Урок истории по теме: "Иван IV и его деятельность в оценках и суждениях"

Разделы: История и обществознание


Цель: показать, что в исторической литературе существуют различные оценки личности первого русского царя и его деятельности.

Задачи:

  • Образовательная — формирование умений обобщать известные данные на основе выделения главного; дать представление о данном государственном деятеле, показать, как историческая действительность отражалась на судьбах людей; изучение жизни Ивана IV через письменные источники;
  • Развивающая — привить навыки аналитической работы путём изучения литературы по данной теме; способствовать формированию умений работать в группах;
  • Воспитательная — обусловлена значением изучаемого материала, с помощью которого можно формировать убеждения учащихся в познаваемости исторической действительности, воспитание культуры умственного труда.

План урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

3. Реформы Ивана IV и характеристика первого русского царя.

4. Внешняя политика Ивана IV.

5. Опричнина.

6. Поэты и писатели XIX в. об Иване Грозном.

7. Заключение.

8. Подведение итогов.

9. Домашнее задание.

Наглядность: портрет Ивана IV.

Эпиграф: При Иване Грозном Русь стала великой державой, но заплатила за это непомерную цену.

Проблемный вопрос: Почему народ прозвал Иоанна IV не мучителем, а грозным?

Выставка художественной литературы об Иване Грозном.

Содержание урока

I. Урок начинается с организационного момента.

II. Вступительное слово учителя.

Утро 18 марта 1584 г. выдалось пасмурным. Тихо звонили московские колокола. Уныло стоял народ в церквах и усердно молился.

Все — и старые, и молодые — плакали. Казалось, все просили Бога о какой-то милости, о каком-то великом деянии. Люди молились о выздоровлении Иоанна IV. Так слух об опасной болезни государя заставил всех позабыть его несправедливость. Все видели в нём только умирающего царя, а этот вид горестен для всякого народа и тем более для русского.

Но молитвы их были напрасны. Иоанн скончался в тот же день и в то самое время, когда, чувствуя облегчение, он располагался играть с князем Бельским в шашки и уже расставил их. Имея не более 53-х лет отроду, он мог бы ещё долго жить, но сильное волнение, которое беспрестанно происходило в нём то от гнева, то от страха, досада на успехи врагов его государства, угрызения совести о сделанных злодеяниях, наконец, страшная мысль об убийстве сына — всё это вместе сокрушило силы Иоанна. С каждым днём здоровье его расстраивалось, слабело и, наконец, жизнь прекратилась ударом. Так исчез из мира человек, соединявший в себе разительные противоположности хорошего и худого. Вспомнив обо всех добрых и дурных его свойствах, зная из летописей того времени о его превосходном уме и твердости духа, нельзя понять его настоящего характера и можно думать, что этот необыкновенный государь послан был от Бога в наше отечество по его неисповедимому промыслу с какой-нибудь особенною целью, неизвестною нам, точно так же, как неизвестны людям ещё многие чудные явления природы.

Таким образом, вокруг Иоанна IV, его личности, деяний, эпохи, в условиях которой он жил и правил, уже не первый век кипят ожесточённые споры. Одних ввергают в ужас страшные проявления его беспощадной, деспотической натуры. Другие отдают предпочтение значимости основных целей, которые он перед собой ставил.

И наша сегодняшняя задача показать, что в исторической литературе существуют различные оценки личности первого царя и его деятельности. Вникая в смысл этих споров, задумайтесь о связи прошлого с настоящим. В процессе работы на уроке попытайтесь ответить на вопрос: почему народ прозвал Иоанна IV не мучителем, а грозным?

Предлагаю включиться в споры об Иоанне IV и начнём с характеристики оного.

(Здесь начинаются выступления учащихся об Иоанне IV.)

III. Оценить однозначно личность Иоанна IV и его деятельность невозможно. И не случайно характер суждений разноречивый. Иван Васильевич, вне всякого сомнения, был человеком неординарным, великим и мудрым. И доказательством этому служат его дела, его проведённые реформы.

Начало реформ было положено венчанием на царство Ивана IV. Кода это произошло? (Следуют ответы учащихся).

Принятием царского титула, который ему вручил глава церкви митрополит Макарий, было подчёркнуто не только место, которое Русское государство занимало в Европе, но и самодержавный характер правления нового царя.

В июне 1547 г. в Москве вспыхнул сильный пожар. Он продолжался два дня, и город почти полностью выгорел. В огне погибло около 4000 человек. Это привело к появлению слухов о том, будто мать Глинских, княгиня Анна, вынимала сердца из мёртвых и клала в воду, кропила ею все улицы и оттого сделался пожар. В результате 26 июня толпы народа двинулись в Кремль. На площади у Успенского собора собралось вече. Один из Глинских — Юрий — был убит. Дворы Глинских были разгромлены.

После московского восстания произошли выступления в других городах. Всё это потребовало от правительства принятия решительных мер по обеспечению порядка и укреплению власти. Так какие же меры были приняты?

