"Воспитательная программа для среднего звена школы"

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями


1 раздел: ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность – в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации и т. д.

Важную роль в жизни ребенка играют объективные социокультурные условия его развития, каким дисгармоничным фактором сказывается та или иная степень социальной деривации в семье и школе, когда личность остро ощущает свою заброшенность, отчужденность, обездоленность. Но нельзя сбрасывать и дефекты современного школьного образования, которые и сами по себе способны резко затормозить развитие личности, ограничивая сферу ее потенциальной самореализации в будущем и явно точки приложения ее сил в условиях высокотехнологического общества.

В социальном опыте человека особенно важен первый, хотя бы робкий успех в жизни. Для ребенка естественным “ полигоном” радостей и разочарований, успехов и неудач является школа и все то, что с ней связано. Школа – как фактор, твердо определяющий, в каком направлении пойдет развитие личности – позитивном или отягощенном грузом постоянных срывов и неудач. Убеждена, что, если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни.

Необходимость повышения конкурентоспособности каждого в условиях жесткой требовательности общества к адекватной социальной приспособленности личности, к адаптации ее в широком смысле слова, к ее функциональным возможностям – это повседневная реальность, “заданный параметр” современной цивилизации. Поэтому необходимы личные усилия, личная ответственность ребенка за свой успех в жизни, который возможен лишь в результате упорного труда. Личность ответственна перед собой в качестве субъекта гражданского общества.

Сама жизнь бросает все новые и новые вызовы педагогике: невероятно уплотняется время в условиях стремительной эскалации научно-технического прогресса, быстро взрослеет молодежь, все острее проявляют себя кризисные точки ее самосознания и самовыражения, все труднее дается ее моральное воспитание. Важно, чтобы школа возродилась как психологически необходимый ребенку институт, став местом, где дети могут открыто выражать свои мысли, основанные на их жизненном опыте и наблюдениях. Интерес со стороны школы к их миру будет приносить им чувство удовлетворения. Нужно исходить из приоритетности ответов школы на основные заложенные в каждом из нас с детства личные потребности, в особенности в отношении чувства безопасности и любви, принадлежности к другим людям. Собственно “экология школы” должна преобразовываться, чтобы дети не чувствовали себя в ней “лишними людьми”, превращаясь в инертную массу немотивированных, равнодушных к учению детей

Формы самовыражения личности могут быть бесконечно уникальными и многообразными, однако к конечном счете они выступают в качестве внешнего проявления более фундаментальных запросов человеческой психики.

Оптимальное решение проблемы неудачников по всему социальному спектру – приобретение опыта успеха в школе. Каждый ребенок должен нести ответственность за свой труд во имя достижения жизненного успеха и преодоления трудностей.

Проанализируем базовые потребности человека:

  1. Потребность в любви и в чувстве собственного достоинства.
  2. Потребность ощущения значимости собственного Я.

Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы.

Для большинства детей существует только два места, где они могут научиться следовать этими путями,- это дом и школа.

Реальность:

  1. ответственность вырабатывается только через самостоятельную оценку ситуации и выбор правильной линии поведения, которая, с точки зрения ребенка, способна принести пользу ему и окружающим;
  2. ребенок обязательно сам должен реализовать свой выбор;
  3. человек должен уметь сдерживать данное самому себе слово. Но руководить им должно не чувство страха перед грядущим наказанием, а осознание правильности принятого решения.

Это и есть дисциплина.

Учитывая выше перечисленное, необходимо построить воспитательную работу с классом по предупреждению и профилактики этих явлений.

ЦЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

  • моделирование воспитательной системы класса;
  • сплочение классного коллектива;
  • развитие творческой личности учащихся на основе формирования педагогической культуры и поддержки творчески устремленных учеников в индивидуальной и совместной деятельности.

