Русская художественная культура первой половины XIX века

Разделы: История и обществознание


Пояснительная записка

“Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года” одним из приоритетных направлений образовательной политики определяет личностную ориентацию содержания образования, усиление воспитательного потенциала и социально – гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества, становлению личности ученика.

Цель предлагаемого курса: - формирование у учащихся представлений о русской художественной культуре первой половины XIX века, системе ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества, воспитания гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов России и мира.

Предназначение программы. Данная программа может быть использована для учащихся 8-х классов. Занятия проводятся по 1 часу в неделю.

Актуальность предлагаемого курса определяется, прежде всего тем, что в современном мире массовая культура вошла в повседневную жизнь практически каждого человека. Она культивирует идеи приоритете материальных ценностей над духовными, культ силы и насилия, сексуальной распущенности и вседозволенности, социальной нетерпимости и др.

В течение тысячелетней истории русское искусство утверждало приоритеты общечеловеческой значимости: милосердие и сострадание, чувство сопричастности, высокие духовные истины красоты, добра и любви.

Задачи курса:

  1. Показать русскую художественную культуру первой половины XIX века как часть мировой художественной культуры.
  2. Дать представление об историческом опыте русского и других народов России, его миропонимания, национальный менталитет, религиозные, философско-этические, эстетические установки.
  3. На материале конкретных произведений литературы, живописи, музыки, зодчества, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественного-образного мышления великих русских мастеров.

Методы преподавания.

Ведущая роль в преподавании данного курса отводится активным, творческим методам обучения, педагогическому сотворчеству учителя и учащихся, поисково-аналитической работе.

Структура программы.

В основу программы курса положены два принципа – историзма и тематизма. Принцип историзма позволяет выявить истоки и наиболее значимые этапы развития отечественных культурных традиций первой половины XIX века. Принцип тематизма концентрирует внимание учащихся на творчестве великих русских мастеров.

Программа состоит из введения и семи тем.

Тема №1. “Золотой век”. Эпоха Пушкина и ее расцвет.

Тема №2. “Две музы, две сестры родные” (музыка и поэзия первой половины XIX века.)

Тема №3. Драма жизни на сцене театра.

Тема №4. Пути развития русской живописи.

Тема №5. Городская культура половины XIX века.

Тема №6. Народная самобытная культура русской деревни.

Тема №7. Основные направления развития архитектуры и градостроительства половины XIX века.

Учебно-тематический план курса

Тема Занятия Тема Кол- во часов Форма проведения
  1 Введение. Историческая характеристика эпохи. Усиление свободомыслия. Идеи декабристов. Брожение умов 40-50-х гг. XIX века.

Тесная связь развития философских и эстетических учений. Отражения в искусстве взлетов и падений, открытий и заблуждений своего времени.

1 Лекция
I 2-4 “Золотой век”: Эпоха Пушкина и ее расцвет. Становление новой художественной картины мира. Классицизм в литературе, архитектуре, музыке начала XIX век. Специфика русского менталитета. А.С. Пушкин и русское искусство. Роль пушкинского наследия в разных видах искусства. 3 Лекция,

Семинар,

Творческие работы.

II 5-6 “Две музы, две сестры родные”.

М.Ю. Лермонтов и русский романтизм. Тема человеческой гордыни и демонизма в творчестве поэта. В.А.Жуковский и его философско-религиозная проблематика. Философская лирика “легкой” поэзии. Романсы. Сентиментальные образы в музыке Глинки М.И., А.А.Алябьева, А.Е.Варламова.

2 Лекция, творческие работы.
III 7-8 Драма жизни на сцены театра. Развитие театра в первой половине XIX века. Рождение Большого и Малого театров. Александринка. Мочалов П.С. и Щепкин М.С. – великие мастера перевоплощения. 2 Лекция, творческие работы.
IV 9-10 Пути развития русской живописи. Становление новых жанров в изобразительном искусстве: на перепутье классицизма и романтизма. А.О.Кипренский, В.А. Тропинин, А.Г. Венецианов, С.Ф.Щедрин, К.П. Брюллов, А.А.Иванов. 2 Лекция, творческие работы.

