Урок по теме "Перемещение". 9-й класс

Разделы: Физика

Класс: 9


Цели урока:

Познавательные;

  • дать определение перемещения.

Развивающие;

  • сравнить понятия перемещение, путь.
  • научиться строить вектор перемещения и находить его численное значение.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Методы: Фронтальный опрос, рассказ-беседа, решение задач.

План урока:

  1. Организационный момент - 1 мин.
  2. Актуализация знаний: опрос - 5 мин.
  3. Изучение нового материала - 15 мин.
  4. Закрепление, отработка умений 20 мин.
  5. Подведение итогов урока - 3 мин.
  6. Задание на дом - 1 мин

Изучение нового материала:

1. Выяснение, однозначна ли задача: где может оказаться тело, если оно проходит путь 20 км. Работа с текстом учебника на стр. 10 – 11 по рисунку 3.

2. Определение перемещения стр. 11, запись в тетради.

Рисунок

- обозначение вектора перемещения на рисунке

S - модуль перемещения, м

3. Пример: автомобиль едет из пункта А в пункт В мимо пункта С по прямолинейному шоссе. И возвращается в пункт С. Расстояние АВ 70 км, ВС 20 км, Определите пройденный путь и перемещение.

l = 70+20 = 90 км

S = 50 км

Пример: Решите ту же задачу при условии, что автомобиль движется из пункта А в пункт В без возврата.

l = 70 км

S = 70 км

Вывод: при прямолинейном движении без возврата путь и перемещение равны. Задать перемещение – это значит изобразить вектор перемещения и найти длину вектора.

4. Сформулировать различие между понятиями путь и перемещение.

5. Учащиеся совместно с учителем вырабатывают систему действий для решения задач на нахождение перемещения.

Запись в тетради:

  • Обозначить начальное положение тела.
  • Провести траекторию движения
  • Обозначить конечное положение тела.
  • Построить вектор перемещения.
  • Ввести систему координат.
  • Вычислить путь как длину траектории.
  • Вычислить перемещение как длину вектора перемещения.

Из математики: формула длины окружности, теорема Пифагора, нулевой вектор.

6. Система задач.

I Конькобежец стартовал по дистанции, которая представляет собой окружность радиусом 50 м, и финишировал в ту же точку. Найдите путь и перемещение.

II Мяч упал с высоты 3 м и подскочил на расстояние 1 м от пола. Траектория движения прямолинейная. Найдите путь и перемещение.

III Туристы прошли 6 км на север и 8 км на восток. Найдите путь и перемещение.

IV Найдите путь и перемещение минутной стрелки часов за 30 и за 10 минут.

7. Д/з: §2, домашняя экспериментальная работа: Найдите путь и перемещение секундной стрелки часов за 15 с, 30 с, 60с, 1 мин, 1 час. Выясните, влияет ли на значение этих величин диаметр циферблат часов.