Информационные технологии на уроках математики

Разделы: Математика, Информатика


Цели:

  1. Формирование умений и навыков решения уравнений третьей степени.
  2. Развитие у школьников творческого мышления, формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
  3. Научить школьников применять современное программное обеспечение в решении уравнений третьей степени.

Ход урока.

I. Сегодня вы познакомитесь с основными методами решения уравнений третьей степени. Такие уравнения часто встречаются на вступительных экзаменах в ВУЗы и в текстах ЕГЭ. Рассмотрим основные способы решения уравнений третьей степени.

1.Способ подбора.

Пример: Решите уравнение: х?- х?- 4х + 4=0

Легко видеть, что одним из корней данного уравнения является х = 1 (он является одним из множителей свободного члена). Проверим это, 13-12-4*1+4=0. Разделим левую часть уравнения на множитель (х-1)

Таким образом, левую часть уравнения можно представить в виде произведения двух множителей.

х?-х?-4х+4=( х-1)( х?-4)=0, теперь задача сводится к решению совокупности уравнений: х-1=0, х?-4=0. Из первого уравнения находим х1=1, из второго - х2=2, х3=-2. Поскольку все преобразования были равносильными, найденные три значения являются корнями уравнения.

Ответ: х1=1, х2=2,х3= -2.

2. Схема Горнера.

Всякий многочлен f(х)=аn xn+an-1xn-1+…+а1x+a0 можно представить в виде f(х)=(x-a)ng(x)+r где g(x)-есть неполное частное, а r-остаток bn-1=an, bn-2=an-1+abn-1,…, bo=a1+ab1, r=ao+abo.

При вычислениях применяют таблицу. Верхняя строка задана, а нижняя вычисляется по формулам

  an an-1 ….. a1 a0
а bn-1 bn-2   b0 r

Пример: Решите уравнение: x3+2x2+3x+6=0

Методом подбора находим один из корней корень уравнения х=-2, составляем таблицу.

  1 2 3 6
-2 1 0 3 0

Отсюда следует х2+3=0 - решения нет.

Ответ: х= -2

3. Применение табличного процесса Excel

Табличный процессор Excel можно применить для графического решения уравнений третьей степени. Из курса математики нам известно, что корнями уравнения являются значения точек пересечения графика функции с осью абсцисс. С помощью программы Excel можно строить практически любые графики. Но графическое решение дает только приблизительные результаты.

Пример: Решите уравнение: х3-2х2+4х-12=0

Это уравнение мы решим с помощью программы EXCEL.

Алгоритм будет следующий:

1. Построим таблицу: в ячейку А2 заносится начальное значение аргумента х=0, для автоматического заполнения всего столбца нужно в ячейку А3 занести формулу А2+0,15 и скопировать её до ячейки А20.

2. При заполнении столбца В в ячейку В2 заносится формула А2*А2*А2-2*А2*А2+4*х-12, которая затем копируется до ячейки В20.

 

 

С помощью мастера диаграмм выберем тип диаграммы Точечная и построим диаграмму.

На диаграмме видно, что график данной функции имеет точку пересечения с осью ОХ, которое является решением. х=1,9

Ответ: х=1,9

Таким образом, мы видим, что используя программу Excel можно графически решить практически любое уравнение.

II. Закрепление. Работа в группах.

Класс делится на 3 группы, каждой группе дается по одному примеру и указывается метод решения:

1 группа: х3+2х2+3х+6=0 – первым способом

2 группа х32-4х-4=0 –схема Горнера

3 группа 2х32-20х+15=0 – графически

Представитель от каждой группы показывает и защищает решение своего уравнения на доске.

III. Всему классу дается уравнение 6х32-11х-6=0, которое нужно решить тремя способами.

Заранее приготовленное решение, через мультимедийный проектор, показывается учащимся для проверки правильности решения.

IV. Домашняя работа.

Решите уравнения любым способом

3-16х2-17х-3=0

10х3-3х2-2х+1=0

V. Итог урока. Какова же была цель урока? (Научиться решать уравнения третьей степени). Своими ответами вы показали, что цель была достигнута