Разработка интеллектуальной игры по физике на тему: "Звездный час"

Разделы: Внеклассная работа


I. Тип мероприятия: Творческая интеллектуальная игра по физике “Звездный час”

II. Тема мероприятия: “Физика и её основные законы”

III. Задачи мероприятия:

Обучающая:

  • Обобщить знания по физике по темам “Кинематика”, “Атмосферное давление”, “Физические открытия”, “Физические приборы”.

Развивающая:

  • Развивать умение логически мыслить, работать с дополнительной литературой, ориентироваться в мире физики и природы, развивать познавательный интерес учащихся, их кругозор.

Воспивающая:

  • Способствовать нравственному воспитанию учащихся на примере пословиц и поговорок народов мира, эстетическому воспитанию посредством оформления кабинета, воспитание чувства сопереживания и сопричастности.

IV. Методы обучения: Наглядный.

V. Оборудование:

  • портреты ученых физиков,
  • рисунки различных явлений,
  • рейтинг участников игры,
  • этапы игры,
  • таблички с цифрами,
  • кубики с буквами,
  • коробки с призами.

Ход игры

Ведущий: Уважаемые зрители, гости, “болельщики” и участники встречи. Мы рады приветствовать Вас на физической игре “Звездный час”.

Девиз нашей встречи: “Физике все возрасты покорны”.

(Звучит музыкальная заставка и песня).

Эпиграфом нашей игры мы взяли слова:

И преграды нас не остановят
Новые миры к себе манят,
Нам оставить слез в науке стоит
И внести в открытия свой вклад!

Ведущий: Разрешите представить Вам участников игры: это представители 9 класса и их помощники учащиеся 11 класса, которые выступят сегодня в роли родителей.

(Участники представляют себя, а учитель - родителей).

Ведущий: Дорогие участники игры, захватите с собой смекалку, находчивость, а смелость говорят, города берет, и тогда победа всегда будет за вами. Успехов Вам! Начинаем игру.

I тур. Великие ученые - физики

Ведущий: Перед вами 7 портретов физиков. Вам предстоит указать, какой цифрой обозначен портрет того или иного физика.

Вопрос 1. Ученый, физик, член Лондонского королевского общества. В 1699г. являлся директором монетного двора, установил закон сопротивления, вывел формулу для скорости распространения волн.

(Исаак Ньютон)

Вопрос 2. Профессор экспериментальной физики в Кембридже, развивал теорию цветного зрения, исследовал устойчивость колец Сатурна, показал, что кольца представляют собой рой метеоритов.

(Дж. Макевели)

Вопрос 3. Ученый, русский, разработавший немало различных физических приборов: анемометр, газовый барометр, сконструировал телескоп-рефлектор, в который наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца. Учреждена золотая медаль его имени.

(М.В.Ломоносов)

Вопрос 4. Научные труды этого ученого относятся к математике, физике и астрономии, разработал основы статики, ввел понятие центра тяжести, автор многих изобретений, в частности катапульты и машины для орошения полей.

(Архимед)

Вопрос 5. Физик, член Петербургской академии наук, разработал методы расчета эл.магнитов в эл.машинах. Работы этого ученого относятся к геофизике, принимал участие в кругосветном путешествии на шлюпке “Предприятие”

(Э.Ленц)

Вопрос 6. Физик, математик и химик. Предложил использовать эл. магнитные явления для передачи сигналов. Изобрел коммутатор, эл.магнитный телеграф. Исследования относятся к философии и ботанике.

(A.M.Ампер)

Ведущий: Подведем итоги, за каждый правильный ответ игрок получает звезду, а если его ответ совпадает с родителями, то он получает дополнительную звезду.

Итак, соревнование становится все более интересным! Ура” Мы преодолели первый барьер.

(Подводит итоги I тура, выставляют звезды на рейтинг)

Ведущий: Открытия, которые совершали ученые-физики всегда строились на наблюдении различных явлений. Сейчас, участникам игры предстоит посостязаться в знании терминов.

II тур. “Физический ералаш”

В нем принимают участие также и зрители. Тот, кто составит самое длинное слово, может выбрать себе приз.

(Выбирают кубики из мешка, буквы: а,с,т,в,к)

Ведущий: За 3 минуты необходимо написать физические термины в именительном падеже и единственном числе.

(Звезду получает тот, у кого больше слов)

Зритель, составивший слово с наибольшим количеством букв с помощью вопросов угадывает название приза. Участник игры с большим количеством слов открывает ящики с призами, но за каждый открытый ящик он расстается со звездой.

(Подводим итоги II тура, выставляют звезды на рейтинг)

Выбывает 1 игрок !!!

Ведущий: Для человека, увлеченного физикой очень важно уметь логически мыслить, поэтому мы начинаем.

Ill тур. “В лабиринтах мысли”

Ведущий: Мы предлагаем вашему вниманию видеостену.

Вопрос 1. Я утверждаю, что один из этих ученых - ученик Галилея, помогавший ему в исследованиях. Он являлся придворным математиком герцога Тосканского и профессором математики, достиг совершенства в конструировании микроскопов и шлифовании линз телескопов.

(Э.Теричелли)

Вопрос 2. Какая из схем (на рис.1 и 3 ) соответствует цепи, изображенной на рисунке?

Вопрос 3. К какому рисунку относится следующее четверостишие.

“В славном граде Магдебурге
Начинается показ
Император сам приехал
Посмотреть на этот раз
Герике поставил опыт
Полушария он взял”

Вопрос 4. Можно утверждать, что ученый, открывший один из газовых законов сразу же после братьев Монгольфье, построил воздушный шар из прорезиненной ткани, первый использовал для его наполнения водород, осуществил полет на этом шаре в 1783г. Являлся членом Парижской АН, профессор экспериментальной физики, учился самостоятельно.

(Шарль)

Вопрос 5. На одном их этих рисунков показан гидростатический парадокс. Найдите его.

(Ведущий подводит итоги III тура, прикрепляют звезды к рейтингу)

Выбывает 1 игрок!!!

Ведущий: Итак, ребята, вы работали и, наверное, устали, отвлечемся сейчас на музыкальную паузу.

Ведущий: Физика - это наука не только теоретическая, но и экспериментальная, поэтому следующий тур называется.

IV тур. “Знаешь ли ты физические приборы”

Ведущий: Вам необходимо указать номер того или иного прибора.

Вопрос 1. Какой цифрой обозначен амперметр?

Вопрос 2. Какой цифрой обозначена паровая турбина?

Вопрос 3. Какой цифрой обозначен реостат?

Вопрос 4. Какой цифрой обозначен двигатель внутреннего сгорания? (Подводим итоги и выставляем звезды на рейтинг) Выбывает 1 игрок!!!

Ведущий: Все открытия в физике имеют аналитическое описание, то есть задаются формулами. Итак, начинаем.

V тур. “Физические обгонялки”

Ведущий: Сейчас вам необходимо за 3 минуты написать физические формулы. Кто больше напишет, тот и победил.

(Подводят итоги, клеят звезды на стену)

Выбывает 1 игрок!!!

Ведущий: Всё, что мы видим в природе, связано с физикой. Такие процессы можно также наблюдать в пословицах и поговорках.

VI тур. “Жемчужины народной мудрости”

Ведущий: Вам предлагается по очереди называть пословицы и поговорки, кто раньше остановится, тот и проиграл. (Соревнуются игроки и выбирают победителя игры) (Игрок произносит тронную речь)

Вручение подарков и грамот. Ведущий: И в заключение игры хочется сказать словами

Поскольку существует мирозданье
Такого нет, кто б ни нуждался в знанье,
Какой бы ни царил на свете век
Всегда стремился к знанью человек!!!