Тема урока: "Мир профессий и труда"

Разделы: Технология


Задачи:

  • закрепление знаний об огромном разнообразии мира профессий, об особенностях психологического анализа труда;
  • осознание учащимися своих профессиональных предпочтений;
  • расширение знаний о мире профессий; - активизация процесса рефлексии.

Необходимые материалы:

  • анкета,
  • видиопрофессиограммы,
  • словарь основных понятий курса.

Труд всегда был и остается основанием человеческой жизни и культуры.

А.С.Макаренко

Сценарий занятия.

1. Вступление

а) Анализ афоризма к уроку

Афоризм записан на доске – все размышляют, после чего мнения суммируются.

Учащимся задаются вопросы:

  • Как вы понимаете смысл данного высказывания?
  • Можете ли вы привести свои примеры на данную тему?

б) Беседа о профессиональной направленности

Дается рассказ о необходимости каждого человека найти в жизни свое назначение, призвание. Используются литературные примеры, активные формы беседы.

“Человек рождается два раза, говорят в народе, считая вторым его рождением выбор профессии. Рождение человека как профессионала – процесс сложный и индивидуальный. Формирование готовности человека к вхождению в новое качество – работника, специалиста, профессионала – уходит корнями в его детство, юность. Например, бытует легенда, что в голландских семьях (будь то самая богатая или самая бедная семья), когда рождается ребенок и только начинает что-то понимать, мать берет его ладошки и показывает ребенку на них две извилинки (они всегда есть на ладошках). Буква “М” по-голландски означает – “человек”. А если перевернуть – латинская “W”, что означает “work” - “работа”. Человек и работа. Человеку надо работать, человек рождается, чтобы работать, и это большое счастье – найти в жизни свое назначение, свое призвание.

- Как вы понимаете значение слова “призвание”? (Степень наивысшего взаимосоответствия человека и его профессии).

2. Беседа о труде

Закрепление базовых понятий курса, работа строится в форме дискуссии.

Итак, во все времена, труд – необходимая основа жизни и развития человека и общества.

а) Как вы думаете, каково значение труда для человека?

  • В труде формируется физические и психические качества: выносливость, работоспособность, сила воли, трудолюбие, самостоятельность, свобода, инициатива, творчество, честь и достоинство.
  • Труд служит средством самовыражения и самоутверждения: результат труда приносит человеку ощущение удовлетворенности, уважение окружающих.

б) Так что же такое “труд”?

  • Деятельность людей, один из видов активности, наряду с игрой, познанием, общением.

в) Каким может быть содержание труда?

  • Труд физический: связан с затратами мускульной энергии;
  • Труд умственный, в том числе – учебный;
  • Труд художественный: направлен на создание ценностей эстетической культуры.

3. Психологический практикум

а) Упражнение-анкета “Голубых воротничков”

Каждому учащемуся вручается анкета с инструкцией: проранжировать позиции по важности для себя, используя числа от 1 до 15, определяя предпочтения.

“В 1984 году в Америке было проведено исследование о ценностях молодых людей всех слоев общества. На вопрос о том, чего ждет человек от работы, молодые люди отметили следующие 15позиций.

  1. Видеть результаты своего труда.
  2. Возможность в дальнейшем зарабатывать больше денег.
  3. Возможность не слишком утруждать себя.
  4. Возможность проявить умственные способности.
  5. Интересная работа.
  6. От меня не ждут, что я буду делать то, за что мне не платят.
  7. Участие в перспективном деле.
  8. Хорошая оплата.
  9. Не требует тяжелой физической работы.
  10. Возможность обучаться ремеслу, развивать свои способности.
  11. Признание хорошо исполненного дела.
  12. Общественно-полезная работа.
  13. Участие в решениях, касающихся производства.
  14. Хорошее пенсионное обеспечение.
  15. Не стать винтиком в огромном безличном механизме.

Когда все учащиеся выполнят задание, проводится обсуждение, приводящее к соглашению относительно того, как надо ранжировать позиции.

Обобщение: мы увидели собственное отношение к труду, определили свои ценности, сравнили их с мнением американской молодежи. Есть притча, ярко показывающая три типа отношения к труду.

