Путь получения знаний начинается с умения читать

Разделы: Начальная школа


В век всеобщей компьютаризации и телевидения очень трудно приобщить детей к чтению, сложно привить у ребенка интерес к книге. А ведь опыт многих учителей показывает, что дети продолжают хорошо учиться (на “4” и “5”) в старших классах, если 4-й класс они закончили, имея навык чтения от 80 до 100 слов в минуту и более.

Сегодня у учителя есть возможность выбрать любой вариант учебного плана, изменить порядок изучения программного материала. И если театр начинается с вешалки, то пути получения знаний, самообразования начинаются с умения читать. Большая ответственность за будущие успехи ученика ложится на плечи учителя 1 класса.

Для того, чтобы заинтересовать ребенка чтением нужен интересный доступный букварь. Очень хорош в этом плане “Букварь” Д. Б. Эльконина. Сейчас большинство “Азбук” рассчитаны на читающего ребёнка. И слишком увлеклись развивающим обучением. А ведь в школу ребенок идет учиться. И учебник в первую очередь должен учить, поэтому он и назван учебником. “Мы нашли ключ к проблеме развивающего обучения, - писал Д. Б. Эльконин, подводя итоги пятнадцатилетних экспериментов. – Этот ключ – содержание обучения”. Основное внимание в учебнике уделено механизму обучения чтению. “Букварь” не только помогает первокласснику научиться читать, но формирует и совершенствует навыки чтения, учит работать с текстом и книгой, развивает знания учащихся об окружающем мире. Вместе с героями учебника Амом, Тимом, Томом, Звуковичками дети с увлечением “шагают” от одной странички к другой, развивая речь, мышление, нравственно-эстетические чувства, знакомясь с орфограммами, знаками препинания, с элементарными знаниями по русскому языку. И, самое главное, по “Букварю” интересно учиться как читающим, так и не читающим детям.

Чем ребенок быстрее научится читать, тем лучше. Поэтому я считаю, что букварный период должен длиться 4-5 месяцев. В каждом классе среди первоклассников есть читающие дети. В процессе обучения не читающий ребенок стремится достичь уровня читающего, и независимо от времени обучения (4 или 8 месяцев) в конце букварного периода 99% учащихся читают. Кто-то хуже, кто-то лучше, но читают все.

В конце букварного периода даю карточки с заданиями по чтению.

Карточка № 8

Прочти рассказ. Прономеруй вопросы по порядку. Какой вопрос будет 1, 2, 3, 4, 5?

  1. Кто помог бабушке?
  2. Как старушка несла воду?
  3. Кого встретили ребята?
  4. Что сказал Толя?
  5. Куда возвращались Толя и Митя?

Горькая вода.

Толя с Витей возвращались в лагерь. Навстречу им шла старушка с ведром воды. Пройдет несколько шагов – и остановится отдыхать.

Подожди, - сказал Витя, - надо помочь.

Он прервал разговор на самом интересном месте и побежал к старушке.

Куда ты? – крикнул Толя. – Разве всем поможешь?

Но Витя не послушал товарища и помог бабушке отнести ведро.

Через несколько дней Толя шел один по лесу. Ему страшно хотелось пить. Толя решил зайти в первую избу и попросить воды. Только он открыл дверь – увидел ту же самую старушку.

Пей, сыночек, пей, - ласково сказала старушка, подавая ему воду.

Толя покраснел, скорее попил, поблагодарил и выбежал на улицу. А вода показалась ему горькой.

В. Осеева

  1. Правильно ли поступил Витя? Подчеркни: да, нет.
  2. А Толя? (Да, нет.)
  3. Как встретила Толю старушка? Отметь галочкой это место.
  4. Что чувствовал Толя, когда пил воду? Подчеркни эти слова.
  5. Объясни название рассказа.

(Карточки разные по сложности, по объёму и разного характера задания.)

(Даю дифференцированно, учитывая способности учеников.)

Изучив “Букварь”, дети знакомятся с учебником “Литературное чтение”. Л. Н. Толстой, как учитель, полагал, что для того, чтобы полюбить чтение “нужно было, чтобы читанное было понятно и занимательно. Ребенка надо учить читать на высокохудожественных текстах. Невыразительные тексты не вызывают интереса”. Интересные учебники в плане подобранных произведений и заданий “Литературное чтение” Н. А. Чураковой (система Л. В. Занкова) и “Литературное чтение” Кубасовой (система “Гармония”). Учебник Горецкого В. Г. в настоящее время переработан. Но, по моему мнению, не вызывает интереса у детей.

Со второго класса дети ведут тетрадку по чтению, в которой записывают основную мысль произведений, определяют жанр, рисуют иллюстрации, записывают сказки, сочиненные ими.

Вот такие сказки дети сочинили после прочтения произведения В. Одоевского “Городок в табакерке”.

“Однажды папа принес часы после ремонта и поставил их на стол. Потом он взял масленку и открыл заднюю дверцу. Я стала наблюдать за часовым механизмом. Папу позвала мама. Он вышел из комнаты.

