Модель городского Совета старшеклассников

Разделы: Внеклассная работа


Сегодня очень важно научить юное поколение самостоятельно думать, решать, действовать и чувствовать ответственность за себя и других, за честь своего коллектива. Задача социального становления подростков стала особенно важна для современного общества. Именно молодые люди должны готовить себя к новым социальным отношениям, учиться умению преодолевать и разрешать конфликты в обществе, приносить объективную пользу обществу, утверждать идеи мира, добра и справедливости, самосовершенствоваться и саморазвиваться.

Формирование лидеров в обществе – не стихийный процесс, его можно и нужно организовать в процессе обучения и воспитания.

Важно, чтобы сегодняшние подростки – будущие лидеры ХХI века, которые станут управлять государством на разных уровнях, - владели демократической культурой личности, формами эффективной организации и управления, разрешения конфликтов, отличались умением общаться и другими качествами, необходимыми для успешного развития общества и государства. Сегодня, пытаясь реализовать демократическую основу воспитания молодежи, мы считаем, что по своей сути и содержанию общественное движение, ученическое самоуправление, социально-полезная, общественная деятельность – сферы, благоприятные для осуществления этих целей.

В связи с этим значительно возрастает роль органов самоуправления учащихся, общественной самодеятельности, организаций и объединений, направленных на создание условий для социализации подростков. Среди этих общественных институтов особое место занимает ученическое самоуправление.

Ученическое самоуправление – это предоставление возможности учащимся самим планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить разного рода мероприятия и дела, которые им интересны.

Городской совет старшеклассников г. Нижнекамска объединяет советы старшеклассников 37 общеобразовательных школ города Нижнекамска, 6 профессиональных лицеев и одного реабилитационного центра “Надежда”. Действует Совет в городе Нижнекамске уже 10 лет, с 1995 года.

Городской Совет старшеклассников стремится поддерживать высокий уровень развития реальных самодеятельных начал: старшеклассники сами определяют, как им жить и чем заниматься; сами организуют свою жизнь от постановки задач до подведения итогов.

Первоначально Совет задумывался как представительный орган, представляющий интересы школьных советов старшеклассников на городском уровне и координирующий их работу. Но постепенно возникла потребность расширить сферу деятельности Совета, потому что в каждой школе города Нижнекамска существует своя детская общественная организация. С одной стороны в условиях недостаточного внимания государства к общественному движению детей в школах стал падать уровень работы детских общественных объединений. С другой стороны программы детских общественных организаций, которые реализуются в школах города (“Содружество”, “Союз наследников Татарстана”) не охватывали старшие классы. Для решения поставленных проблем было принято решение возложить на городской Совет старшеклассников полномочия по координации деятельности не только советов ученического самоуправления, но и детских организаций. Через Совет старшеклассников централизованно распространяется вся информация касающаяся городских и республиканских мероприятий. Это позволяет активизировать деятельность школьных советов и подключить старшеклассников к активной вожатской и кураторской работе с детскими организациями в школах.

В последнее время роль городского Совета повышается, расширяется сфера его деятельности, а сама структура и принципы деятельности остаются неизменными. Модель прошла испытание временем, доказав свою целесообразность.

Цель:

  • активизация и развитие детского общественного движения в городе;
  • создание условий для саморазвития и самоопределения детей и организаций, включая их в социально-значимые отношения.

Задачи:

  • формирование у учащихся демократической культуры, гражданской позиции;
  • повышение эффективности деятельности школьных Советов старшеклассников и детских общественных организаций;
  • стимулирование интереса руководителей детских организаций к решению значимых проблем общества.

Описание модели

“Городской совет старшеклассников”

В рамках своей деятельности городской Совет старшеклассников взаимодействует с большим количеством учреждений и организаций города Нижнекамска. Субъектов взаимодействия можно условно разделить на две группы. Первая группа – это учреждения и образования, с которыми Совет старшеклассников города взаимодействует в рамках решения поставленных задач и реализации проектов. Вторая группа – это непосредственные участники деятельности Городского Совета старшеклассников.

Городское управление образования и управление по делам молодежи являются учредителями городского Совета старшеклассников.

Городское управление образованием выступает в роли куратора деятельности Совета. Совместно с Начальником ГУО МО РТ на встречах Совет решает насущные вопросы, возникающие у подростков, касающиеся их школьной жизни. По результатам этих встреч выпускается информационный бюллетень, по которому все учащиеся школ города могут ознакомиться с решениями принятыми в встрече с руководителем ГУО.