Можно выделить 6 основных целевых направлений:

  1. Всестороннее развитие человека, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный, эстетический, политический рост личности.
  2. Гуманизм и коллективизм как позиции характеризующие ребенка в его отношении к людям.
  3. Отношение к труду, что является показателем человеческой сущности.
  4. Любовь к прекрасному и потребность в общении с прекрасным.
  5. Преданность Родине и гордость за нее в независимости от экономических и политических трудностей.
  6. Физическое воспитание и гигиеническая культура.

ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

  1. развить субъективность личности каждого учащегося;
  2. создать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности;
  3. формирование педагогической культуры учащихся;
  4. поддерживать творческую активность учащихся во всех сферах деятельности.

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются “Индивидуальность”, “Самостоятельность”, “Доброта”, “Творчество”, “Активность”, “Коллектив”, которые одновременно выполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества. Необходимо сделать так, чтобы эти ценности “пронизывали” все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющими его “духа”, а затем превратились в ценностные ориентации личности каждого ребенка.

2 раздел: СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер.

Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел: творческая мастерская в День знаний, осенний поход, Новогодний праздник, лыжные прогулки, Сагаалган, “ папин”, “ дедушкин” день, праздник мам и бабушек, Масленица, встреча с участниками ВОВ, чаепитие и др.

Важную роль в раскрытии и развитии творческих способностей учащихся должна сыграть работа творческих мастерских на основе педагогических идей:

  • равенство всех участников;
  • ненасильственное привлечение к процессу деятельности;
  • отсутствие оценки, соревнования, соперничества, замена этих стимулов самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием;
  • чередование индивидуальной и коллективной работы;
  • ориентация на результаты творческого поиска и сам процесс творчества;
  • выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результатов;
  • нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.

Основная цель работы творческой мастерской – подтолкнуть к поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, раскрепоститься, эмоционально раскрепоститься, пробудить к общению и творчеству.

Развитию субъектности личности должно способствовать формирование самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса.

В развитии целесообразно использовать социокультурный потенциал города: музеи, театры, библиотеки, выставки, музыкальные школы, спортивные секции, кружки.

Основные внутренние и внешние связи классного сообщества (ученики – учитель –родители – шефы – другие учителя – другие классы) базируются на принципах:

  • много знать – престижно;
  • помогать друг другу – нормально;
  • готовить дело по чужому сценарию – невозможно;
  • жить в неуютной обстановке – нельзя.

Образ ученика складывается из 5 потенциалов личности:

  1. нравственный (ценностный) потенциал: восприятие и понимание ценностей “семья”, “школа”, “учитель”, “Родина”, “природа”, “дружба со сверстниками”, “уважение к старшим”, потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения;
  2. познавательный потенциал: наблюдательность, активность, прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;
  3. коммуникативный потенциал: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе; сформированность навыков саморегуляции;
  4. художественный потенциал: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства;
  5. физический потенциал: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, быстрым, ловким, закаленным.
Направления Приоритеты в работе классного руководителя Функции классного руководителя Диагностика в работе кл. руководителя
НРАВСТВЕННОСТЬ - воспитание этической культуры учащихся;

- формирование нравственных отношений;

- развитие способностей эмоционально отзываться на переживания других людей;

- развивать волевые качества учащихся, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;

- желание совершенствоваться;

- сотрудничество с родителями, психологом, учителями с целью воспитания трудолюбия, ответственности за порученное дело; развития желания знать, понимать и действовать сообразно ценностям в жизни;

- предметно-эстетическая обстановка.

1. Кл. часы и уроки по этике;

2. анализ педагогических ситуаций в классе;

3. анализ стиля общения и отношений, создаваемых в классе;

4. способствовать решению поставленных задач;

5. создавать потребности в выполнении правил для учащихся;

6. изучение с учащимися традиций и обычаев народов мира и Бурятии, семьи, школы;

7. создавать атмосферу эмоциональной отзывчивости, защищенности, безопасности, взаимной ответственности для ощущения значимости ребенка, правильной оценки;

8. формировать необходимость соблюдения порядка и дисциплины в школе, общественных местах,

ПДД;

9. формировать ответственность.

