Урок – творческая мастерская "Преимущества и значение пластмасс"

Разделы: Химия


Цели:

  • Образовательная: знать свойства пластмасс, области применения полимеров, уметь отметить преимущества полимеров в отличие от природных материалов.
  • Развивающая: развивать навык работы с химическими реактивами, проведения простейших опытов.
  • Воспитывающая: влияние полимеров на окружающую среду (загрязнитель).

Оборудование: на демонстрационном столе множество предметов из полимеров, коллекции: пластмассы, древесина, стекло, каучук.

Вещества: соляная кислота, перманганат калия, вода, спички, спиртовки, щипцы.

Содержание урока.

На демонстрационном столе разложены изделия из синтетических материалов.

Учитель включает в деятельность учащихся: Посмотрите внимательно на демонстрационный стол, что вы здесь видите?

Ученики: (изделия из полимеров, применяемые в различных областях народного хозяйства).

Учитель: Как вы думаете, почему пластмассы так широко вошли в нашу жизнь?

Ученики (Облегчают нашу жизнь, сочетают в себе лучшие свойства различных материалов, обладают преимуществом перед природными материалами.

Учитель: Как бы вы сформулировали тему нашего урока? (самостоятельная постановка темы урока учащимися).

Ученики: (значение пластмасс в нашей жизни, их свойства.)

Учитель: Для того, чтобы пластмассы так широко вошли в нашу жизнь и помогли нам решить многие технические задачи, что же о них необходимо знать?

Ученики: (нужно знать, какими свойствами обладают пластмассы) -самостоятельно формулируют учебную задачу.

Учитель организует деятельность учащихся по определению свойств пластмасс, делит учащихся на группы (выход из дискомфорта).

Самостоятельная деятельность учащихся по приобретению необходимых знаний (поисково-экспериментальная деятельность).

Работа по инструктивным карточкам “Изучение свойств полимеров на примере полиэтилена”.

Изучить физические свойства полиэтилена: цвет, запах, эластичность, механическая прочность, плотность.

Химические свойства полиэтилена:

  1. Отношение к воде
  2. Отношение к перманганату калия
  3. Отношение к разбавленным кислотам
  4. Отношение к нагреванию
  5. Отношение к гниению.

Обобщить полученные знания.

Учитель: С какими свойствами полиэтилена вы познакомились?

Ученики объявляют результаты опытов:

Полиэтилен значительно легче воды, разлагается при нагревании с выделением ядовитых газов, не разлагается в окислителях и кислотах, прозрачен, легко пропускает ультрафиолетовые лучи, механически прочен, водо и газонепроницаем.

Учитель: Как вы думаете, в каких областях народного хозяйства он может применяться?

Ученики: (в сельском хозяйстве - теплицы, в торговле - упаковочный материал, в промышленности - трубы, детали машин, в быту - предметы бытового обихода).

Учитель дополняет неожиданные области применения пластмасс.

Трубки из пластмасс начинают применять для замены пораженных участков кровеносных сосудов и частей пищевода. Искусственные пленки - для замены пораженных барабанных перепонок. Водорастворимые полимеры стали использовать в качестве заменителя кровяной сыворотки при переливании крови.

Деятельность учителя: Общаясь друг с другом в группах, выясните, какими преимуществами обладают полимеры по сравнению с природными материалами (обмен информацией).

Ученики: (прочны, легки, не хрупкие, хорошие диэлектрики, химически более стойкие, водо-газонепроницаемы)

Учитель организует деятельность детей по нахождению верных путей выхода из предложенных ситуаций (применение полученных знаний).

1 ситуация. Как вы считаете, рационально ли разбивать коллективные садовые участки вблизи крупных химических предприятий? Почему? Дайте полный аргументированный ответ, свяжите ответ с темой урока.

2 ситуация . Вы утром встали, нужно бежать в школу, но пластмассы исчезли. С какими трудностями вы встретились?

3 ситуация. Кое-как собравшись в школу, войдя в нее, спешите в раздевалку, но вас встречает учитель и объявляет, что занятий не будет. Исчезли пластмассы. Почему учитель вынужден был пойти на такую меру? Поясните, свяжите с темой урока свой ответ.

Учитель: Вы сегодня работали в группах, оцените деятельность каждого, а также способ работы в группе: доминирование, сотрудничество, соперничество.

Ученики выступают по одному представителю от группы.

Учитель проводит парную работу: Сегодня мы выяснили преимущества пластмасс перед природными материалами, в заключении отметим, какие преимущества и недостатки имеют природные материалы по сравнению с полимерами.

Заполнить таблицу

Материал Преимущества Недостатки
     
     

Вывод: полимеры сочетают в себе лучшие свойства различных природных материалов.

Учитель проводит итоговый контроль знаний учащихся в форме индивидуальной работы, необходимо ответить на вопрос: Какие свойства полимеров, представленных на уроке, вы можете отметить, и в какой области народного хозяйства они применяются? (работы оцениваются)

С помощью учителя учащиеся определяют тему следующего урока.

XV век. 500 лет назад. Острова Гаити леса гевеи….

Испанский генерал-губернатор Христофор Колумб и его спутники наблюдают удивительное зрелище: туземцы играют в мяч из какого-то неизвестного европейского материала. Хотя это кажется невероятным, но, ударяясь о землю, мяч довольно высоко подскакивает в воздух.

Как вы думаете, о каком полимерном материале пойдет речь на следующем уроке? (каучук)

Каучук - в переводе с одного из индейских языков означает “слезы дерева”.

Домашнее задание учитель раздает группам и индивидуально.