(Учащиеся говорят об образовании Избранной рады и о реформах.)

Каковы же были цели реформ?

(Ответы учащихся.)

Да, воистину в России в то время, делалось всё, что способствовало дальнейшему укреплению российского государства, росту его военной мощи, усилению экономических и политических позиций дворянства. А реформы 50-х гг. XVI в. укрепили государство и позволили приступить к разрешению острых задач внешней политики.

IV. (Идёт сообщение ученицы о задачах внешней политики восточного и западного направлений.)

Оцените значение вхождения в состав Российского государства народов Поволжья и Западной Сибири.

(Следуют ответы учащихся.)

Весь XVI век был для России веком огромного напряжения. В течение этого времени было три войны со Швецией, семь войн с Литвой, Польшей и Ливонией. В течение века продолжается война с ханствами, отделившимися от золотой Орды. И к этому надо добавить внутренние трудности – опричнину.

И сейчас мы проведём небольшое расследование, выясним, какова была цель опричнины и её последствия.

V. Класс делится на три группы.

1. Оперативная группа устанавливает, что сопутствовало началу преступного деяния.

2. Экспертная группа, работая с различными источниками и картами, определяет количество земель, вошедших в опричнину, число жертв опричнины.

3. Следственная группа пытается выявить мотивы преступления, причины введения и отмены опричнины.

А теперь попытайтесь назвать позитивные и негативные последствия опричнины.

(Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.)

Опричнина — сложное, противоречивое историческое явление. Иван IV хотел добиться полного единовластия в управлении страной, для чего нужно было подчинить себе боярско-княжескую знать, ликвидировать старые очаги удельной системы. Опричнина сопровождалась страшными жестокостями и принесла крайне разрушительные последствия хозяйству страны и её населению. Борьба с пережитками феодальной раздробленности и укрепление централизованного государства прогрессивны, но террор и жестокость не могут быть средствами достижения этих целей.

VI. Именно этой эпохе, этой теме посвятил свою поэму поэт XIX в. Михаил Юрьевич Лермонтов. Поэма так и называется “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.

(Ученица читает отрывок из поэмы.)

Главные достоинства поэмы в талантливом соединении исторического, лирического и глубоко интимного философского раздумья автора. Вывод поэта неутешителен. Справедливость всё-таки торжествует, хотя и ценою жизни благородного человека. Видимо, именно трагическая повторяемость этого сюжета, закономерность этой жизненной ситуации и привлекли поэта.

Поэма Лермонтова была высоко оценена читателями и, прежде всего, В.Г. Белинским, который видел важнейшие достоинства этого подлинно народного произведения в его связи с актуальными проблемами современности.

Этой же теме уделил своё внимание писатель XIX в. Алексей Константинович Толстой. Его роман называется “Князь Серебряный”. Данная повесть времен Иоанна Грозного имеет целью не столько описание каких-либо событий, сколько изображение общего характера целой эпохи и восприятие понятий, верований, нравов русского общества второй половины XVI столетия. Сам автор сознаётся, что при чтении источников книга не раз выпадала у него из рук и он бросал перо в негодовании, не столько от мысли, что мог существовать Иоанн IV, сколько от той, что могло существовать такое общество, которое смотрело на него без негодования.

(Учитель зачитывает отрывок из романа “Князь Серебряный”.)

VII. И действительно, непонятен был Иоанн для своего народа, непонятно было и чувство этого народа к Иоанну. Это было соединение страха, ненависти и любви. Во время жестокостей Иоанна, продолжавшихся двадцать четыре года, подданные его переносили бедствия свои с христианским великодушием. Самые невинные из них умирали спокойно, покоряясь своей судьбе, как назначению Божией воли, по слову святого писания: “Чти царя твоего”. Такие кроткие, набожные чувства добрых предков ещё более усилились со времени кончины государя. Не боясь более его страшного гнева, они забыли все жестокости и помнили только одни славные его дела. Три покорённые татарские царства, новая книга законов “Судебник”, новые учреждения по церковным и гражданским делам, новые училища для образования народа, множество новых городов, построенных в его царствование, многочисленное войско, выгодная торговля с иностранными государствами – всё это напоминало русским не пороки, а великие качества умершего государя, и потому не удивительно, что они называли Иоанна IV не “мучителем”, как некоторые звали его при жизни, но “грозным”. Им казалось, что это имя довольно выражало и суровость нрава Иоанна, и ту грозу небес, которая гремела над ними во время его правления, и, может быть, по собственному промыслу Творца, была так же полезна для России, как бывают полезны для земли гром и молния, убийственные для нескольких жизней и благодетельные для всего живущего.

И в заключение хочу сказать, история России продолжается; продолжаются и наши раздумья о ней. И хочется мне процитировать слова М.Горького: “Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо”.

В конце урока была проведена самостоятельная работа в качестве закрепления.