1. методика неоконченных предложений;

2. чем я занят в свободное время?

3. какие качества я в себе взрастил?

4. уровень нравственного роста личности в коллективе.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ - деятельность по развитию познавательных интересов учащихся;

- формирование у учащихся умений и навыков самоорганизации, самовыражения и самовоспитания;

- способствовать в развитии способности действовать целесообразно, рационально и эффективно;

- определить круг реальных учебных возможностей учащегося, его развитие и перспективы, коррекция;

- определить методы, приемы, формы, стили индивидуальной работы с учащимися (в урочной и вне урочной деятельности);

- изучать и влиять на кругозор, любознательность (использовать во внеклассной работе);

- организовывать просветительскую и консультативную помощь семье;

– добиваться наблюдательности, активности, прилежания, устойчивости интереса.

1. создать и совершенствовать “интеллектуальный паспорт класса” (уч. интересы, отношение к учению, отдельным дисциплинам, степень работоспособности и организованности, необходимость учебной деятельности, ЗУН);

2. постоянно определять причины отставания в учебной деятельности, состояние здоровья, пичины пробелов и их коррекция, отношения “учитель – ученик”, “ученик – ученик”, особенности мышления;

3. организовать взаимопомощь;

4. проводить развивающие мероприятия: конкурсы, викторины, брейн-ринги, игры,конференции, диспуты. Дискуссии с целью научения высказыванию и доказуемости своего мышления, аргументированности, умения выслушивать;

5. сотрудничество с учителями-предметниками для демонстрации интеллектуальных умений и навыков (олимпиады, кружки, декады);

6. решать проблемы будущей проф. Ориентации учащихся с учетом их возможностей.

Развивать рефлективные умения, чтобы изменить самооценку и сформировать сомокритичность, способность к самосовершенствованию.

 

Диагностика:

1. Акцентирование: “изучение мотивации и отношения к учебным предметам”.

- методика неоконченных предложений;

- выявление степени сформированности побудительных умений учащихся;

- уровень творческой активности учащихся.

2. Постоянные контакты с учителями -предметниками.

3. Работа психолога.

КОММУНИКАТИВНОЕ Вести работу по изучению учащихся, их взаимоотношений в классе, индивидуальных особенностей и поблеем в общении.

Развитие коммуникативных навыков осуществлять в досуговой и самоуправленческой деятельности.

Работу вести в совместной деятельности, дифференцировано (деятельности: “учитель – ученик”, “ученик – ученик”, “учитель – ученик – - родитель”).

1. Передать опыт социального общения (+ и – ) людей, поколений, их роли и последствий.

2. Обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере взаимоотношений в активных формах деятельности.

3. обучение умению проявления симпатии и антипатии.

4. Изучение положения учащегося в классе и его проблемам во взаимоотношениях, пути коррекции.

5. Формирование у учащегося активной гражданской позиции.

1. Диагностика взаимоотношений ребенка в семье, выявление проблем взаимоотношений и их коррекции.

2. На среднем этапе обучения изучение адаптации учащихся к школе, коррекция их проблем.

3. Проведение диагностики положения учащегося в коллективе и его взаимоотношения со сверстниками с последующей коррекцией (уровень социальных контактов, уровень изоляции, уровень тревожности).

4. На среднем этапе обучения проведение практикумов по этикету; на старшем этапе обучения – организация классных часов по развитию у детей рефлексивных умений для будущего самоопределения и взаимодействия с другими в социуме.

5. Развивать общественную деятельность учащихся, привлекать к участию во всех делах, развивать инициативу и активную гражданскую позицию.

6. Сформировать навыки саморегуляции.

Изучение детского коллектива и определение степени проявления лидерства или изолированности учащихся класса.