Через управление по делам молодежи ведется финансирование конкурсов и проектов городского Совета, а также, осуществляется взаимодействие с городским Советом студентов.

В Центре детского творчества им И. Х. Садыкова в отделе по работе со старшеклассниками и детскими организациями осуществляется методическое обеспечение деятельности городского совета старшеклассников и деятельности детских общественных организаций.

Центр социального обслуживания населения города Нижнекамска и Нижнекамского района, Центр социальной помощи “Веста”, приют “Балкыш”, Совет ветеранов выступают чаще всего в качестве социальных заказчиков акций, проводимых Советом в городе.

С городскими средствами массовой информации Совет взаимодействует с целью освещения своей деятельности в городе и работы советов самоуправления в школах.

С музеем народного образования городской совет старшеклассников начал свое взаимодействие сравнительно недавно. В 2005 году по инициативе ГСС была объявлена акция по созданию музея истории пионерского движения в городе, постепенно стали собирать исторический материал не только о пионерии, но и об истории возникновения современного детского общественного движения.

Представители школьных советов в городском Совете старшеклассников выполняют следующие функции:

  1. Информационная – представители школ передают информацию от городского Совета и знакомят старшеклассников школы с городскими событиями;
  2. Представительная – представители школьных советов старшеклассников представляют интересы своей школы на городском уровне и информируют городской Совет о внутришкольной деятельности старшеклассников;
  3. Проектная – создают проекты и разрабатывают мероприятия городского уровня для старшеклассников;
  4. Исполнительную – организуют выполнение школьным Советом заданий и проектов Городского Совета старшеклассников.
  5. Координирующую – контролируют качество выполнения работы первичных объединений старшеклассников школы. Совместно со школьным Советом продумывают механизм организации поощрения ГСС школьных активистов Городским Советом старшеклассников.

Направления работы городского совета Старшеклассников

1. Выявление и обучение лидеров ученического самоуправления.

Для активистов ученического самоуправления школ города проводятся обучающие семинары в течение года. На занятиях ребята изучают стили управления, приемы организации дела, как анализировать проведенные мероприятия, как организовать не только своих соратников, но и себя в первую очередь. Ежегодный трехдневный семинар на осенних каникулах “Школа лидера”; ежегодная летняя профильная смена “Школа лидера”. На семинарах и сменах старшеклассники действуют в таких условиях, в которых победить можно только в команде, проявляя инициативу, где общий успех зависит от каждого члена команды. В программе “Школы лидера” органично сплетены обучающий и игровой моменты. Ребята в игровых мероприятиях закрепляют полученный на занятиях материал. Параллельно с обучением проходит выявление и привлечение новых лидеров среди старшеклассников. При проведении семинара на осенних каникулах “Школа лидера 2004” впервые ребята из ГСС выполняли обязанности вожатых и взяли на себя проведение всех мероприятий и занятий в школе лидера. Эти ребята проходили специальную подготовку в Совете в течение года и только после этого были привлечены к проведению мероприятий в “Школе лидера”. Уже 4 года семинар и профильная смена “Школа лидера” проходят в стенах ЦДТ им И. Х. Садыкова. Но в 2005 году впервые была организована и проведена вторая профильная смена “Школа лидера” в палаточном лагере на правом берегу реки Кама. В программу палаточного лагеря “Школа лидера” органично была вплетена часть программы клуба самодеятельной песни “Ночной костер” и сделано это было не случайно, вспоминая пионерское прошлое, положительным опытом выступают некоторые традиции, которые незаслуженно забываются такие как “Орлятский круг”, песни у костра. Песни под гитару всегда объединяли подростков, и нам кажется, что включение в программу обучение игре на гитаре активистов положительно повлияет на развитие их лидерских способностей. В рамках программы палаточного лагеря ведется работа по патриотическому воспитанию, по пропаганде здорового образа жизни, воспитанию нравственности и привлечению в ряды активистов детского движения новых ребят.

В программе широко используется прием обучение ребенка ребенком.

Активисты городского Совета старшеклассников прошедшие обучение и имеющие опыт работы с в ГСС не менее года проводят мастер-классы, конспекты которых они защищают предварительно в мае:

  • Мастер-класс “Составление компьютерной презентации объединения” - министр печати ГСС Гаврилов Алексей;
  • Мастер-класс “Игротека” - Сотрудник министерства культуры Логинов Виталий
  • Мастер-класс “Проведение линейки, Вынос знамени” - Гиниятов Роберт;
  • Мастер-класс “Пресс-центр актива” - сотрудник министерства печати Ларионов Алексей.

