Страна поэзии. Система уроков по теме: "Лирика"

Разделы: Литература


Самыми важными уроками в 5 классе считаю уроки по теории литературы. Именно здесь формируются базовые знания о языке художественной литературы, о его изобразительно-выразительных средствах. Тайны писательского труда открываются постепенно, и хотелось бы, чтобы знания по теории литературы побуждали учащихся к самостоятельному литературному творчеству и вдумчивому чтению. Этому способствует система уроков по теме “Лирика”. Изучение тропов последовательно, методом погружения, позволяет использовать прием сравнения, а следовательно, достичь теоретического осмысления их сходства и различия.

Страна поэзии

Система уроков по теме “Лирика”.

Урок 1. Понятие об эпитете.

Оборудование: распечатанный текст стихотворения “Март” Б.Пастернака, картина И.Левитана “Март”(приложение).

ХОД УРОКА

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф.И.Тютчев

1. Вступительное слово учителя.

Звучит эпиграф.

- Эти строки Федора Ивановича Тютчева открывали большое стихотворение, напечатанное в “Современнике” в 1836 году, когда журнал издавал Пушкин. Тютчев резко противопоставлял людей, чутко слышащих природу и чуждых ей. Поэт говорил о таких глухих к природе людях с возмущением и сожалением.

Попробуйте написать, какие образы, мысли, чувства возникают у вас при слове “март”.

Может быть, слова и образы вам подскажет художник Исаак Левитан, который очень любил русскую весну. Своему другу из-за границы он писал: “Воображаю, какая прелесть у нас на Руси, реки разлились, оживает все…. Нет лучше страны, чем Россия!”

(Ученики работают в тетрадях, затем выборочно читаются работы)

- Послушайте ещё одно описание картины:

Вы заметили, как ярко светит солнце. Мир залит светом, и синие тени на снегу подчеркивают нежную золотистость этого света. Простор синего неба и яркость золотого света, не знающие границ, создают ощущение праздника весны, освобождения от скованности, оцепенения, мертвящего холода. Деревья у художника как будто радостно танцуют или летят к небу. И они не чувствуют своей наготы, не стыдятся, что они без листьев рядом с одетыми в зелень соснами. Весна в представлении Левитана - это мир без границ, и он ликует радостно, но без торжественных громов. Все просто, даже застенчиво в своей обыкновенности: и покосившееся от старости крыльцо, и лошадка с пустыми санями, и талая дорога. И сдержанность, застенчивость русской весны еще больше подчеркивает неодолимость радости, свободы, затаенной нежности этого ликования. Такой увидел весну художник Левитан.

- Чем отличаются описания?

Картина словно ожила. С помощью каких слов передается настроение, переливы цвета?

У этих слов есть особые названия – тропы, изобразительно-выразительные средства языка (олицетворения, эпитеты, метафоры, сравнения). Сегодня мы постараемся разгадать тайны эпитета и изучим его отличительные особенности.

2. Перед вами стихотворение Ф.И. Тютчева, где пропущены слова.

“Посоревнуйтесь” с поэтом. Какие слова помогут увидеть картину?

(Идет коллективное обсуждение предлагаемых учащимися эпитетов)

Весенние воды

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят
Бегут и будят (сонный) брег
Бегут и блещут и гласят...

Они гласят во все концы:
Весна идет, весна идет!
Мы (молодой) весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет!
И (тихих), теплых, майских дней
(Румяный), светлый хоровод
Толпится весело за ней.

- Эти слова обладают особой выразительной силой и называются эпитетами.

Объясните значение этого термина

Обобщение ответов в виде опорного конспекта.

Эпитет - художественное определение, чаще всего прилагательное Сравнение Метафора
Выделяет
  • свойства,
  • качества,
  • признаки
   
Передаёт
  • отношение
  • автора,
  • впечатление
   
Заражает настроением    
Создает образ    

Конечный результат работы с таблицей в Приложении 2

3. Выполнение заданий, закрепляющих знания об отличительных особенностях эпитетов.

А) Проследите, чем отличаются определения:

Золотые руки – золотое кольцо,

Радостный день – воскресный день,

Мохнатый лес – сосновый лес,

Шумный ручеек – шумный класс.

Отличать эпитеты от грамматических определений.

Б) Подберите эпитеты к словам: ….. конь, …… молодец, …… девица

- Почему вы легко справились с заданием?

Эти эпитеты встречаются в русских народных сказках и называются постоянными. Почему?

4. Подведение итогов.

Назовите секреты эпитета.

Какова роль эпитета в тексте?

5. Домашнее задание.

Ученики могут сами выбрать задание

А) Из стихотворных текстов, помещенных в учебнике, выберите эпитеты.

Отметьте особенности изображения природы.

Б) Подберите к данным существительным эпитеты: ручка, доска, окно. Прокомментируйте.

В) Выучите опорный конспект, проиллюстрировав его собственными примерами.

Урок 2. Понятие о сравнение и метафоре

1. Реализация домашнего задания. В зависимости от выбранного задания ученики образуют группы и выступают.

2. Сбор жизненных впечатлений о сравнении.

- С помощью каких слов можно передать журчание ручейка? (словно шепчется, как будто разговаривает)

- Журчание ручья сравниваем с речью человека. Дайте определение сравнению.

(Выслушивание мнений, создание опорного конспекта)

3. Сравнение помогает нам понять качества одного предмета через другой, более знакомый. Сравнение напрямую соотносит два явления и устанавливает между ними связь. Найдите сравнения в стихотворении Н.Заболоцского “Сентябрь”.

Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.

Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую,
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.