 

Диагностика:

1. Провести социометрию с пятого класса и ежегодно.

2. Провести ассоциативный тест “Поймем друг друга” с 7 по 11 класс.

3. Анкетирование “ Выявление способов воздействия педагогов на учащихся”.

4. Анкетирование “Коммуникативная культура педагогов глазами учащихся”.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ Эстетическая восприимчивость предметов и явлений окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.

Подготовка досуговых мероприятий позволяет развить инициативу и творчество учащихся, формировать организаторские и самоуправленческие навыки.

1. Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности.

2. Выбор кружков, клубов, секций.

3. Постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся во внеклассной деятельности родителям, педагогам, сверстникам.

4. Развитие способностей адекватно оценивать собственные результаты и быть справедливым к чужим достижениям, снисходительным к неудачам.

1. Создание особого психологического микроклимата, когда ученик чувствует себя комфортно, может проявлять свои творческие и коммуникативные способности.

2. Очень важно анализировать каждое классное мероприятие, замечать любой. Даже незначительный успех ребенка в том или ином деле.

3. Предоставление учащимся возможности самостоятельно планировать жизнь в классе, отвечать за ее выполнение.

4. Изучение мнения учащегося о результативности работы внеклассных объединений и личных результатах участия в них.

5. Демонстрация родителям достижений учащихся.

6. Стимуляция инициативы и достижений учащихся во внеклассной деятельности.

Диагностика:

1. нетрадиционные формы оперативной диагностики:

- рейтинг внеклассных дел;

- защита авторских проектов;

- цветок “настроения”.

2. анализ внеклассных мероприятий (кл. рук. совместно с детьми).

3. щефская работа в первом классе.

4. поисковая работа:

- семейное древо;

- орден в твоем доме.

ФИЗИЧЕСКОЕ Со школьным медицинским работником провести совместно профилактическую работу:

– плановые мед. осмотры;

– вакцинации;

– консультации.

Защитить ребенка и создать условия для свободного развития его духовных и физических сил (записать совместно с физ. руком в секции).

Показать учащемуся и его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, проф. становления.

Организация просвещения учащегося по сохранению, развитию и коррекции здоровья (мед. сестра, родители, учитель).

1. Обследование здоровья детей.

2. Проводить работу с родителями по проблеме укрепления здоровья детей в семье.

3. Определить ответственных за поддержание чистоты и порядка в кабинете.

4. Изучить влияние состояния здоровья на учебную деятельность, межличностные отношения, причины детских недомоганий.

5. Изучение различных методик диагностики перезагрузки учащегося в учебной деятельности и их влияние на здоровье.

6. Просвещение учащихся о личной гигиене, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.

7. Профилактические беседы по предупреждению несчастных случаев, по оказанию первой помощи.

8. Организация активных форм развития и сохранения физического здоровья (соревнования, спортивные праздники, походы).

9. Сотрудничество с учителем физкультуры.

1. провести диагностику – определить степень переутомления и перегрузки учащихся и влияние этих факторов на учебную деятельность.

2. Диагностические методы: наблюдение, анкетирование, беседа, самооценка.

3. Провести экспресс-диагностику характерологических особенностей личности (темперамент, опросник Айзенка).

4. провести самооценку психических состояний.

СЕМЬЯ Просвещение семьи должно опережать просвещение ребенка.

1. Изучать семьи учащихся.

2. Организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, консультации, собеседования, беседы психолога).

3. Устанавливать контакты с людьми, которые для учащихся значимы и имеют положительное влияние.

4. Организовывать совместное проведение досуга.

5. Демонстрировать и поощрять личную инициативу родителей, которые участвуют в жизни класса и школы.

6. Привлекать родителей к воспитательной работе в классе, активизировать работу родительского комитета.

7. проводить профилактическую работу с неблагополучными, проблемными семьями и детьми с дивиантным поведением, привлечь к работе родком.

