Интегрированный урок по ОБЖ и математике на тему: "СПИД и его профилактика"

Разделы: Математика, ОБЖ


Цель урока:

  • Познакомить учащихся с инфекционным заболеванием СПИД и с помощью математического моделирования наглядно показать, как можно исследовать и прогнозировать развитие инфекционных заболеваний (в частности СПИДа).

Задачи:

  • Изучить основы здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование.
  • Сопоставить здоровый образ жизни с её продолжительностью.
  • Проанализировать значение репродуктивного здоровья, определяющего способность человека и общества к воспроизводству здорового потомства.
  • Развивать интерес учащихся к предметам ОБЖ и математике, индивидуальные и творческие способности, интерес к чтению дополнительной литературы, умение работать в группах.
  • Воспитывать у учащихся чувство сострадания, умение делать выводы и не быть равнодушным к чужому горю.

Подготовительная работа:

  1. Постановка учебных задач.
  2. Работа с информационным материалом.
  3. Подготовка творческих работ.
  4. Оформление стенгазет.
  5. Презентация работ.

Ход урока

1. Вводная часть.

Сообщение темы и цели урока.

(На доске записаны тема и цель урока, висят плакаты, подготовленные учащимися для своих выступлений с домашним заданием, а так же плакаты по профилактике ВИЧ-инфекции)

Вступительное слово учителя ОБЖ:

- Сегодня у нас интегрированный урок ОБЖ и математики. Мы познакомимся с таким страшным заболеванием как СПИД - чумой XXI века, которого не нужно бояться, а нужно знать. На столах у каждого ученика лежат карточки с вопросами, на которые вы будете отвечать письменно в процессе урока.

(Приложение 1)

2. Информативные выступления.

Учитель ОБЖ:

- Всем ребятам по группам было дано домашнее задание. Выступают учащиеся 1 группы с сообщением:

“СПИД: страшнейшая болезнь 21 века”

(Что это за болезнь, когда впервые обнаружена, чем грозит человеку?)

(Приложение 2)

Выступают учащиеся с сообщением. Учитель ОБЖ вносит необходимые дополнения.

Учитель математики:

- Мы привыкли к делению наук на естественные и гуманитарные. При этом в первую очередь к естественным наукам относят математику. Но это не справедливо. Математика скорее занимает промежуточное положение, будучи связана как с изучением окружающей природы, так и различных форм человеческой деятельности. Математика – это язык, пригодный для описания самых различных явлений.

“Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одну из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой”.

Лейбниц

И сегодня это докажут учащиеся 2 группы, которые с помощью математических методов помогут осветить проблему ВИЧ инфекции в городе Орехово – Зуево.

Данные по результатам ВИЧ- инфекции и СПИДа были получены от врача

1 гор. больницы Котова Александра Васильевича.

Выступают два ученика по теме: Проблема ВИЧ инфекции в городе Орехово-Зуево”

(Один с сообщением, другой – с помощью презентации помогает наглядно освятить сложившуюся ситуацию).

(Приложение 3 и Приложение 4)

Учитель математики по окончании выступления вносит необходимые коррективы.

Учитель ОБЖ:

- Группе ребят было дано задание рассказать о путях заражения ВИЧ и на рисунках изобразить ситуации, при которых ВИЧ не передаётся. И сейчас они ответят на вопрос, почему инфекция не может передаваться этими путями.

2 человека от группы выступят с сообщением:

“Как можно и как нельзя заразиться СПИДом” (на доске изображены ситуации).

(Приложение 5)

Учитель ОБЖ задаёт дополнительные вопросы по данной теме.

3. Работа в группах.

После выступлений каждой группе выдаётся задание.

(Задание 1 и 3 группам выдаёт учитель ОБЖ, задание 2 группе – учитель математики).

1 группа “Правда-ложь”.

Учитель ОБЖ:

- Оцените утверждения в таблице и выделите те, с которыми вы согласны.

(Приложение 6)

3 группа “Круг правил безопасного поведения в отношении ВИЧ”.

Учитель ОБЖ:

- Вы должны выбрать правила безопасного поведения, которые необходимо соблюдать, чтобы не оказаться ВИЧ – инфицированным”.

(Приложение 7)

2 группа “Графическое решение уравнений”

Учитель математики:

- По закону показательной функции размножалось бы всё живое на Земле, если бы для этого имелись благоприятные условия. Доказательством тому распространение в Австралии кроликов, которых там раньше не было. Достаточно было выпустить пару кроликов и через некоторое время их потомство стало национальным бедствием. В природе, технике, экономике встречаются многочисленные процессы, в ходе которых величины меняются в одно и то же число раз, т. е. по закону показательной функции. Эти процессы называются процессами органического роста или органического затухания.

Два ученика 2 группы получают задание на компьютере “Решить графически систему показательных уравнений, представляющих собой математические модели роста заболеваемости ВИЧ и роста численности населения города”, остальным членам группы предлагается по образцу вывести формулы, выражающие процессы органического роста.

Приступаем к работе.

(Приложение 8 и Приложение 9)

1 и 3 группа работают с заданиями, которые напечатаны для каждого учащегося и делают выводы, анализируя полученные результаты.

Учитель ОБЖ помогает при возникновении затруднений по просьбе учащихся.