Вдруг на шестеренке появилась девочка-минутка. И она позвала меня к себе. Я спросила я смогу поместиться в часы? Она сказала: не бойся, иди сюда. Я пошла, и она подала мне ручку. Мы прошли золотую шестеренку. Она была небольшая с острыми зубцами. Потом я хотела посмотреть на нее еще раз и увидела, что она начала крутиться. Я спросила, почему она стояла на месте, а потом закрутилась. Минутка мне ответила: потому что за ними наблюдает звонок, он самый главный в часах. Вот мы пришли. Я вошла как будто в сказку.

И тут я проснулась мама подошла и сказала: “Пора вставать”.

Юля Горбунова, ученица 3 “а” класса

“Один раз я попала в один маленький городок. Я вошла в дверь и увидела много игрушек: куклу, медвежонка, зайчика и многое другое. И я поняла, что попала в городок игрушек. “Ля-ля-ля”, - отвечала незнакомка. Мы слышали, что вам хочется побывать у нас в гостях, ля-ля-ля. Игрушки сказали мне: “Пошли с нами девочка”. И я пошла. Там были комнатки для них. Я увидела зайку, и он мне сказал: “Ля-ля-ля, ты пришла к нам в гости?” Он познакомил меня со своими друзьями. Мы с ними целый день играли, разговаривали. Знаете что, побывайте там обязательно, там так хорошо. Мне там очень понравилось”.

Смурыгина Оля, ученица 3 “А” класса

“Я очень люблю шить. У меня есть собственная швейная машинка, иголка, любимые ножницы и разноцветные нитки.

Я вышила себе салфетку, на которой была полянка. После этой работы я очень устала и решила вздремнуть, но через несколько минут я проснулась от крика, смеха и визжания. Я открыла глаза и увидела “Карусели”, но они не были похожи на карусели, которые сейчас есть у нас во Вселенной. Они были похожи на пружинки. И люди были не похожи на нас, они были похожи на иголочки, пуговки, катушечки, ножницы и даже на игольницу. Тогда я подошла к катушке и спросила у нее в чем дело, а она ответила мне, что у них идет карнавал. Мне тоже захотелось повеселиться, и попросила отвести меня иголочке на какую-нибудь карусель. Она повела не к такой карусели, где катались все, а где каталась девочка похожая на наперсток. Она сидела такая грустная, что мне ее стало жалко и я спросила почему она такая грустная, но она не ответила мне, а иголочка сказала, что она не разговаривает с того времени как потеряла своих родителей. И мне показалось это очень подозрительным. Потому что когда вышивала салфетку у меня было три наперстка, но я два потеряла и у меня остался один наперсток. И тогда сказала девочке, что я знала когда-то твоих родителей, тогда она повернулась и улыбнулась мне и я ей тоже. Она меня спросила: “Так где же они?”, а я побоялась ответить. Девочка смутилась и замолчала. Тогда все потемнело, потом побелело. Передо мной стояла мама и улыбалась как та девочка”.

Валера Шнайдер, ученица 3 “А” класса

Часто на уроках со 2-го класса дети работают с карандашом в руках, выполняя такие задания:

  1. подчеркните непонятные по смыслу слова;
  2. подчеркните труднопроизносимые слова;
  3. подчеркните слова, позволяющие нам ощутить радость, грусть, восхищение, удивление и т. д.;
  4. подчеркните мораль басни;
  5. с помощью каких слов автор выразил свои чувства.

Итак, на протяжении четырех лет я обучаю:

  • Чтению
  • Выразительному чтению
  • Не стесняясь говорить своё мнение, мысль
  • Анализировать произведение
  • Фантазировать, сочинять
  • Давать оценку героям, их поведению
  • Чувствовать и сопереживать.

Воспитание является неотъемлемой частью обучения. Рассказы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, В. Осеевой помогают создать коллектив, формируют такие понятия, как доброта, честность, взаимопонимание, чувство долга.

И, конечно, 4 года контролирую технику чтения. Сейчас существует много разногласий по поводу этого вопроса. Я думаю, что здесь никаких сомнений не должно быть. Контроль нужен. Проверяя каждую четверть темп чтения, я стараюсь не ставить отметки (“5”, “4”, “3”, “2”), а оцениваю результат словесно “Молодец”, “Хорошо”, “Надо еще поработать” и если ребёнок на 2 слова прочитал больше, не выполняя норму я его поощряю. Ведь главное не определенное количество слов, а повышение темпа чтения.

Но если чтение не улучшается или стало ниже, я даю рекомендации родителям (три основных правила):

  1. Контролировать выполнение домашнего задания по чтению.
  2. Ежедневно ребёнок должен читать 15 минут вслух.
  3. Не наказывать чтением.

Есть и такие ученики, у которых техника чтения, практически не меняется со второго класса. Чаще всего эти дети имеют психофизические недостатки, заикание, пониженный процент зрения, чрезмерная медлительность. С такими детьми должен работать не только учитель, но и специалисты – логопед, психолог, социальный педагог в тесном содружестве с родителями.