Викторина: "Пословица, мы тебя знаем"

Разделы: Начальная школа


Подготовка

Класс делится на две команды по 10-12 человек.

Детям предлагается литература для подготовки, дается домашнее задание.

Команды готовят приветствие.

Все подготовленные задания должны быть связаны с пословицами.

Готовятся плакаты. Например: “Пословицы не обойти, не объехать”.

Заранее готовятся карточки, карандаши, бумага.

Участвуют две команды: “Х” и “О”. Очередность хода, название команды определяются жеребьевкой. На доске большое табло в виде поля для игры “Крестики-нолики”. Две команды по очереди или кто быстрее, выполняют задания, помещенные в квадратах поля. После каждого раунда подводится итог. Победителем становится команда, первой заполнившая своими знаками строчку по вертикали, горизонтали, диагонали.

Представление команд.

“Бейся и на победу надейся.
Не копьем побеждают, а умом”.
“Наша речь полна пословиц.
Долго-долго их учили,
Чтоб соперников команду
В поединке победили!”

Ведущий.

Здравствуйте детишки:
Девчонки и мальчишки.
Сегодня мы в “Крестики-нолики”
Будем играть.
Мудрые пословицы
Будем вспоминать.

Наша викторина посвящена пословицам.

Задания для команд

1. Угадай пословицу.

С помощью пантомимы надо объяснить заданную пословицу. Вызывается один участник, читает карточку с написанной пословицей и пытается жестами, мимикой показать свой команде.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Коса – девичья краса.

2. Назовите пословицы на заданную тему.

Как можно больше необходимо вспомнить пословиц каждой команде на темы: “Труд”, “Родина”, “Ученье”.

3. Нарисуй пословицу.

Командам дается пословица. Например: “Одна голова хорошо, а две лучше”. Необходимо с помощью рисунка показать смысл пословицы. Учитывается, как правильно дети поняли, раскрыли смысл пословицы.

4. Пословица, мы тебя знаем…

Пословица, мы тебя знаем,
Но не такою ты была…
Не уж то буква озорная
Вновь чье-то место заняла?

(Исправь ошибки)

Два сапога – тара.

Ус хорошо, а два лучше.

Мы сами с усами.

Первый блин комом.

Сашу маслом не испортишь.

Трус своей лени боится.

(Какая команда быстрее исправит ошибки)

5. Составь пословицу.

Каждая команда получает карточки со словами. Детям нужно собирать из них пословицы.

сто

имей

рублей

сто

не

друзей

имей

а

друг

старый

двух

лучше

новых

6. Подбери антоним.

Каждая команда (вызываются по два участника) должна подобрать антонимы.

Речь хороша короткая, а веревка _____________.

Болен – лечись, а ____________ - берегись.

Родная сторона – мать, а чужая _______________.

У спорого кузнеца руки черные, да хлеб - __________.

7. Выбери правильный ответ.

Вызываются по одному участнику к каждой пословице:

Ложь человека:

а) не красит;
б) не рисует;
в) не пишет.

Труд кормит и:

а) раздевает;
б) одевает;
в) покупает.

Не имей сто рублей, а:

а) имей два Мерседеса;
б) имей сто друзей;
в) имей тысячу.

Куда иголка, туда:

а) и портной;
б) и платье;
в) и нитка.

8. Вставь частицу не.

Необходимо вставить частицу не, чтобы предложения превратились в пословицу.

Дружба крепка лестью, а правдой и честью.

Семеро одного ждут.

Близок локоток, да укусишь.

Из черного пса сделаешь белой собаки.

9. Домашнее задание.

“Кот в мешке”

Команды задают задания друг другу.

Заключение. Подведение итогов. Награждение.

Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы,
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают.
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.

Нарисуйте пословицу

Командам дается пословица. Например: “одна голова хорошо, а две лучше”.

Учитывается, как правильно дети поняли смысл пословицы.

Назовите пословицы на заданную тему

Как можно больше.

Тема: “Труд”, “Родина”,

“Ученье”

Пословица, мы тебя знаем, но не такою ты была… Неужто буква озорная вновь чье-то место заняла?

Два сапога – тара.

Ус хорошо, а два лучше.

Мы сами с ушами.

Первый клин комом.

Сашу маслом не испортишь.

Угадай пословицу

С помощью пантомимы надо объяснить заданную пословицу.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Составь пословицу

Каждой команде раздаются карточки со словами. Дети должны собрать из них пословицу.

Старый друг – лучше новых двух.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Выбери правильный ответ.

Ложь человека: а) не красит; б) не рисует; в) не пишет.

Труд кормит и: а)одевает; б) раздевает; в) покупает.

Не имей сто рублей, а:

а) два Мерседеса; б) имей сто друзей; в) имей тысячу.

Куда иголка, туда : а)и портной; б) и нитка; в) платье.

Подбери антонимы

Речь хороша короткая, а веревка ________.

Болен – лечись, а _____ - берегись.

Родная сторона – мать, а чужая – ___________.

У спорого кузнеца руки черные, да хлеб _______.

Вставь частицу не

Дружба крепка лестью, а правдой и честью.

Семеро одного ждут.

Близок локоток, да укусишь.

Из черного пса сделаешь белой собаки.

Кот в мешке

Одна команда придумывает задания для другой.

Литература

  1. Читаем, учимся, играем. 4.2000. Журнал-сборник. Москва.
  2. Введенская Л.А. Пословицы и поговорки в начальной школе. Москва. Учпедгиз. 1972г.