Для реализации поставленных задач в программу включены встречи с представителями молодежных общественных объединений: “Форт-пост”, Лига КВН, молодежное общественное объединение “Союз студентов” молодежная биржа труда и др.

Ведущей идеей содержания работы “Школа лидера” является приобретение старшеклассниками умений организовать дело в рамках школьного самоуправления: умение планировать, координировать, прослеживать результаты, анализировать, умение взаимодействовать с другими детскими организациями и объединениями, и т. д. В 2005-2006 уч г. у ребят впервые прошли экзамены.

В 2004-2005 учебном году городским Советом старшеклассников совместно с детско-юношеским пресс-центром “Бегемот ТV” был организован зимний лагерь для юных журналистов “Юнпресс-2004”, который проходил на базе 31 школы. В течение пяти дней ребята учились писать материалы в газету, снимали телевизионные ролики, которые затем монтировали в студии, проводились развлекательные мероприятия и деловые игры. Лагерь для юных журналистов “Юнпресс” при сотрудничестве ГСС и “Бегемот ТV” проводится уже второй год, это направление мы считаем перспективным и будем его развивать.

Работа по проведению профильных смен это не только обучение определенным навыкам, через этот вид деятельности мы стараемся развивать детское движение в городе.

2. Работа по повышению социальной активности старшеклассников.

Отдельно хотелось бы сказать о мероприятиях социальной направленности. Благотворительным сбором вещей ГСС занимался ежегодно в течение многих лет, но за последний год деятельности можно выделить целый пласт работы, направленной на развитие социальной активности подростков.

Традиционная благотворительные акция для приюта “Балкыш”, детского дома, центра “Веста”, РЦ “Надежда”. Это не только сбор вещей, но и визиты с праздничными и игровыми программами, которые ребята готовят сами. В рамках проведение акции “Вместе теплее” в 2003-2004 году старшеклассники ГСС подружились с ребятами из РЦ “Надежда” что дало хорошие результаты. В 2004-2005 году актив детской организации РЦ “Надежда” полностью влился в плановую работу ГСС, их представители на равных с остальными подростками участвовали в работе учебного семинара “Школа лидера” и в зимнем лагере “Юнпресс”, а так же приняли участие практически во всех конкурсах и акциях, которые объявлял ГСС. Кроме этого, ребята из РЦ “Надежда” выступили с предложением в рамках акции “Вместе теплее” организовать визит в приют для детей с ограниченными возможностями здоровья поселка Верхние Челны. Благодаря совместной работе ГСС и актива, РЦ “Надежда”, в апреле ГСС принял участие во всероссийской добровольческой акции “Весенняя неделя добра”. В рамках этой акции члены ГСС обошли 150 инвалидов с приглашениями на развлекательное мероприятие и организовали совместный концерт с РЦ “Надежда” для детского дома. По решению городского Совета проведение “Весенней недели добра” стало традиционным.

Но на акциях городской Совет останавливаться не хотел, и поэтому в 2004 году стартовал конкурс социальных проектов. Каждая школа выбрала для себя социальный проект, в котором будет решаться какая-либо социально значимая проблема: это и благоустройство микрорайона, и шефство над приютом “Балкыш”, и многое другое. Социальный проект это очень хорошая возможность сплотить для благоустройства свое города детей, педагогов, родителей и городские службы. Результаты конкурса будут подводиться ежегодно в декабре.

Не оставляют активисты без внимания и акции республиканского масштаба. В честь 60-летия Победы в Великой Отечественной Войне в сентябре была объявлена акция “60 добрых дел”. В рамках этой акции в школах была проделана огромная работа. Добрые дела были очень разнообразны: ветеранам делали ремонт, помогали по дому, организовывали встречи, создавали альбомы о ветеранах своей школы. Мы внесли посильный вклад в закладку “Аллеи поколений”, и теперь, посаженные активистами ГСС, деревья растут под мирным небом, которое завоевали наши ветераны.

3. Научно-исследовательская работа

Одно из новых направлений, которое осваивает ГСС, это научно-исследовательская работа. В 2003-2004 году ГСС впервые участвовал в городской научно-практической конференции со своим исследованием на тему: “Самореализация личности подростка в условиях детского самоуправления” и получил дипломы первой степени за свою работу. В 2004-2005 ГСС продолжил свою работу над этой темой и выставил результаты двухгодичного исследования на региональной научно-практической конференции им С. С. Молодцова, где завоевал третье место. На нашу работу обратили внимание преподаватели Вузов города Нижнекамска и пригласили принять участие в научно-практической конференции студентов, где наша работа была награждена дипломом первой степени.