1. Изучение семей учащихся, положения детей в семье и условий их жизни.

2. Регулярное проведение родительских собраний, темы которых соответствуют индивидуальным и возрастным особенностям учащегося, специфических проблем класса, задач школы.

3. Проведение индивидуальных и групповых консультаций (по необходимости).

4. Привлечение родителей к сотрудничеству.

5. Организация взаимного творчества детей и родителей.

6. Поощрение родителей и учащихся активно участвовать в жизни школы и класса.

7. Привлекать (по мере необходимости) администрацию школы к решению проблемных ситуаций в классе.

Методика изучения взаимоотношений в системе “родители – ребенок” (анкетирование, опрос родителей, опрос детей, сочинения “Моя семья”, конкурс рисунков “Мы на отдыхе” и т. д.

Педагогическое наблюдение, анкетирование, классный час “Твой режим дня” показали, что у учащихся низок уровень самоорганизации учебного труда, навыков самообразования и самовоспитания. Это говорит о том, что в нынешнем году программа “УЧЕНИЕ” должна включить в себя деятельность не только по развитию познавательных интересов учащихся, но и по формированию у них умений и навыков самоорганизации, самообразования, самовоспитания.

В рамках программы “ОБЩЕНИЕ” ведется работа по изучению учащихся, их взаимоотношений в классе, индивидуальных особенностей и проблем в общении. Развитие коммуникативных навыков осуществляется в досуговой и самоуправленческой деятельности, на специальных классных часах – тренингах общения, этических играх. Работу надо вести не только в совместной деятельности мальчиков и девочек, но и дифференцированно.

Программа “ДОСУГ” тесно взаимосвязана с программой “общение”. Досуговая деятельность сплачивает классный коллектив, создает особый психологический микроклимат, когда ученик чувствует себя комфортно, может проявлять свои творческие и коммутативные способности. Подготовка досуговых мероприятий позволяет развить инициативу и творчество детей, формировать организаторские и самоуправленческие навыки. Досуговая деятельность позволяет “втянуть” в свое поле трудных учащихся и тех, кто не может отличиться в учебе. Очень важно анализировать каждое классное мероприятие, замечать любой, пусть даже незначительный успех ребенка в том или ином деле.

Деятельность по программе “ОБРАЗ ЖИЗНИ” включает в себя работу по воспитанию этической культуры школьников, формированию нравственных отношений, развитию способностей эмоционально отзываться на переживания других людей.

Целевая программа “ЗДОРОВЬЕ” направлена на обследование здоровья школьников. Малоподвижный образ жизни, дефицит свободного времени, неумение организовывать себя, ограничение общения с природой приводят к ослаблению здоровья школьников.

Основные сферы – главные объекты развития, где сосредоточен основной личностный потенциал и дарования:

  1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ – учеба, интеллектуальные игры, шахматы, умственные состязания.
  2. ФИЗИЧЕСКАЯ (МЫШЕЧНАЯ) – спорт, физический (производительный) труд, туризм, подвижные игры, ритмика.
  3. ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ (общественная, организаторская) – где доминируют и выявляются дети с волевыми, лидерскими наклонностями.
  4. ОБРАЗНАЯ , ПРОЕКТИВНО_ТВОРЧЕСКАЯ: конкурсы фантастов и фантазеров, турниры изобретателей, кружки творчества.
  5. КОММУНИКАТИВНАЯ (СОЦИАЛЬНАЯ) – свободное общение, неформальные объединения, кружки по интересам.
  6. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННАЯ: так как чувства лежат в основе отношений.

ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА:

  1. Стадиальность развития психики;
  2. “Пирамидальность” построения психики;
  3. Неравномерность созревания стремлений ребенка и его способностей;
  4. Постепенное замедление темпа (скорости) развития;
  5. Переход от развития к саморазвитию, от объектности к субъектности.