- Проследите, как меняется настроение. Какие чувства охватывают поэта в начале и в конце стихотворения?

- “Сыплет дождик большие горошины”. Какие ассоциации возникают?

- Слова употреблены не в прямом, а в переносном значении. Слово “перенос” по-гречески метафора.

- В чем разница между сравнением и метафорой?

Сравнение – есть слова “как”, “будто”, “словно”, сказано, что и с чем сравнивается: орешина “словно девушка”.

В метафоре служебное слово и один из элементов сравнения не названы, мы о нем только догадываемся. Поэтому метафору часто называют скрытым сравнением. Метафора короче сравнения. С её помощью поэт может в нескольких строчках о многом рассказать нам и даже дать представление о целой человеческой жизни.

- Назовите метафоры.

В чем выразительная сила метафоры? (Запись и осмысление опорного конспекта).

  • Подчеркивает самый существенный признак;
  • Создает индивидуальный образ;
  • Производит эмоциональный эффект;
  • Требует духовного усилия. Воображения, работы ума.

4. Коллективная работа с текстом стихотворения С.Есенина “Поет зима – аукает”

Назовите метафоры и заполните пропуски в стихотворении:

Поет зима - аукает.
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
...........в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
.............у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И..........все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная
В.......солнца, ясная
Красавица весна.

Проверьте, угадали ли вы слова, которые были у Есенина. Почему поэт выбрал именно эти слова:

плывут, прижались, злится, улыбках?

5. Итог урока.

- Какую метафору можно считать удачной?

Если создает настроение;

Если передает переживание, заражает им;

Если она помогает взглянуть на предмет по-новому.

- Что означает термин “изобразительно-выразительные средства языка”? (Изображают, рисуют словами картины жизни; передают отношение, чувства автора; создают настроение).

6. Домашнее задание.

А теперь подумайте, что в природе вы любите всего: лес, поле, деревья, облака или что-то другое? Попытайтесь рассказать об этом, употребляя метафоры и сравнения.

Подумайте, достаточно ли употребить сравнение, метафору, чтобы написанное стало поэзией.

Урок 3. Ритм и рифма.

1. Предлагаю начать урок с работы в группах. Группа выбирает самую удачную на их взгляд работу, комментируя, насколько удачно автор работы использовал художественно-изобразительные средства. Каким образом закрепляются знания по теории литературы, и проверяется уровень её усвоения.

2. - Почему ваши работы нельзя назвать поэзией? (Ребята высказывают свои мнения)

- Конечно, вы заметили, что в стихах есть своя мелодия, свой ритм, и создается он равномерным, как шум моря, чередованием ударных и безударных слогов.

Поставьте ударения и обозначьте в каждой строке стихотворения С.Есенина ударные (-) и безударные (U) слоги.

Что же получается? Прономеруйте ударные слоги.

U – U – U – U U 2, 4, 6
U – U – U – U U 2, 4, 6
U – U U U – 2, 6
U – U – U – U U 2, 4, 6
U – U – U – U U 2, 4, 6
U – U U U – 2, 6

Сочетание ударного слога с безударным называется стопой. Такой двусложный размер, в котором ударение падает на второй четный слог, называется ямбом, а если в двусложном размере ударение падает на первый нечетный слог, - это хорей.

Дайте определение ритму. (Ритм – это правильное чередование ударных и безударных слогов)

- Гармония стиха создается не только размером, но и совпадениями окончаний строк, рифмами. Строки будто аукаются, как эхо, повторяют друг друга, иногда чуть меняя звучание.

3. Прочитайте внимательно четверостишье. Восстановите по ритму авторский порядок слов:

Пропали ласточки,
А вчера с зарей
Все летали грачи
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.

4. Выводы.

5. Домашнее задание.

– Ф.И.Тютчев. “Есть в осени первоначальной…” Постройте развернутый ответ о художественно-изобразительных средствах, определите размер, особенности ритма, рифм в данном стихотворении.

- “Проба пера”.

Урок 4.

1. “Проба пера”. Выразительное чтение стихотворений собственного сочинения.

Ребята оценивают работы, называют наиболее удачные. ( см. Приложение)

2. Коллективная работа со стихотворением Ф.И.Тютчева “Есть в осени первоначальной…” по плану:

- Первоначальное впечатление, собственные наблюдения.

- Лексика. Художественно- изобразительные средства.

- Размер. Ритм.

- Личное впечатление от стихотворения.

3. Запись коллективной работы:

В стихотворении речь об осени – времени года с его приметами. “Первоначальный” - слово торжественное (церковно-славянское). У Тютчева эта пора “дивная”, “хрустальный” день “стоит”. День становится похож на хрустальную чашу. И такой “день” в единственном числе, по его мерке сделаны все остальные дни. “Лучезарные вечера”: “вечер” и “закат” слиты воедино. “Бодрый серп” - имеются в виду жницы. “Праздная” - ничем не занятая. “Льется лазурь” - воздух над полем кажется голубым и сливается с небом. Свет и прозрачность – как и покой, сквозные образы.

Стихотворение написано вольным ямбом, и разница между строками сглажена, что делает ритм гибким и менее четким.

Давайте подумаем, зачем Тютчеву писать об осени? Может быть, он хотел указать на что-то в человеческой судьбе?

Осень – старость, зима – смерть. Человек прожил жизнь и пожал её плоды. Теперь он спокоен и исполнен светлой печали. Самая ясная подсказка – паутина, то есть седина. Нет птичьего пения – прошла пора любви.

А что тогда значит свет, которым пронизан этот пейзаж? Почему вечера – лучезарны, а с неба льется лазурь?

Небо – Бог. Это Он дает свет и покой.

Приложение