Тема урока: "Выбор профессии — залог успешной самореализации"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели изучения данного курса:

  1. Ознакомление учащихся с природными задатками человека и условиями для развития их в способности.
  2. Показать ребятам как влияют способности на успех в профессиональной сфере.
  3. Способствовать созданию условий для успешной профориентации подростков, быстрой и успешной адаптации на рынке труда.

Задачи курса:

  • содействовать слушателям курса в процессе их самопознания ;
  • выявление природных задатков и трансформации их в способности;
  • ввести подростков в мир профессий;
  • ознакомить с актуальностью в потребности профессий на рынке труда;
  • показать влияние эмоциональной сферы человека на успешность процесса общения, приобретение коммуникативных навыков;
  • совместно с учащимися выявить последствия ошибки в выборе профессии;
  • способствовать выработке навыков самопрезентации как залога начала успешной трудовой деятельности.

По окончанию курса, учащиеся должны:

  • знать свои характереологические и индивидуальные особенности, сферу своих интересов, направленность;
  • знать свои способности и влияние их на профессиональную пригодность в определенной сфере трудовой деятельности;
  • познакомиться с навыками самопрезентации.

Продолжительность занятий.

Предпочтительно не более 40-50 минут, в зависимости от характера и сложности предлагаемого лекционного материала и практических занятий.

 Техническая оснащенность курсовых занятий.

Рациональное количество детей 15-20 человек. Каждое занятие предусматривает обязательный ритуал приветствия в начале занятия и получение “обратной связи” в конце занятия. Дидактический материал (тесты, картины, плакаты, таблицы, аудиовизуальные средства обучения и т.д.).

Содержание программы

  1. Потребности. Потребность в самореализации. Человеческие потребности и их виды. Значение потребностной сферы в жизни человека. Потребность человека в самореализации.
    Диагностико-развивающие процедуры и самостоятельная работа. Исследование мотивационной сферы и направленности личности. Шкала оценки потребности в достижении.
  2. Природные задатки и способности. Знакомство со сущностью задатков. Трансформация задатков в способности. Определение влияния задатков и способностей человека на его самореализацию.
  3. Темперамент. Влияние темперамента на виды деятельности. Определение свойств нервной системы. Знакомство с понятием “Темперамент”. Определение типа темперамента.
    Диагностико-развивающие процедуры и самостоятельная работа. Тест-опросник Айзенка.
  4. Типы мышления и сфера профессиональной деятельности.
    Дать учащимся представление о мышлении и его особенностях; о типах мышления.
  5. Внимание и память. Виды памяти. Мнемотехника.
    Понятие память и внимание: определение видов памяти; внимание его значение в определенных видах профессиональной деятельности. Знакомство с понятием мнемотехника. Презентация основных способов запоминания.
    Диагностико-развивающие процедуры и самостоятельная работа. Методика изучения избирательности внимания. Методика Мюнстерберга. Методики изучения видов памяти.
  6. Эмоции и общение. Развитие коммуникативных навыков.
    Эмоции и их значение в жизни человека. Влияние разных видов эмоций на качество общения. Общение и профессиональная деятельность. Три составляющие общения. Практическое занятие. Техники вхождения в контактное взаимодействие. Знакомство с некоторыми приемами саморегуляции в эмоциональной сфере.
    Диагностико-развивающие процедуры и самостоятельная работа. (Тест оценки коммуникативных умений).
  7. Характер и карьера.
    Понятие характер. Источники формирования характера. Влияние характера на карьерный рост в профессиональной сфере.
    Диагностико-развивающие процедуры и самостоятельная работа: методика определения характереологических черт личности (тест-опросник Айзенка).
  8. Способности и профессиональная пригодность. Что такое “Могу”?
    Ознакомление с понятием профессиональная пригодность. Всегда ли наши желания заниматься определенным видом деятельности совпадают с нашими возможностями. Виды способностей и профессиональная деятельность.
  9. Что я знаю о мире профессий.
    Дать учащимся представление о многообразии мира профессий. Классификация профессий. Определение степени информированности учащихся о многообразии профессиональной деятельности.
    Диагностико-развивающие процедуры и самостоятельная работа: методика определения направленности личности. Карта интересов.
  10. Ошибка в выборе профессии и её последствие.
    Осознание учащимися привлекательных и непривлекательных сторон любой профессии. Возможность ошибки при выборе профессии и её последствия. Знакомство с правилами грамотного выбора профессии.
  11. Самопрезентация.
    Самопрезентация при трудоустройстве. Знакомство учащихся с понятием самопрезентации. Навыки самопрезентации. Ознакомление с приемами самопрезентации.
  12. Итоговое занятие. Самопрезентация – залог успешного начала трудовой деятельности.
    Практическое занятие. Овладение учащимися азами самопрезентации.

Учебно-тематический план

Тема Кол-во часов Вид работы
Теоретическая часть Практическая часть
1 Вводный урок 1 лекция  
2 Природные задатки и способности 1 лекция упражнение
3 Темперамент и деятельность 1 лекция диагностика
4 Типы мышления 1 лекция диагностика
5 Внимание и память. Виды памяти. Мнемотехника 2

Занятие с элементами тренинга

6 Эмоции и общение. Развитие коммуникативных навыков 2 Беседа упражнение
7 Характер и карьера 1 лекция диагностика, упражнение
8 Способности и профессиональная пригодность. Что такое “ Могу?” 1

Занятие с элементами тренинга

9 Что я знаю о мире профессий 2 лекция диагностика, упражнение
10 Ошибка в выборе профессии и ее последствия 1   Диалог, диспут, упражнение
11 Самопрезентация. Что это такое? 2

лекция

12 Итоговое занятие. Самопрезентация – залог успешного начала трудовой деятельности 2 Практическое занятие

Количество часов - 17.

Используемая литература:

1. Л.Хьёлл, Д. Зиглер Теория личности / Питер, СПб., Москва. Харьков. Минск. 2000.

2. Бендюков М. А., Соломин И.Л. Что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы/ Под ред. Е.И. Горбатого.- СПб., 2000.

3. Бондарей В.П., Гапоненко А.В., Зингер Л.А., Лернер П.С. и др. Технология профессионального успеха: Эксперементальный учебник для 10-11 классов естественно-научного профиля / Под ред. С.Н. Чистяковой.- М.: Просвещение, 2001.

4. Гуткин М.С., Лернер П.С., Михальченко Г.Ф. и др. Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений/ Под ред. С.Н. Чистяковой.-М. Просвещение, 2003.

5. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

6. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов.- М.:Генезис, 2000.

7. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского и М.Г.Ярошевского / Ростов-на-Дону, “Феникс”. 1999.