Правила жизнедеятельности классного коллектива:

  • узнавай побольше о своем городе и горожанах;
  • уважай людей, живущих рядом;
  • помогай нуждающимся в твоей помощи;
  • делай приятное своим друзьям и окружающим людям;
  • дорожи мнением о себе других людей.

Традиции:

  1. каждому – поручение;
  2. проверка дневников;
  3. классный час;
  4. дежурство по классу;
  5. дежурство по школе;
  6. дума (старостат по пятницам);
  7. совет класса;
  8. генеральная уборка раз в четверть;
  9. уголок класса;
  10. поздравления.

3 раздел: ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Содержание взаимодействия – забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.

Принципы взаимной деятельности:

  • обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
  • доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
  • позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

Моя деятельность, как кл. рук. , с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:

1. ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.

Посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке, особенности семейного воспитания.

Беседы, анкетирование родителей, сочинения учащихся о семье, конкурс творческих работ учащихся “Моя семья”, педагогические мастерские, деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.

2. ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КЛАССЕ.

Родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой моей деятельности, обсудить возможные пути реализации; познакомить родителей со специфической задачей – проблема начальной профориентации). Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на уроки и внеурочные мероприятия.

3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.

4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЬСКИМ КОМИТЕТОМ.

Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями доп. образования.

5. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ.

Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.

6. ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О ХОДЕ И РЕЗНЛЬТАТАХ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ на родительских собраниях, четкие и лаконичные записи в дневниках, записки извещения.

7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ, ВХОДЯЩИМИ В ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ\

дата Наименование дел
сентябрь
  1. род. собрание “ давайте познакомимся”
  2. анкетирование родителей
  3. выборы род. актива и планирование его деятельности
  4. формирование картотеки семей учащихся.
октябрь
  1. посещение семей учащихся (по мере необходимости)
  2. собрание родкома “наши общие дела”
  3. оклеивание окон
  4. день открытых дверей.
ноябрь
  1. анализ работы за 1 четверть
  2. род. собрание “как помочь ребенку хорошо учиться”
  3. посещение семей (по мере необходимости)
декабрь
  1. выставка для родителей и учащихся “мы – люди творческие”
  2. КТД “Новый год”
  3. ПОСЕЩЕНИЕ СЕМЕЙ ДЕТЕЙ ПО НЕОБХОДИМОСТИ

 

январь
  1. родительское собрание “развитие познавательных интересов детей в семье”
  2. посещение семей учащихся (по мере необходимости)
  3. посещение катка
февраль
  1. праздник мужчин
  2. тематическая консультация для родителей мальчиков “в семье растет сын”
март
  1. праздник мам и бабушек
  2. тематическая консультация для родителей девочек “в семье растет дочь”
  3. посещение семей
апрель
  1. создание экрана успеваемости учащихся
  2. выставка лучших работ учащихся, тетрадей, дневников
  3. род. собрание “традиции семейного чтения”
май
  1. итоговое собрание родителей и учащихся
  2. подготовка благодарственных писем
  3. приглашение ветеранов ВОВ, тружеников тыла
июнь
  1. благоустройство закрепленного участка
  2. выезд в лес.

2. РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ, РАБОТАЮЩИМИ В КЛАССЕ

  • изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;
  • изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами;
  • выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;
  • развитие коммуникативных умений педагогов;
  • сотрудничество педагогов с учащимися класса во внеурочной деятельности;
  • помощь педагогов учащемуся по ликвидации пробелов.

Формы:

  • проведение малых пед. советов;
  • индивидуальная постоянная и кропотливая работа с каждым учителем, привлечение учителей к участию в род. собраниях класса.

3. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ КЛАССА.

