Информационные технологии на уроках литературы. Тема урока: "Историческая повесть А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Разделы: Литература


Перед началом урока каждому ученику вручается буклет-приглашение в проект.

Урок начинается со вступительного слова учителя, в котором дается краткий комментарий об историческом событии 1773-1774 г. (восстание под предводительством Емельяна Пугачева) Просмотр материалов из диска “А.С.Пушкин в зеркале двух столетий”

Весь класс делится произвольно на 4 группы:

  • Группа историков
  • Группа исследователей
  • Группа литературоведов
  • Группа художников-портретистов

Каждая группа получает задания. На выполнение работы дается 1 месяц.

В помощь детям предлагаются дополнительные материалы (описание внешности Пугачева, статьи из энциклопедий, список литературы.

Заключительным этапом является контрольная работа, сочетающая несколько видов работ:

  1. Тест.
  2. Ответы на вопросы на знание текста.
  3. Работа с диском “А.С.Пушкин в зеркале двух столетий”:
  • Найти описание героев: Петр Андреевич Гринев, капитан Миронов, Савельич, Швабрин, Емельян Пугачев, Василиса Егоровна.
  • Прочитать главы.
  • Составить список терминов из текста и объяснить их.

Итог

Просмотр видео из диска “А.С.Пушкин в зеркале двух столетий”.

Проект по литературе (произведение А.С. Пушкина “Капитанская дочка”, 8 класс)

Основополагающий вопрос:

Литература – это объективное отражение жизни или вымысел, фантазия художника.

Дидактические цели проекта:

  • Расширение знаний восьмиклассников о роли художественного вымысла в воссоздании и раскрытии правды жизни;
  • Познание прошлого, увиденного глазами великого поэта;
  • Развитие умений школьников видеть и оценивать смысл и знание художественных деталей, портретных зарисовок, диалогов, композиции произведения в целом.

Методические задачи:

Изучение архивных документов;

  • Путешествие по местам восстание Пугачёва ( Казань, Оренбург);
  • Раскрытие образа Пугачёва в повести;
  • Историческая обоснованность и психологическая точность характеристики;
  • Пугачёв и его сподвижники;
  • Убедительность изображения противоречивого характера героя.

Задания для группы историков:

(Смотри приложение 3)

  1. Крестьянское восстание 1773-1774 гг. каким изображено в исторических документах?
  2. Образ Емельяна Пугачёва. Кто он? Народный герой или кровожадный убийца?
  3. Почему крестьянские массы пошли за Пугачёвым?
  4. Кто входил в состав народного войска?
  5. Почему крестьянский бунт был подавлен?
  6. Каковы итоги народного восстания?
  7. Составить рассказ по карте о районах, охваченных крестьянской войной?

Задания для группы исследователей:

(Смотри приложение 3)

  • Творческая лаборатория писателя по сбору исторического материала.
  • Почему первоначально произведение было названо “История Пугачёва”?
  • Как объяснить и оценить то обстоятельство, что Пушкин завершает историю Пугачёва в 1833г, а окончание “Капитанской дочки” приходится только на 1836 г?
  • Составить рассказ о местах, изображённых в повести, где происходили события (Казань, Симбирск, Оренбург).
  • Столица восставших Бердская слобода называлась повстанцами Москвой. В “Истории Пугачёва” об этом упоминается, а в повести нет. Как это можно объяснить?
  • Почему фамилию для своего героя Пушкин ищет среди фамилий реальных участников событий? И подпоручик Михаил Иванович, и прапорщик Иван Буланин, и капитан Иван Башарин, как и подпоручик А.М. Гринёв числились в документах, которые изучил Пушкин.

Задания для группы литературоведов:

(Смотри приложение 3)

  • Каков образ народного героя – Емельяна Пугачёва в повести? Как пошёл он на массовые убийства, на бесконечную кровь? Во имя чего?
  • Как соотносится образ Пугачёва как народного героя? Кто он “народный царь” или самозванец?
  • Как подтвердить верность утверждений П.А. Вяземского: “Сам Пугачёв обрисован метко и впечатлительно. Его видишь, его слышишь”. И слов М.Цветаевой “Пушкин Николая опасался, Петра боготворил, а Пугачёва любил”?
  • Пугачёв не только предводитель восстания, но и простой казак. Какие предметы одежды, речи героя, поведения указывают на это?
  • Почему же всё-таки повесть названа “Капитанская дочка”, а не “Пугачёв” или “Пётр Гринёв”?
  • Какова роль эпиграфов в повести?
  • В романе приводится текст народной разбойничьей песни “Не шуми мати зелёная дубровушка…” сравните это произведение с исторической песней “Правеж” и подумайте, что общего и в чём разница в описании “суда царя над разбойником”.

Задания для группы художников - портретистов:

(Смотри приложение 3)

  1. Портрет Пугачёва в “Истории Пугачёва” и в “Капитанской дочке”.
  2. История двойного портрета Екатерины II и Пугачёва.
  3. Особенности слова в повести, характеризующие неграмотность Пугачёва.
  4. Создание собственных иллюстраций к повести.
  5. Какие предметы быта, обустройства крестьянской избы рисуют достоверную эпоху того времени?
  6. Виды оружия, которым вооружены повстанцы?

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 4

Приложение 5 (Презентация)

Приложение 6 (Презентация)

Приложение 7 (Архив zip.)