, что многие из вас также не оставили Серебряные Пруды без внимания. Познакомьте нас со своими стихотворениями.

Чтение стихотворений учащихся.

3. Заключительная часть.

Подведение итогов урока.

Выставление отметок.