Научно-исследовательская работа для ГСС оказалась очень полезной. В 2005-2006 г. подростки исследовали влияние нашей работы на развитие личности подростка, насколько оно эффективно, кроме научного интереса исследовательская работа являлась и является основой рекомендаций министерства образования по составлению перспективного плана на следующий год.

Исследования, диагностика своей работы позволяет воочию увидеть положительные и отрицательные тенденции, тем более если исследуют и анализируют сами старшеклассники.

4. Культурно-досуговая деятельность

Методисты и руководители ГСС считают, что культурный досуг это большая составляющая воспитательного процесса и недооценивать это нельзя. По этой причине досуговые мероприятия, которые проводит городской Совет имеют дополнительные цели.

Традиционные тематические дискотеки (“Новогодние пляски”, “День святого Валентина”) с одной стороны выполняют функцию контрольного среза умений и навыков Совета - как они освоили те знания, которые получили на занятиях учебы актива - а с другой стороны дискотеки проводятся для поощрения активистов школ города за хорошую работу. Вход на дискотеки строго по пригласительным.

Для выявления и развития творческих способностей старшеклассников традиционным мероприятием является танцевальное мероприятие “Стар-шоу” для старшеклассников. С 2004 года приемником “Стар-шоу” стал конкурс “Танц-пол”.

5. Информационно-просветительская работа

Одной из функций городского Совета старшеклассников является информирование учащихся школ города по актуальным и проблемным вопросам, а так же о событиях в общественной жизни города. Реализация информационной функции выполняет министерство печати городского Совета старшеклассников. Данное министерство курирует деятельность всех школьных пресс-центров и школьных газет.

Совместно с детско - юношеским пресс-центром “Бегемот TV” издается городская газета для старшеклассников “от 7 до 17”. На страницах газеты освещаются новости школ, обсуждаются проблемы старшеклассников, рассказывается о проектах городского Совета, информируется о деятельности школьных Советов ученического самоуправления. Данная газета не раз являлась победителем в республиканских и всероссийских конкурсах”Много изданий хороших и разных”.

Кроме этого, издается методическая литература по детскому движению и самоуправлению. Методическими разработками успешно пользуются не только педагоги-организаторы школ города, но и сами старшеклассники. Методической литературой, разработанной отделом по работе со старшеклассниками и детским организациями заинтересовались в министерстве образования республики Татарстан и запросили для размещения на образовательном портале в сети ИНТЕРНЕТ.

В рамках информационной деятельности министерство печати организует издание и распространение по школам информационной литературы, касающейся актуальных вопросов самоуправления, например “Информационный дайджест встречи с начальником городского управления образования Шакировым Р. М.”, “Примерное положение о деятельности Совета старшеклассников в условиях школы” и т. д.

6. Работа по развитию детского движения в городе

Детское движение это не только деятельность детских организаций, но и органов ученического самоуправления, поэтому в работе городского Совета мероприятия по развитию ученического самоуправления и работа с детским организациями объединены в одно направление.

Одним из самых значимых мероприятий по развитию детского движения является ежегодный конкурс “Смотр школьных активов”. Этот конкурс не только выявляет лучший актив года, но и позволяет увидеть тенденции развития школьного самоуправления в учебных заведениях города. Активы показывают свои достижения за год, говорят о традициях и мероприятиях своего актива, кроме этого проверяют знания, которые давались на учебных семинарах в течение года. И по результатам этих контрольных срезов можно судить о работе представителей школ в ГСС со своим активом.

На создание условий для проявления лидерских качеств направлены все мероприятия и акции, которые проводит городской Совет. Одним из основополагающих принципов, которыми руководствуется городском Совете старшеклассников, это максимальная инициатива и самостоятельность ребят при подготовке и проведении мероприятий. Сценарии пишут ребята сами, ведут мероприятия тоже сами. Педагоги выступают только кураторами. Так же взаимодействие со школьными активами, при организации мероприятий проходит не через вожатых или завучей, а через представителя от школы в Совете.

К этому направлению косвенно относится семинар для активистов школ города на осенних каникулах “Школа лидера” и профильная летняя смена “Школа лидера”, так как в программу включен блок занятий и мероприятий, направленных на знакомство с детскими организациями, на привлечение старшеклассников к работе в органах ученического самоуправления.

Работа с детскими организациями города Нижнекамска построена на проведении цикла традиционных мероприятий, рассчитанных на детей младшего и среднего возраста.