  1. индивидуальная работа по коррекции поведения ;
  2. творческие мастерские общения и разрушения стереотипов;
  3. оказание помощи в выполнении своих обязанностей;
  4. индивидуальные собеседования по итогам успеваемости;
  5. заполнить листок здоровья совместно с мед. работником школы;
  6. индивидуальные задания по оформлению класса к праздникам.
  7. составление карты индивидуального развития:

фамилия ___________________________________

имя________________________________________

класс ______________________________________

внимание память Мышление Речь Личность Межличностные

Отношения

1. продуктивность и устойчивость 1. зрительная:

-объем

-оперативная

1. логика мышления активный словарный запас 1. тип темперамента 1. социометрический статус;

Ответственность;

Коллективизм;

Сплоченность;

Контактность;

Открытость;

Организованность;

Оценка отношений с классом;

Мотивация достижений;

Оценка подвижности по жизненным показателям

2. распределение 2. слуховая:

-объем

-оперативная

2. математическое   2. тревожность:

-ситуационная

-личностная

2. проф. намерения;

Проф. интересы;

Направленности личности (я – общение – дело);

Оценка коммуникативных и организаторских способностей

3. переключение 3. опосредованная 3. лингвистическое   3. уровень тревожности 3. отношение:

-родительское

-к учебе

-с учителями

-с родителями

-с одноклассниками

4. объем 4. динамика процесса заучивания

-продуктивность

-динамичность.

4. техническое   4. агрессивность 4. увлечения, успехи, достижения
    5. уровень интеллекта   5. мотивация достижения успехов:

-стремление к успеху

-боязнь неудачи

5. основные проблемы.

Коррекционная работа в классном коллективе:

Осн. направления работы школьного психолога:

  • изучение, диагностика психических процессов развития ученика, личности учителя в системе взаимоотношений “учитель – ученик – родитель”;
  • обеспечение благоприятных условий для процесса обучения и воспитания в школе;
  • обеспечение психического здоровья учащихся и педагогов.

Вслед за диагностикой должна идти серьезная целенаправленная коррекционная работа.

Функции психолога:

  • психологическое просвещение;
  • психопрофилактика;
  • психодиагностика;
  • коррекция;
  • консультирование.

Модели помощи семье:

  1. Педагогическая модель – психололг, кл. рук. и родители анализируют ситуацию (универсальный способ воспитания).
  2. Социальная модель – анализ жизненной ситуации, рекомендации + внешняя социальная помощь.
  3. Психологическая (психотерапевтическая) модель – трудности ребенка в области общения, личностных особенностей членов семьи. Консультации.
  4. Диагностическая модель – преодоление у родителей дефицита спец. знаний.
  5. Учебная модель – носит профилактический характер.

Разрешение конфликтов в классе:

  • вникать в суть конфликта, а не в ситуацию вокруг него;
  • опираться не на интересы сторон, а на справедливость;
  • относиться к существу проблемы жестко, а к интересам сторон – мягко;
  • вовлечение конфликтующих в совместную деятельность.

Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе:

Предмет изучения Методы и приемы изучения сроки
  1. состояние межличностных отношений, влияние лидеров в кл. коллективе.
  2. интересы и увлечения
  3. условия развития личности учащегося
  4. самооценка личности ребенка
  5. удовлетворенность учащегося жизнью в классе
  6. представления учащихся об идеальном образе настоящих мужчин и женщин
  7. нравственная направленность учащихся
  8. сформированность классного коллектива
  9. удовлетворенность учащимися и родителями жизнедеятельностью в классе
  10. воспитанность учащихся
Социометрия
  1. анкетирование
  2. составление карты интересов

 

  1. посещение учащихся на дому (по необходимости)
  2. беседа с родителями

методика для исследования самооценки

“социально-психологическая самоаттестация коллектива”

Игровое психо-скульптурирование

Тест: “размышление о жизненном опыте”

1. методика “какой у нас коллектив”

2. методика для определения мотивов участия учащихся в делах класса

1. тесты

2. коллективный анализ

Стандартизированная характеристика учащихся

Сентябрь

Май

Сентябрь

Ноябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Апрель

Май

Май