Два ученика 2 группы строят с помощью программы “Agrafer” Приложение 11 (.exe) графики функций, а потом вместе с остальными учащимися анализируют полученные результаты.

В то время, когда два ученика на компьютере строят графики, остальные учащиеся по образцу выводят формулы, выражающие процессы органического роста и органического затухания. Для вычисления коэффициента k они пользуются компьютерным калькулятором “School Boy v5.0” Приложение 12 (.exe).Учащиеся записывают получившиеся формулы на альбомных листах и делают выводы по результатам графического решения системы показательных уравнений.

Учитель математики контролирует выполнение работ и помогает при возникновении затруднений.

4. Авторский стул.

Выступают представители от каждой группы и делают выводы по полученным результатам. Учителя ОБЖ и математики принимают активное участие при решении проблем и разногласий.

(2 группа выступает последней)

Учитель математики:

- Т.Мальтус (1798г.) первый ввёл модель неограниченного роста. Опираясь на эту модель, он пытался обосновать неизбежность войн и других кризисных явлений социально-политической жизни человеческого общества. Что касается состоятельности применения модели неограниченного роста к человеческому обществу, то учтены не все существенные факторы, а именно социально-политические. И в наших силах изменить то, что нам не понравилось в результате этой математической модели.

Учитель ОБЖ:

- Мы надеемся, что наш урок не останется просто словами, а явится 1-ой ступенью к улучшению здоровья населения нашего города.

В нашей школе работает кружок волонтёров. Цель которого – пропаганда здорового образа жизни, поэтому на основании результатов, полученных в ходе нашей совместной работы, мы просим Светлану Алексеевну Веденееву, руководителя этого кружка, обратиться к администрации города, в наркологический центр, к начальнику ГУО с предложениями”:

(Учащиеся выдвигают свои предложения).

1. Выделить постоянное эфирное время на городском телевидении, например под рубрикой “Здоровье”. Главная цель – пропаганда здорового образа жизни, ознакомление с различного вида инфекционными заболеваниями, обучение правилам и мерам предупреждения разных инфекционных заболеваний и всё это с привлечением работников здравоохранения.

2. На рекламных щитах города вести наглядную агитацию за здоровый образ жизни, разработать, издать и распространить санитарно-просветительные материалы (памятки, буклеты, плакаты) по профилактике ВИЧ-инфекции и наркомании для различных групп населения, в том числе для подростков и молодежи;

  • внедрить программы и пособия по нравственному воспитанию дифференцированно для различных возрастных групп - дети, подростки, молодежь;
  • использовать в электронных средствах массовой информации тематические видеофильмы, видеоклипы, радиопередачи и радиоклипы по профилактике ВИЧ-инфекции;
  • организовать и провести массово зрелищные мероприятия для молодежной аудитории, посвященные пропаганде здорового образа жизни и профилактике ВИЧ-инфекции;

Учитель математики:

- К вашим предложениям мы хотим добавить свои:

3. Всем поступающим в стационары лечебных и профилактических учреждений; всем абитуриентам, поступающим в ВУЗы, техникумы и другие учебные заведения, и по окончании их призыву в армию и увольнению из неё; всем заключённым в обязательном порядке должно проводится исследование на ВИЧ-инфекцию.

  • внедрить научно-методические пособия, а также подготовить активистов общественных и неправительственных организаций для работы по профилактике ВИЧ-инфекции в группах повышенного риска заражения ВИЧ (проститутки, наркоманы, представители сексуальных меньшинств, водители международных автобусов и т.д.);
  • обеспечить учебные заведения Орехово-Зуево (общеобразовательные школы, средние профессиональные и высшие учебные заведения) дифференцированными программами по нравственному воспитанию детей, подростков и молодежи;
  • организовать и провести конференции по актуальным вопросам ВИЧ/СПИДа для педагогов, социальных работников.

4. В школах и других учебных заведениях регулярно проводить мероприятия с привлечением медицинского персонала в связи с проблематикой инфекционных заболеваний.

Учитель ОБЖ:

- В тетради запишите меры профилактики ВИЧ- инфекции, которые необходимо соблюдать.

Карточки, с которыми работали на протяжении урока, положите на край стола.

(Учитель математики собирает карточками, с которыми учащиеся работали в ходе урока).

5. Заключительное выступление учителя ОБЖ:

- Нас окружают больные СПИДом, обречённые на смерть, но они тоже люди.

Используя полученные знания и навыки, вы сможете защитить себя от ВИЧ-инфекции, сможете сберечь своё здоровье и здоровье партнёра.

Больным СПИДом следует оказывать поддержку и проявлять сострадание.

Необходимо помнить главное: В большинстве случаев мы сами можем предотвратить передачу ВИЧ.

Всем присутствующим на уроке мы вручаем памятку о путях передачи ВИЧ.

(Приложение 10)

6. Задание на дом:

Учитель ОБЖ:

- Сегодня вы получите необычное домашнее задание: провести наглядную агитацию по профилактике ВИЧ – инфекции по месту жительства.

(Учащимся раздаются плакаты по профилактике ВИЧ – инфекции).

Учитель математики:

- Группа должна была оценить работу каждого и выставить оценку в карточки, с которыми мы ознакомимся и перенесём в журнал.