Посещение художественной школы.

V 11-12 Городская культура первой половине XIX века. Особенности городского фольклора; быт, культура средних слоев общества. 2 Лекция.
VI 13-14 Народная самобытная культура русской деревни, ее особенность. 2 Лекция, посещение музея.
VII 15-16 Основные направления развития архитектуры и градостроительство. Русский ампир, его особенности. Наиболее яркие памятники архитектуры. Русско-византийский стиль. К.А.Тон. 2 Лекция, творческие работы.
    Итоговое занятие 1  

Содержание курса.

Введение. Сопротивление идеологии крепостного строя и деспотической форме правления в русском обществе. Усиление свободомыслия после победы в Отечественной войне 1812 года. Идеи декабристов. Тесная связь философских и эстетических учений. Отражение в искусстве взлетов и падений, открытий и заблуждений своего века.

Тема №1. “Золотой век”. Эпоха Пушкина и ее расцвет. Противостояние государственных и свободолюбивых тенденций в общественном сознании. А.С.Пушкин и русское искусство. Философские мировоззрения поэта. М.И.Глинка и образ русского народа. Русский ампир. Сочетание монументальности, ясности с праздничностью и торжественностью Росси К.И., Воронихин А.М.

Тема №2. “Две музы, две сестры родные” (музыка и поэзия первой половины XIX века.) Многогранный внутренний мир человека, его лирические переживания и чувство в произведениях представителей русского романтизма. М.Ю.Лермонтов, А.Н.Рубинштейн, М.А.Врубель, А.Н.Скрябин. “Легкая” поэзия души. Ф.И.Тютчев, К.АБатюшков, Е.А.Баратынский, А.А.Алябьев, А.Е.Варламов.

Тема №3. Драма жизни на сцене театра. Развитие театра первой половины XIX века. Создание Большого (1824) и Малого театров. А.Н.Островский – “отец” театрального реализма. Великие русские актеры П.С.Мочалов и М.С.Щепкин. Русская режиссерская школа.

Тема №4. Пути развития русской живописи. Пути развития русской живописи. Становление новых жанров в изобразительном искусстве: на перепутье классицизма и романтизма. Обращение художников к миру чувств и переживаний. Творческий облик О.А.Кипренского. Романтические мотивы творчество В.А.Тропинина. Жанровая живопись. Романтические представления о вольной жизни – А.Г.Венецианов, С.Ф.Щедрин. Мир живописи К.П.Брюллова. Обновление художественной образности. А.А.Иванов и его философско-религиозные взгляды, библейские сюжеты.

Тема №5. Городская культура половины XIX века. Формирование пласта культуры народа. Быт города, городской фольклор. Городские праздники. Особенности и неоднородность культуры городских слоев населения.

Тема №6. Народная самобытная культура русской деревни. Особенности формирования деревенской культуры. Быт деревни, деревенский фольклор, праздники, обряды.

Тема №7. Основные направления развития архитектуры и градостроительства половины XIX века. Зодчество первой половины XIX века. Русский ампир и его отличительные черты. Наиболее яркие памятники ампира. Русские зодчие – Захаров А.Д., Воронихин А.М., Росси К.И. “Русско-византийский стиль” К.А. Тон.

Литература:

  1. Асафьев Б.В. Русская музыка: XIX и начало XX в. – Л., 1979.
  2. Васина – Гроссман В.А. Музыка поэтисекое слово. – М., 1978.
  3. Верещагина А. Художник. Время. История: Очерки русской исторической живописи XVII -XX в. – М., 1983.
  4. История русского драматического театра. – М., 1980, т.5,6.
  5. Мезенцев П.А. История русской литературы XIXв. – М., 2001.
  6. Русское общество 30-х гг. XIXв.: Люди и идеи. Мемуары современников – М., 1989.
  7. Черейский Л.А. Пушкин и его окружение – Л., 1975
  8. Московская старина. Воспоминания москвичей прошлого столетия. – М., 1989.
  9. Федосюк Ю.А. Энциклопедия русского быта XIX века. – М., 1998.