“На строительстве Сартского собора подошедший путник спросил у рабочих:

- Что вы делаете?

Один ответил: “Камни ношу” (труд принудительный)

Второй сказал: “Деньги зарабатываю” (труд, как источник существования)

Третий воскликнул: “Мы храм строим!” (труд – служение великой цели).

Далее следует обсуждение с учащимися трех типов отношения человека к труду.

б) Работа со словарем

Закрепление базовых понятий курса.

Работа строится в форме дискуссии.

1. Что такое профессиональный труд, профессия?

Методом эврестической беседы обсудить основные признаки профессии: подвести учащихся к выводу о том, что профессия – род трудовой деятельности, притом, что работа на садовом участке – тоже род трудовой деятельности.

2. В чем же отличие профессии от других видов трудовой деятельности? Что необходимо, прежде всего, чтобы получить профессию? (Образование)

- Дворник, грузчик, уборщица – это профессия? (Нет, потому что нигде не обучают этим занятиям, хотя они и являются трудовыми)

3. Что еще является основным признаком профессии? На что мы надеемся, получая профессию? (Она будет приносить нам радость, удовлетворение и обеспечивать нас материально)

4. Что еще необходимо учитывать при выборе профессии? (Чтобы совпадали интересы, желания, возможности и способности человека)

5. Что такое “специальность”? (Род занятий в рамках одной профессии)

6. Какие специальности вы знаете в профессии врача? (Окулист, хирург, лор, невропатолог, стоматолог и т.д.)

7. Что такое “должность”? (Служебная обязанность, служебное место)

8. Назвать свои примеры профессий, специальностей, должностей.

9. Что такое квалификация? (Степень годности к какому-либо виду труда, уровень подготовленности). Привести примеры.

10. Что такое “карьера”? (Активное достижение человеком ранее намеченных постов и должностей)

11. Что такое “призвание”? (Наивысшая степень взаимосоответствия конкретного человека и его работы)

В конце беседы раздать учащимся словари с определениями. Дать задание – запомнить понятия.

в) Упражнение. Задание: найти и исправить ошибки в таблице:

профессия +/- специальность +/- должность +/-
Врач

Летчик-испытатель

Кинолог

Учитель физики

Животновод

Строитель

Журналист

Завуч

Бригадир

+

-

+

-

+

+

+

-

-

Штукатур-моляр

Бухгалтер

Репортер

Терапевт

Слесарь-сантехник

Токарь

Программист

Следователь

Воспитатель

+

-

+

+

+

-

-

+

-

Директор

Заведующий отделом

Швея

Главный специалист

Космонавт

Начальник смены

Медицинская сестра

Старший продавец

+

+

-

+

-

+

-

+

г) Упражнение: “Видеопрофессиограмма”

Просмотр видеоролика о специальности “ карамельщик”

Цель: знакомство с новой специальностью - карамельщик (профессия – кондитер).

Задачи:

  • выяснить профессия или специальность;
  • определить психологические качества, необходимые специалисту данной профессии.

Заключение: сегодня мы закрепили знания о мире профессий и труда. Сейчас вы учитесь в 9 классе и должны сделать верный жизненный и профессиональный выбор. Кто-то из вас продолжит обучение в 10 классе, кто-то пойдет учиться в училища, техникумы, но все вы уже сейчас можете выбрать свою сферу профессиональной деятельности, а также определить профиль обучения в 10 классе.

На земле очень много профессий.
О профессии каждый мечтал.
Есть профессии – нежная песня.
Есть профессии – литый металл.
Но всегда – и как было когда-то,
И сейчас в двадцать первый наш век –
Я хочу пожелать вам, ребята…
Чтобы вырос из вас Человек!

Литература.

  1. Митина Л.М. Проблемы профессиональной социализации личности. Кемерово, 1996.
  2. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М.,1991.
  3. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. – Воронеж, 1996.
  4. Программа проведения профконсультационной работы со старшеклассниками. (Авторы-составители: Борисова Е.М., Логинова Г.П., Зацепин В.В) Москва, 1993).