Научное общество учителей и учащихся "ЮНИКС"

Разделы: Внеклассная работа


“Как здорово, что здесь все мы собрались…”

(А.С.Пушкин)

Происходящие изменения в системе образования все в большей степени ориентируют современную школу на развитие личности каждого ученика с учетом индивидуальных способностей, собственных мотивов и ценностных установок. Проблема улучшения качества образования диктует необходимость поиска новых технологий, методов, приемов активного обучения и воспитания.

На наш взгляд, одним из путей решения этого вопроса является внедрение научно – исследовательской деятельности как новой педагогической технологии.

Определяя понятие деятельности, мы используем трактовку Рубинштейна С.Л. и рассматриваем его как “созидание, обнаружение, проявление и определение субъекта”. Он понимает учение как совместное исследование, проводимое учителем и учеником. Исследование в этой концепции определяется как творческий процесс познания мира и себя в этом мире.

По определению Л.С. Выготского “Исследовательская деятельность учащихся – это творческий процесс совместной деятельности двух субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется передача культурных ценностей, результатом которого является формирование мировоззрения”.

Основываясь на вышесказанном, в нашей школе с 2001 учебного года функционирует научное общество учителей и учащихся “ЮНИКС”.

Цель работы НОУУ “ЮНИКС”:

Содействие интеллектуальному развитию и профориентации членов клуба путем развития интереса к научной деятельности; содействие и поддержка реализации инициатив, талантов.

Задачи:

  • Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей;
  • Активное включение учителей и учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития;
  • Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы членов клуба;
  • Организация научно-исследовательской деятельности членов клуба для усовершенствования процесса обучения и профориентации
  • Повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки;

 

Основные направления:

  1. Включение в научно – исследовательскую деятельность учителей и учащихся в соответствии с их научными интересами;
  2. Оказание практической помощи членам клуба в проведении экспериментальной и исследовательской работы;
  3. Обучение работе научной литературой, формирование культуры научного исследования;
  4. Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований членов клуба;
  5. Подготовка, организация и проведение научно-практической конференции.
  6. В начале работы мы задались вопросами: Кто такой исследователь? Что предполагает исследование? Какова роль учителя в НИД? И нами выведены модели работы:
  • Модель исследователя, важным для которого я-я исследовательская деятельность - рациональное сочетание теоретических знаний и их практическое применение для решения конкретных проблем.

Т + П + Л = ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Модель исследования состоит из 5 П, которая выведена из хода исслед. работы.

  • Модель организатора НИД

Из всего вышесказанного нами выведена структура НОУУ

Руководствуясь выводом науки “Одаренными не рождаются, а становятся”, также в начале нашей работы оказался проблемным вопрос “Как развивать ученика?”. И как ответ на этот вопрос нами выведены:

  1. Технология организации исследовательской деятельности
  2. Основные виды творческой деятельности:
  • Информационно – реферативные – творческие работы, написание на основе нескольких источников с целью наиболее освещения какой – либо проблемы
  • Проблемно – реферативные – предполагают сопоставление данных разных литературных источников, на основе которого дается собственная трактовка поставленной проблемы.
  • Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

Результаты работы НОУУ ЮНИКС

1. Юных исследователей:

  • В 2000 – 2001 уч.г. работало 15 учащихся;
  • В 2001 – 2002 уч.г. подготовлено 12 докладов учеников;
  • В 2002 – 2003 уч.г. вынесено 28 работ
  • В 2003 – 2004 уч.г. подготовлено 32 доклада
  • В 2004 – 2005 уч.г подготовлено 33 доклада.

2. Научных исследователей – учителей

- В 2000 – 2001 уч.г. выступало 9 учителей;

  • В 2001 – 2002 уч.г. подготовлено 13 докладов;
  • В 2002 – 2003 уч.г. вынесено 17 работ
  • В 2003 – 2004 уч. г. выступало 20 учителей,
  • В 2004 – 2005 уч. г. подготовлено 22 доклада

Высшие достижения уащихся:

Ушницкий Афоня – 2 место на республиканском НПК “Шаг в Будущее”, Ситникова Майа - 2 место на республиканском НПК “Шаг в Будущее”, Петухова Роза – стала лауреатом республиканского НПК “Шаг в Будущее” и защитила честь республики Саха (Якутия) на Всероссийском уровне в г. Москва, где была включена в состав сборной России и стала лауреатом на НПК “Экспо – наука - 2004” в г. Дрезден Германии.

Выводы:

  1. Выявлено, что научное общество “ЮНИКС” содействует интеллектуальному развитию и профориентации молодежи, что видно из мониторинга итогов изучения качества учащихся-исследователей, поступлений в ВУЗы.
  2. НОУУ обеспечивает и совершенствует механизм внедрения результатов научных разработок учащихся и учителей;
  3. Содействует активному включению учителей и учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития