Смутное время — кризис русской государственности. Урок истории. 10-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 10


Цели:

  • соотнести знания эпохи Ивана Грозного с получаемой из разных источников информации о Смутном времени,
  • подвести учащихся к выводу о кризисе государственности в Смутное время,
  • помочь учащимся увидеть сложность и противоречивость развития России в указанный период.

Задачи:

1. Образовательные:

  • создать условия, побуждающие к поиску ответов на вопросы о Смутном времени как кризисе государственности, из различных источников информации;
  • учить приёмам качественной оценки событий и процессов в Российской истории;
  • помочь учащимся увидеть противоречивость развития России в указанный период, на основе изученного помочь учащимся сформировать выводы о кризисе государственности.

2. Воспитательные:

  • критическое отношение к событиям и явлениям истории России 17 века;
  • формирование ценностных ориентаций и убеждении учащихся на основе личностного осмысления, политического и нравственного опыта людей в прошлом.

3. Развивающие:

  • развитие мыслительных способностей учащихся;
  • формирование и развитие дискуссионной культуры.

Основные понятия темы:

Смута, династический кризис, самозванцы, кризис государственности.

Личности: Иван Грозный, царевич Дмитрий, Борис Годунов, Лжедмитрий 1, Василий Шуйский, Лжедмитрий 2.

Используемая технология: Развитие критического мышления. Основа технологии: трехфазовая структура урока.

Методика развития критического мышления:

  • умение собрать информацию из различных источников;
  • рассмотрение ситуации в целом, а не её отдельные моменты;
  • выяснение причин проблемы и её последствие;
  • анализ качества информации;
  • умения найти альтернативные пути решения проблемы;
  • умение изменить своё мнение в зависимости от очевидного;
  • умение создать новое знание на основе предыдущего опыта и новой информации.

Первая стадия “Вызов”:

Учитель: (задание классу)

- Отметьте наиболее кризисные явления в государстве при Иване 4. Объясните, почему вы выделили эти явления.

- Выделите основные смысловые единицы опричнины, оформите их графически (кластеры) (Работа учащихся в тетрадях), (см. приложение № 1).

- Какая связь опричнины с новой темой?

- Сформулируйте цель урока.

- Найдите причинно-следственную связь опричнины и смуты.

- Предположите, какие слова могут заменить термин “смута”, запишите их в тетрадях.

- Предположите события, которые могли произойти в это время.

- Как долго смута продолжалась?

- Кто из исторических личностей оказал влияние на ход смуты?

(Предложенные учителем вопросы предполагают трудность в ответах и вызывают мотивацию к поиску их в учебнике и предложенных учителем альтернативных источником информации.)

Вторая стадия “Осмысления”:

Отсутствие достаточных знаний сути Смуты мотивирует учащихся получить недостающую информацию из источников, предложенных учителем. Постепенно идет продвижение к получению новой информации для ответов на поставленные вопросы. Полученная информация классифицируется по категориям знаний. Возникают вопросы, которые записываются в тетрадях, идет подготовка к анализу и обсуждению сути смутного времени. Работа в тетрадях с использованием приема маркировки знаками:

V – уже знал;

+ - новое;

- - думал иначе;

? – не понял, есть вопросы.

Учитель:

- Выделим смысловые единицы смуты, полученные вами из различных источников, оформим их графически на доске.

Третья стадия “Рефлексия”:

Учитель:

- Вернемся к предполагаемым словами связям, а также к названию темы.

- Чье мнение вам кажется наиболее верным? (Дискуссия с использованием полученного из разных источников материала)

- Какова была альтернатива развития страны после смерти Ивана 4?

- Закономерна ли была смута?

- Выразите свое отношение к противоречивому периоду Русской истории, составив пятистишие (синквейн).

Пример:

1. Существительное – тема

2. Описание темы – 2 прилагательных

3. Три действия – глаголы

4. Фраза из 4-х слов, выражающих  отношение автора

5. Синоним 1-го слова

Смута (Приложение 2)

Разрушительная, межцарственная

Выдвигаются, борятся, разоряют

Эпоха, разделившая две династии

Кризис

Учитель:

- Чем закончится смута?

- Кто воспользуется кризисом государственности в России?

(Ответы на эти вопросы найдите дома)

Дополнительная литература:

  1. Богатенкова Н.В. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения. СПб: 2001
  2. Головатенко А. Два кризиса русской государственности: опричнина и смутное время. Преподавание истории в школе, 1993 №2.
  3. История Отечества: люди, идеи, решения. М: 1991.
  4. История России для школьников и абитуриентов. Екатеринбург: 2002.
  5. Ключевский В.О. О русской истории. М: 1993.
  6. Пятецкий Л.М. Справочник по истории России с древнейших времен до наших дней. М: 1996.
  7. Смирнов С.Г. Задачник по истории России. М: 1995.
  8. Соловьев С.М. Соч. Кн. 4.М: 1989.