  1. Стартовая линейка – знакомство с приоритетами деятельности детских организаций и получение заданий для актива организации на учебный год.
  2. Городская учеба по специальностям – 1 раз в четверть представители активов детских организаций обучаются по специальностям входящим в программы детских организаций.
  3. Тематические мероприятия воспитательного характера – конкурсы посвященные знаменательным датам: “Путешествие в сказку” (Новый год), “Тропа к генералу” (День защитника), “Лучшие друзья, мамочка и я” (День матери).
  4. Конкурс школьных активов. Конкурс проходит в течение всего года в несколько этапов. Первый этап – документация, второй – активное участие в жизни города, результативность, третий – очный. Изюминка этого конкурса в том, что первые два этапа оценивает комиссия из состава городского Совета, а в очном конкурсе комиссия из членов ГСС присуждают свою номинацию и вручают грамоты ГСС лучшим активистам конкурса. Данное мероприятие позволяет оказать большое воздействие на повышение пристижа органов детского самоуправления.
  5. Итоговый смотр детских организаций – данное мероприятие проводится традиционно 19 мая как дань пионерским традициям, на этом мероприятии активы детских организаций показывают, как они освоили учебный материал “Городской учебы по специальностям”, отчитываются о выполнении заданий, выданных на “Стартовой линейке”. Проводится награждение лучших организаций и педагогов по итогам учебного года.

Представители городского Совета старшеклассников принимают участие во всех мероприятиях по развитию детского движения в городе как помощники, как старшие товарищи, показывая пример ребятам младшего и среднего звена. Городской Совет старшеклассников в течение года так же проходит обучение по плану и ребята, показавшие хорошие результаты и получившие хороший опыт работы в течение года допускаются до ведения мероприятий и учебных занятий для ребят среднего и младшего звена.

Информация о результативности городского Совета старшеклассников центра детского творчества им. И. Х. Садыкова города Нижнекамска за 2004-2006 год

  • Российский заочный конкурс “Восхождение к образу”, номинация “Золотое перо”, Маннанова Гульнара, министр печати, звание лауреата. (2004 г. )
  • 1 место на ІІІ городской научно-практической конференции учащихся, секция психология. (2004 г.)
  • Лучший участник профильной смены “Страна Бинилект-2004” Корчагина Светлана (2004 г.)
  • 3 место на региональной научно-практической конференции учащихся им С. С. Молодцова, секция психология-социология. Тема “Самореализация личности подростка в условиях детского самоуправления” (2005)
  • 1 место на студенческой региональной научно-практической конференции студентов “Профессиональные знания как фактор развития личности и общества” (2005 г. )
  • Почетная грамота за активное участие в региональном “Управленческом форуме” г. Наб. Челны (2005г.)
  • 1 место в городском конкурсе чтецов “Живи и помни день победы” (2005 г.)
  • Благодарственные письма городскому Совету старшеклассников города Нижнекамска от Детского дома за проведение юбилея и проведение концерта в рамках Всероссийской добровольческой акции “Весенняя неделя добра”, от Центра социальной помощи “Веста” за проведение благотворительной акции “Вместе теплее”, от школы- интернат в поселке Верхние Челны за проведение концертной и игровой программы в рамках благотворительной акции “Вместе теплее”.
  • Галеева Диана, министр культуры Городского Совета старшеклассников, 1-е место на Республиканском конкурсе лидеров детских и молодежных объединений “Лидер года 2005” в возрастной категории 14-16 лет.
  • Егоргов Андрей, премьер-министр Городского Совета старшеклассников, 3-е место на Республиканском конкурсе лидеров детских и молодежных объединений “Лидер года 2005”, в возрастной категории 16-18 лет.
  • 1-е место в республиканской научно-исследовательской конференции “Здоровье, нравственность”, февраль 2006.
  • Токалова Екатерина, президент городского Совета старшеклассников, 2-е место на Республиканском конкурсе лидеров детских и молодежных объединений “Лидер года 2006”, в возрастной категории 14-16 лет.
  • Токалова Екатерина, президент городского Совета старшеклассников участник Российского этапа конкурса “Лидер ХХI века”победитель в номинации “Ответственная позиция”
  • Шакиров Филлип, министр культуры городского Совета старшеклассников, 1-е место в городском конкурсе “Лидер года 2006” в номинации “Лидер детских организаций”
  • Гаврилов Алексей, министр печати городского Совета старшеклассников, ІІІ-е место в республиканском конкурсе компьютерных презентаций. (2006г.)